Совсем недавно новоиспеченный губернатор края Александр Карлин удивлялся тому правовому беспределу, который складывался на Алтае последние годы. Он заявил, что уже в ближайшее время разгулу преступности, беззаконию будет положен конец. Остается только верить, что слова бывшего высокопоставленного чиновника Генпрокуратуры не останутся пустым звуком. Очевидно, правда, что для этого надо приложить немалые усилия. Ведь нездоровая ситуация в правоохранительных органах края сложилась не вчера.
НА ГРАНИЦЕ ТУЧИ ХОДЯТ ХМУРО...
Тогульский район располагается на границе с Кузбассом и является сегодня одной из самых неблагополучных в экономическом отношении территорий края. Свеобразное пограничье, где и люди под стать суровой, дикой природе: немногословные, привыкшие зарабатывать хлеб тяжелым трудом. Когда-то здесь работал мощный леспромхоз, который давал работу сотням жителей района. Однако в середине 90-х гг. он развалился, и фактически работы в районе не осталось. Тогда-то и появились в районе новые хозяева жизни, которые стали прибирать к рукам наиболее привлекательную собственность, пытались сломить независимых и суровых таежников. Именно в это время появился в Тогуле Николай Петранговский, известный "в миру" как Никола Питерский. Его приезду сопутствовали целый ряд событий, которые сразу обусловили образ жизни и характер поведения Николая Адамовича в Тогульском районе.
Уже в 1995 году была создана специальная оперативно-следственная группа РОВД, которая занималась расследованием расхищения Тогульского леспромхоза. Одним из фигурантов по этому делу выступал Петранговский, которые в то время работал заместителем директора леспромхоза. Однако выяснить все обстоятельства этого дела так и не удалось, поскольку в результате пожара (?) сгорела вся бухгалтерия. В общем, достаточно типичная картина. Тогда, 10 лет назад, Петранговский все-таки получил судимость. Правда, по другой статье. По словам руководителя группы подполковника милиции в отставке Анатолия Прилепина, Петранговского судили за незаконное приобретение и хранение нарезного гладкоствольного оружия. Привлекался к уголовной ответственности Тогульским районным судом и был осужден на 2 года условно. В этом же году, по сведениям милиции, Восточным судом Бийска он был осужден по этой же статье и также был приговорен к условному наказанию. Несмотря на уголовное наказание, Петранговский впоследствии занял должность охотоведа Тогульского района, хотя не имел на это права как судимый.
- Для меня очевидно, что Петранговский пользовался покровительством у тогдашнего руководства УВД и прокуратуры. Даже в материалах спецпроверок отсутствовали данные о его судимости. Краевое начальство откровенно закрывало глаза на незаконность владения нарезным оружием. И хотя сегодня судом рассматриваются более вопиющие факты (похищение людей, избиение, издевательства над ними и т.д.), думаю, что и на этот раз ничего не получится у правоохранительных органов, - горько усмехается подполковник милиции.
Он считает, что у "Коли", как называют его в Тогуле, остались связи на "самом верху". Ведь Анатолий Прилепин неоднократно обращался с письмами и запросами в прокуратуру края. Он задавал краевым правоохранителям вопрос: на каком основании Петранговскому была выдана лицензия на нарезное оружие? Однако никакого вразумительного ответа подполковник милиции так и не получил, а лицензию на оружие никто не отозвал.
Любопытно, что охотпользователем в Тогульском районе является ООО "Алжетранс", которое должно регулировать численность тех или иных видов животных, выявлять заболевания животных, осуществлять их подкормку. Одним из учредителей ООО является - кто бы вы думали? Петранговский Николай Адамович, который, будучи охотоведом, должен был осуществлять контроль за деятельностью самого охотпользователя. Не выглядит ли парадоксальной ситуация, когда охотовед и охотпользователь являлись одним и тем же лицом? О каких контрольных функциях могла идти речь в этом случае?
До сих пор не заключен соответствующий законодательству договор с охотпользователем, не проведен землеотвод. Краевая и Тогульская прокуратура обращались в краевой Арбитражный суд о признании этого договора незаконным, однако, из-за юридических формальностей (отсутствия надлежащим образом оформленного отвода земель, сведений о собственниках земель и др.) решение это так и не было принято.
Уже в этом году Общество охотников и рыболовов Тогульского района обратилось с письмом в Департамент природных ресурсов, в котором отрицательно оценили деловые и личные качества главного охотоведа района Петранговского, предложили руководителям краевого охотничьего ведомства освободить его от занимаемой должности. Сегодня в ходе реорганизации ведомства Николая Петранговского попросту сократили, появился новый охотовед. Однако, как говорят местные охотники, он пока не самостоятелен в своей работе и полностью зависит от своего предшественника.
МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕМЫ
Сегодня Тогульский районный суд рассматривает дело по обвинения Николая Адамовича Петранговского в умышленном причинении повреждений средней тяжести. Что же произошло? Весной этого года, обвинив жителя Тогула Юрия Савичева в краже у него вещей с принадлежащей ему Глазыринской заимки, Петранговский вместе с сыном похитили Савичева, который работал на заимке. При этом Савичев отказывался ехать, поясняя, что никакой кражи не совершал. Однако, нанеся жертве несколько ударов гидравлическим шлангом, Петранговский силой привез Савичева на заимку, где, приковав наручниками, избивал в течение нескольких дней лопатой, ломом. В результате у потерпевшего была разбита голова, сломана рука, нанесены другие телесные повреждения. В конце концов, Савичев, "согласившись" вернуть якобы украденные вещи, направился за ними вместе с другим "батраком" Петранговского - Семеновым. Пытаясь скрыться от своих мучителей, они забрались на льдину находящегося на окраине села пруда и стали звать на помощь. Односельчане вызвали сотрудников милиции, которые поместили потерпевших в ИВС на 15 суток (в момент задержания они были пьяны и нарушали общественный порядок), чтобы тем удалось избежать нового похищения, последующего насилия и давления.
Как сообщил Юрий Савичев, когда они отбывали назначенное им мировым судьей наказание, к ним в ИВС несколько раз приходил с угрозами и посулами незнакомец. Причем, по словам потерпевших, "организатором" этой встречи выступал начальник Тогульского РОВД подполковник милиции Владимир Басалаев, предложивший арестованным "пообщаться" с "посетителем". Кстати, о том, что Басалаев давно покровительствует Николаю Петранговскому (а, может, скорее наоборот?), известно, наверное, всему району. А ведь, как известно, безнаказанность неизбежно порождает впоследствии другие преступления.
ЗАКОН - ТАЙГА, ПРОКУРОР - МЕДВЕДЬ
Вот несколько весьма характерных примеров. Несколько лет назад некий предприниматель из соседнего Кытмановского района взял делянку для порубки леса, арендовал трактор для работы в районе заимки Петранговского. Оставив трактор на его заимке, тракторист Зайцев попросил присмотреть за ним. Однако когда Зайцев и его хозяин приехали забирать трактор, Петранговский, ссылаясь на долги Зайцева, отказал в этом. Когда же кытмановцы попытались забрать трактор, по ним неизвестными из лесу был открыт огонь из карабина. Всего было произведено 15 выстрелов, прострелена кабина, огонь, по свидетельству очевидцев, велся на поражение. "Стрельба была как в Чечне", - вспоминал потом один из попавших "под обстрел" рабочих. Однако уголовное дело не было возбуждено, а трактор так и не попал к его законному владельцу.
Руководству Тогульского РОВД известен и другой случай, когда был похищен целый табун из 16 лошадей, принадлежащего ООО "Новоюшинский" (директор Вячеслав Пантюхов). Когда тот обратился в милицию, заявления у него не приняли, отказав без всякой мотивировки. В конце концов, затяжка времени позволила скрыть следы преступления.
Вот еще один факт. На протяжении длительного времени Петранговский похищал у одного из местных фермеров по ночам семенную пшеницу, овес, который шел на корм скоту. А стадо у него было немаленькое: более 40 свиней, много лошадей. И снова Петранговскому грозил серьезный срок.
- Я убежден: его покрывают. Что-то против него предпринять здесь в Тогуле трудно: ведь он живет и прописан в Барнауле. А сюда приезжает как на отдых, на дачу, - отмечает Анатолий Прилепин. - Наконец, о вопиющих случаях, когда на заимке Петранговского фактически содержались в рабских, нечеловеческих условиях люди. Мне довелось беседовать с некоторыми из них: один прожил на заимке 6 месяцев, другой - 2 года. Причем все это время подвергались издевательствам и унижениям. Один из них - барнаулец, оказался в Тогуле по стандартной схеме: выпивал, продал в Барнауле квартиру, оказавшись в райцентре без жилья.
ИМПОТЕНЦИЯ ВЛАСТИ
А что же власть, спросит читатель? К сожалению, похоже, власть не в состоянии навести в районе элементарный порядок. Или не хочет? В любом случае, перефразируя Пушкина: "власть безмолвствует". Может, боятся Петранговского, как многие жители района, оказавшегося не просто "на границе" с Кузбассом, а на периферии правового поля? И если в соседней Кемеровской области губернатор Аман Тулеев жесткой рукой устанавливает эффективную властную вертикаль и ни под каким предлогом не терпит "авторитетную" конкуренцию, то в алтайской глуши по-прежнему закон - тайга, а прокурор - медведь. Наверное, есть этому и экономические объяснения: безработица, уровень жизни ниже некуда, почти натуральное хозяйство (охота, рыболовство, собирательство ягод и грибов и проч.). Разумеется, пьянство. Однако, что ж капитулировать власти в таких условиях?..
Рассмотрение дела Петранговского затягивается. 19 сентября состоялось первое слушание. Затем прокурор района отложил его на месяц в связи "с занятостью в других делах". Между тем, на свидетелей оказывается давление, которое может привести к развалу дела. А в ночь с 6 на 7 октября обманным путем был похищен одни из основных свидетелей - гражданин Семенов. Его выманили возможностью выпивки и увезли в неизвестном направлении. До сих пор неизвестно, где он находится.
Не исключено, что уже на этой неделе "разбор полетов" пройдет в прокуратуре края и могут последовать кадровые выводы. Вполне вероятно, без последствия не останется и работа тогульской милиции. Поговаривают, что деятельностью ее начальника Владимира Басалаева заинтересовались не только коллеги "из края" по милицейской работе, но и сотрудники ФСБ. В последние дни правоохранители, действительно, зашевелились. Однако принесут ли их "телодвижения" какие-либо результаты для жителей района, уставших от правового беспредела, покажут события ближайших дней. Ведь от этого, в конце концов, зависит эффективность власти, которую населения края оценивает по простым, но понятным всем жителям края шагам и поступкам.
17.10.2005 15:52
18.10.2005 06:06
18.10.2005 06:58
18.10.2005 07:04
18.10.2005 08:43
18.10.2005 08:48
18.10.2005 10:40
07.05.2007 17:32
26.02.2009 23:14
30.12.2017 19:29
10.01.2020 17:22