Перегон животных успешно осуществили сыновья Матвея Соседова. Он начался 16 марта 1904 года. К стадам Соседова и Сизова в Терской области присоединились овцы их односельчан Здорова и Коленко. Всего в сибирском походе участвовало у Соседова -1200 овец, Сизова - 2030, Здорова - 1400, Коленко - 120.

Через долгих семь с половиной месяцев после выхода с родины отары прибыли в село Мариинское, но без стада Здорова, которое в дороге отстало, зазимовав на реке Ишим, в 150 верстах от Атбасара. Почти все овцы этой отары погибли, удалось сохранить лишь 160 голов. В Мариинском овцы перезимовали в нанятых крестьянских дворах, принесли приплод. Весной животных выгнали на пастбища, а 1 июня, когда ягнята достаточно окрепли, чтобы перенести дальнейшее путешествие, вновь тронулись в путь - на Акмолинск, Куяндинск, Семипалатинск, в Коростелевскую и Катковскую степи, расположенные у границ нынешнего Алтайского края и Казахстана, в районе города Рубцовска.
25 сентября 1905 года на место прибыло 3750 овец. Таким образом, все путешествие продолжалось полтора года. Через год по той же дороге еще 800 овец пригнали Степановы, 500 - Филатовы, и тысячу голов Я. Соседов, который купил их около Омска.
По данным М. Алексеева, автора статьи о перегоне овец из Европы в Азию, новых овец сразу же стали покупать крестьяне села Локтевское и других сел округи. В 1909 году у 20 животноводов насчитывалось уже 16850 овец, и за четыре с небольшим года их число увеличилось в 2,7 раза.
Быстрому росту поголовья способствовали наличие свободных пастбищ и сенокосов и низкая в те годы арендная плата на сельхозугодья. Сухие ровные степи, богатые разнообразной растительностью, являлись хорошими пастбищами и служили источником для заготовки на зиму достаточного количества хорошего сена. В 1908 году коростелевско-катковскими овцеводами было продано 12426 пудов шерсти на сумму 23052 рубля. А в 1913 году кроме овец у них имелись 389 лошадей и 1215 голов крупного рогатого скота. Несмотря на быстрый рост поголовья, овцы мазаевского типа оказались плохо приспособленными к суровым сибирским условиям. Вследствие повышенной жиропотности шерсть на них зимой смерзалась, поэтому они страдали от простуд, плохо переносили долгий стойловый период. Средний живой вес взрослого барана равнялся 50-60 килограммам, а матки - 33-37. С одной взрослой овцы при настриге 5-6 килограммов шерсти в физическом весе мытой получали лишь 1,2-1,4 килограмма.
Качественное преобразование мериносовой овцы мазаевского типа на территории юго-западного Алтая было начато после Гражданской войны, когда в 1921 году на территории Катковской степи был организован специализированный овцеводческий совхоз "Рубцовский". Всего сюда было передано около пяти тысяч собранных по всей степи мазаевских мериносов. В соседнем колхозе "Сибмеринос" (затем - "Страна Советов") позднее группой селекционеров во главе с Федором Вовченко была выведена алтайская тонкорунная порода овец. За это его наградили Сталинской премией и присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Самыми благоприятными для развития отрасли были 1970-1980 годы прошлого века. Например, в 1990 году в Алтайском крае (с Горно-Алтайской автономной областью) только в коллективных хозяйствах насчитывался один миллион 150 тысяч голов овец, а во всех категориях хозяйств, включая частные, - свыше полутора миллионов овец и коз. В годы рыночных преобразований продукция отрасли в России была невостребованной, что сказалось на резком спаде поголовья. К примеру, в этом году во всех категориях хозяйств края насчитывается всего 224,1 тысячи голов овец и коз. Из них в сельскохозяйственных организациях - 48,2 тысячи овец, у фермеров - 7,2 тысячи голов овец, остальное поголовье (168,7 тысячи овец и коз) находится в личных подсобных хозяйствах граждан.
Серьезным ударом для отрасли стал отказ Российской армии от закупа шерсти для пошива шинелей и обмундирования - ее заменили композиционными, искусственными материалами. Причины упадка овцеводства кроются также в низкой цене реализации шерсти, которая составляет лишь треть-четверть от себестоимости. Впрочем, нередко хозяйства накручивают ее. Например, никак не может употребить за сезон овца 600 килограммов соломы, тем не менее в этот показатель включается солома, сгоревшая и разворованная на полях, выданная населению.
Относительно высокие показатели поголовья имеют Родинский (свыше 22 тысяч овец), Рубцовский, Петропавловский и ряд других районов, в которых насчитывается по 5-7 тысяч хранителей золотого руна. Впрочем, подобные пики спада-подъема отрасли уже бывали. Так уже случалось в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, в канун коллективизации. Тогда вообще была опасность потери лучших особей, адаптированных к условиям Сибири, но отрасль возрождалась. На это надеются и современные овцеводы.
Анатолий МУРАВЛЕВ, "Алтайская правда", 24.09.2005
26.09.2005 08:50
26.09.2005 12:56