19 июля газета
"Байкальские вести" опубликовала
статью, вызвавшую немалый интерес в экспертных кругах и
перепечатанную рядом сибирских СМИ. Хотя основная идея ее со
времен сибирского областничества отнюдь не нова, мы считаем
небесполезным для наших читателей ознакомиться с аргументацией
современного последователя Ядринцева и Потанина.
МОЖНО ЛИ СОЗДАТЬ ГОСУДАРСТВО В СИБИРИ?
Существует точка зрения, что нельзя. Приводятся самые разные
аргументы, вплоть до таких фантастических, что новое
государство вынуждено будет покупать электроэнергию в
Евроссии (это при сибирской-то энергетике!), а вообще будет
жить за счет нефти. Однако эти представления крайне далеки
от реальности.
Сибирь обладает сейчас достаточным потенциалом, чтобы начать
жить совершенно самостоятельно. В этом отношении наше
положение кардинально разнится с положением начала ХХ века,
когда Сибирь действительно была слаборазвитой территорией и
не имела собственной промышленности. Однако уже тогда
областники положительно решали вопрос о самостоятельности и
независимости Сибири.
Теперь же в Сибири проживает 32 млн человек. По численности
населения мы вполне сопоставимы с Испанией, Польшей и
Румынией. В два раза превышаем по численности Нидерланды, в
шесть раз Словакию, Финляндию, Норвегию. Среди бывших
союзных республик больше население только на Украине - 48
млн человек. А по остальным: Беларусь - 10,1 млн человек,
Латвия - 2,4 млн, Литва - 3,6 млн, Молдавия - 4,3 млн,
Эстония - 1,4 млн (примерно как население Новосибирска),
Азербайджан - 7,6 млн, Армения - 3,7 млн, Грузия - 5,4
млн, Казахстан - 14,9 млн, Киргизия - 4,6 млн,
Таджикистан - 6 млн, Туркмения - 4,8 млн, Узбекистан -
24,2 млн человек.
То есть большинство новых независимых государств,
образовавшихся после распада СССР, имели население от 3 до
10 млн человек. Опыт показывает, что это нисколько им не
помешало стать вполне нормальными независимыми
государствами.
Почти во всех регионах Сибири преобладают городские жители.
Процент горожан в среднем составляет 75 процентов от всего
населения. Это является неопровержимым свидетельством
высокого уровня развития сибирских регионов и преобладания
здесь индустриального производства над сельскохозяйственным.
Теперь по экономической базе. Восточные регионы являются
одними из крупнейших производителей промышленной продукции
не только в масштабе России, но и в масштабе всего мира. На
юге Сибири сформировались крупные промышленные районы: Омск,
Новосибирск, Томск, Кемеровская область, Красноярск,
Иркутск.
Особенно в этом отношении выделяется Кемеровская область, в
которой сосредоточена основная часть тяжелой промышленности:
угледобыча, коксохимическое производство, черная
металлургия, тяжелое машиностроение. В СССР Кемеровская
область давала 12,6 процента промышленной продукции. В
масштабе Сибири Кемеровская область давала 75 процентов
продукции топливной промышленности, 75 процентов черной
металлургии, 20 процентов химической и нефтехимической
продукции, 12 процентов электроэнергии, 13 процентов
строительных материалов.
Кузбасс - это мощный индустриальный центр в Сибири. И это
при том, что его мощности находятся в крайне изношенном
состоянии после десятилетий нещадной эксплуатации. В
восстановлении и развитии Кемеровской области есть огромные
перспективы.
Коснемся в самых общих чертах потенциала других регионов.
Тюменская область сейчас является одним из крупнейших в мире
районов добычи нефти и газа. Здесь добывается 75 процентов
российской нефти и 80 процентов российского газа. Также
область является центром производства нефтегазового
оборудования, оборудования для пищевой промышленности и
сельхозмашин. Омск является центром нефтепереработки и
машиностроения, в том числе и оборонного. В Омской области
перерабатывается 20 процентов нефти, пускаемой в
переработку, и производится половина авиашин и автопокрышек.
Новосибирская область является средоточием машиностроения,
оборонной промышленности (60 процентов военного производства
в Сибири), науки и образования. Томская область является
крупнейшим в России производителем нефтехимической продукции
(30 процентов метанола и 90 процентов полипропилена), а
также производителем электромоторов и кабелей. Алтайский
край - крупный сельскохозяйственный район, обладающий 5,5
процента пахотных земель в России, а также крупный центр
машиностроения (41 процент котлового оборудования в СССР),
сельхозмашиностроения и химического производства (10
процентов производства химволокна в России).
Красноярский край. Тут, пожалуй, есть все: 15,5 процента
лесных запасов России, 17,6 процента производства
электроэнергии России (к вопросу о "необходимости" покупки
электроэнергии), 10 процентов нефти и газа России. А также:
10 процентов золота, 65 - кобальта, 50 - никеля, 60
- меди, 90 - платины, 27 - алюминия, 6 процентов угля
(все доли от российского производства). Кроме этого, есть
мощная химическая, деревообрабатывающая, металлургическая,
машиностроительная отрасли промышленности. Развитое сельское
хозяйство, которое в 1996 году производило 14 процентов
зерна по Сибири, 13 процентов молока, 16 процентов мяса, 13
процентов овощей.
Иркутская область - 64 процента производства алюминия в
России. Кратко и емко. Это кроме развитой электроэнергетики,
лесной промышленности, машиностроения и авиастроения.
Вывод простой - все возможности для создания в Сибири
собственного государства есть. И демографические, и
экономические, и научно-образовательные, и природные. Более
того, даже по своим стартовым условиям Сибирь заметно
превысит все бывшие союзные республики СССР и даже ряд
европейских стран. При условии же правильного развития
Сибирь войдет в число крупнейших промышленных стран мира.
Соответственно, что все эти разговоры о том, что Сибири-де
некуда деваться, что жить ей только за счет нефти, что и
электроэнергию "придется" покупать в Евроссии, - все это
идет от совершенного незнания противниками самостоятельности
Сибири наших условий и наших возможностей.
Под термином "самостоятельность Сибири" следует понимать
такое положение, когда регион сам для себя определяет
направление развития, сам обладает и расходует необходимые
для этого ресурсы и является распорядителем полученных
результатов.
Самостоятельное развитие происходит тогда, когда
представители региона, исходя из потребностей и особенностей
региона, сами вырабатывают политику развития. Здесь все
имеет принципиальное значение. Во-первых, представители
региона гораздо лучше любых экспертов со стороны
представляют себе силы и возможности, которые реально
имеются в наличии. Наиболее характерный пример в этом
отношении - судьба Урало-Кузнецкого комбината, когда
уральцы и сибиряки горячо выступали за этот проект, а ряд
столичных экспертов и эксперты Югостали - против. В
итоге план "Большого Урала", который предусматривал
рывковое развитие уральской и сибирской черной металлургии,
был составлен и реализован под давлением партийных органов.
Во-вторых, реальные потребности региона и представления о
них со стороны, как правило, существенно различаются.
Например, в отношении Кемеровской области всегда
существовало занижение ее потребностей. В центре максимум
внимания обращали только на рост добычи угля, выплавки стали
и алюминия, производства химпродуктов, а вот строительство
жилья, объектов соцкультбыта, обеспечение области
продовольствием всегда шло на пятом-шестом плане. В 30-е
годы, когда планы развития Сибири составлялись при активном
участии местных специалистов, таких перегибов никогда не
допускали. А вот с 50-х годов, когда планировать стали
только в центре, началась эпоха торможения социального и
культурного развития Сибири.
Опыт показывает, что точные пропорции между развитием
производства, развитием социальной и культурной сфер могут
дать только местные специалисты.
В-третьих, типичный пример несамостоятельного развития
Сибири мы видим в развитии сырьевого сектора, а также
"предприятий-дублеров", которые прятались в Сибири от
возможной военной опасности. Здесь налицо тот факт, что
основные направления развития Сибири определялись далеко не
в интересах самой Сибири. Это наложило свой отпечаток на
развитие промышленности, городов, районов сибирских
регионов. Прямо скажем, современная структура сибирской
индустрии, когда в одном месте находится нефтегазовая
промышленность, в другом - нефтепереработка, в третьем -
химия, в четвертом - угледобыча и черная металлургия, в
пятом - наука и точное машиностроение, не является
рациональной. Ее необходимо кардинально перестроить.
В-четвертых, все ресурсы региона должны быть в одних руках и
под одним руководством. Наилучшим решением этой проблемы в
рамках Российской Федерации было бы правительство Сибирской
автономной области с общим бюджетом. Дело здесь обстоит даже
не в том, что основные доходы от экономической деятельности
сразу оказываются в крупных компаниях в Москве или сразу в
федеральном бюджете, минуя бюджеты сибирских регионов. Дело
состоит в том, что раздергивание ресурсов на доходы
компаний, доходы федерального бюджета, доходы региональных и
местных бюджетов резко снижает возможности их использования.
Не получается концентрации финансовых ресурсов на ключевых
задачах. В итоге, например, в одно и то же время нефтяные
компании вынуждены напрягать свои финансы для ремонта
нефтепроводов, а регионы - напрягать свои бюджеты для
ремонта дорог. Объединение же ресурсов позволяет решать
задачи по мере их поступления: в один год бросить средства
на трубы, а на следующий год - на дороги, и так далее.
В-пятых, распоряжение результатами развития также должно быть
в руках региона. Если это налоги, то большая их часть должна
тратиться на развитие региона. Если это экспорт, то часть
доходов должна оставаться в регионе. Если это сырье, то его
обработка и производство товаров должно вестись здесь же.
Если это доходы граждан, то для них должен быть создан
развитый внутренний рынок.
Самостоятельность Сибири складывается из таких элементов:
- местное правительство,
- собственное законодательство, условия для бизнеса и
налоговый режим,
- собственное определение приоритетов развития, то есть
свое планирование,
- собственный бюджет,
- внутренний рынок с особым регулированием,
- собственное производство товаров, особенно товаров
народного потребления,
- собственная образовательная, научная и культурная
политика.
Без наличия этих элементов невозможно говорить о
самостоятельности Сибири.
Самостоятельная Сибирь легко может находиться в составе
Российской Федерации. В таком случае ее положение будет
весьма сильно напоминать положение Татарстана в составе
нынешней федерации.
Более того, самостоятельная Сибирь, равно как и другие
самостоятельные регионы России, сильно укрепит Российскую
Федерацию. Современная структура, состоящая из 89 субъектов,
доказала свою несостоятельность. На практике в такой системе
отношений не удалось провести ни нормального разграничения
полномочий, ни нормального раздела доходов, ни обеспечить
условия для развития. Небольшие субъекты Федерации, сплошь и
рядом не совпадающие с территориально-производственными
комплексами, не обладают достаточными ресурсами для
самостоятельного развития.
Это сыграло решающую роль в неудаче внутренней политики
российского правительства. Практически все крупные и
долгосрочные инвестиционные программы пришлось составлять
государству. Практически все социальные затраты пришлось
взять на себя федеральному бюджету. При том, что у
государства не оказалось ни средств в достаточном
количестве, ни квалифицированных специалистов, чтобы к этим
задачам подступиться, и все эти программы и планы оказались
обречены на неудачу.
Поэтому задача достижения самостоятельности Сибири
выдвигает также еще и задачу перестройки Российской
Федерации. Вместо 89 регионов в ней должно остаться всего
шесть-семь регионов, каждое из которых будет иметь свое
правительство и свой бюджет. Соответственно, распределение
полномочий между регионами и федеральным центром заключается
в том, что регионы занимаются хозяйством, социальным
обеспечением, наукой, культурой, приграничным
сотрудничеством и внешней торговлей, а федеральный центр
занимается безопасностью, обороной, внешней политикой,
эмиссией денег, контролирует законодательную деятельность.
Полномочия федерального правительства финансируются путем
фиксированного процента отчислений из региональных бюджетов
(не более 15 процентов от дохода) в федеральный бюджет.
Такое построение Российской Федерации будет гораздо больше
содействовать укреплению российского государства, чем
существующая вертикаль.
Достижение самостоятельности Сибири преследует две главные
цели. Первая -- обеспечение восстановления и развития
сибирского региона, достижение высокого уровня
благосостояния сибиряков и высокого качества их жизни.
Вторая -- подведение под российское государство надежной
базы в виде крепкого, хорошо развитого и самостоятельного
региона, способного выделять средства наряду с другими
регионами России для общегосударственных задач. Если мы
говорим о сильной России, то без сильных регионов об этом
можно даже не мечтать.
Дмитрий Верхотуров, г. Красноярск, специально для
"Байкальских вестей" (19.07.2005)
21.07.2005 12:43
Предлагаю альтернативу- по Москве с правительством ,чиновниками и олигархами 5-10 мегатонн,а столицу в Новосибирск!!!
21.07.2005 12:48
21.07.2005 12:49
21.07.2005 12:53
21.07.2005 13:08
21.07.2005 13:10
21.07.2005 14:44
21.07.2005 14:48
21.07.2005 15:15
21.07.2005 15:26
А мы здесь последний х.. без соли доедаем, сидя на необъятном аграрных, сырьевых, промышленных ресурсах. КТО МОЖЕТ ВОЗРАЗИТЬ?
ДОКОЛЕ?..
21.07.2005 15:56
21.07.2005 15:58
21.07.2005 16:05
29.07.2005 15:12
Даешь самостийну сибирь!!