Уже второй месяц идут дебаты в Совете народных депутатов
Алтайского края о том — сколько нужно заместителей председателя?
Один, два, а может быть три? 18 октября по этому поводу на встрече с лидерами политических партий однозначно высказался
глава администрации края Александр Карлин, который возмутился
действиями тех депутатов, которые считают, что одного
вице-спикера мало, причем губернатор использовал даже такое
крепкое выражение как «не надо смешить народ».
В этой связи приводим комментарий по этому поводу председателя
правления Алтайской краевой общественной организации «Школа
реальной политики» Константина Емешина:
«Безусловно, если рассматривать краевой Совет как некое
предприятие, то вполне логична схема, когда имеет место один
начальник, он подбирает себе одного заместителя и руководит
организацией, которая разделена на комитеты. При этом жестко
регламентируется принцип единоначалия. Эта модель реализована в краевом Совете начиная с 1994 года, а спикер Александр Назарчук
выполняет роль начальника над депутатами, и при этом он выбирает
себе одного заместителя. Вот почему в регламенте в свое время
была заложена норма, что только председатель имеет право
предлагать кандидатуру заместителя
Однако краевой Совет это не предприятие, а некий политический
орган, в котором все депутаты равны и у них не может быть
начальника. Поэтому во всех парламентах основной структурой
является объединения депутатов в виде политических фракций.
Например, в Государственной Думе России с 1994 года использована
эта особенность организации представительного органа и были
введены должности вице-спикеров от каждой фракций. Однако, в нынешней Госудуме России, где преобладает одна фракция этот
принцип нарушили и возобладал чисто бюрократический подход — от этой довлеющей фракции «Единая Россия» избрано несколько
заместителей. Зная внутреннюю кухню Думы, эти действия вполне
логичны — ведь вице-спикер это статус, это секретариат, это
кабинет с приемной, это персональная машина и прочие удобства для
жизни и для работы.
Нынешний состав Алтайского парламента четко структурирован на три
фракции и поэтому сложившаяся ситуация, когда лидер
избирательного блока левых (всего лишь третья по численности
фракция) монопольно предлагает кандидатуру своего заместителя,
тоже близкого себе по политическим пристрастиям — это нонсенс для
парламента. В этом случае краевой Совет превращается в игрушку
для председателя, а он становится не просто «первым среди
равных», а начальником над депутатами.
Подобная модель навязываемая Назарчуком явно противоречит
логике построения политического представительного органа и депутаты пытались разрушить ее уже несколько раз.
Первую попытку предпринял представитель фракции «Единая Россия»
Борис Трофимов, который на первой сессии при избрании спикера
выдвинул свою кандидатуру в альтернативу Назарчуку, предложив
изменить систему работы в краевом Совете. Но тогда его не поддержали даже некоторые товарищи по фракции.
Затем депутаты предприняли маневр по созданию коллегиального
органа — Президиума крайсовета. Инициаторы этой идеи предложили
составить некий коллегиальный орган из лидеров фракций, который
бы стал «коллективным спикером» при принятии организационных
решений в крайсовете (назначение сессий, определение повестки
дня, публичное толкование работы крайосвета и т.д.). Но и в этом
случае сторонники этой идеи не набрали большинства.
С уходом заместителя председателя крайсовета Бориса Ларина эта
проблема вновь высветилась и депутаты решили поколебать монополию
власти Александра Назарчука. Однако на этом этапе Александр
Григорьевич недооценил свои силы (а может быть просто начал более
сложную многоходовую комбинацию) и предложил только одну
кандидатуру заместителя Александра Романенко. Голосование
показало, что спикер уже не имеет контрольного пакета в крайсовете и Романенко не хватило 4-х голосов. Но ситуация такова
что и у двух других фракций нет проходных кандидатов. В шахматах
такая ситуация называется «патовой» — кого не выдвигай, он проиграет.
На сентябрьской сессии эта ситуация могла бы разрешиться за счет
введение двух постов вице-спикеров и выдвижения двух кандидатур
Александра Романенко и Сергея Землюкова <Единая Россия>. Однако,
Назарчук упорствовал и выдвинул лишь одного.
Сейчас «Единая Россия» как самая крупная фракция настаивает на избрании заместителем Землюкова, но поскольку они прекрасно
понимают, что он также не пройдет в одиночку, поэтому они уже
готовы согласиться с идеей двух вице-спикеров.
Но в случае двух должностей остается без столь высокого поста
еще одна фракция «Объединенных депутатов». Вот почему те активно
предлагают выход из патовой ситуации всеобщим миром — раздать три
должности заместителей, пусть даже и без оплаты, на внештатной
основе.
Безусловно, что при двух и тем более при трех заместителях из иных фракций, Александр Григорьевич существенно потеряет свою
власть, поэтому он категорически против и будет продолжать свою
многоходовую игру. У него есть шанс добиться своего, поскольку и
«Объединенные депутаты» и «Единая Россия» не представляют из себя
монолит и поэтому там всегда найдутся депутаты, которые дрогнут и при тайном голосовании опустят бюллетень вопреки решению своей
фракции.
Отдельно хотел бы остановиться на факте публичного жесткого
заявления губернатора Александра Карлина. Он четко выразил свою
позицию в поддержку линии Александра Назарчука на одного
заместителя. И здесь думаю, свою роль сыграл бывший заместитель
Назарчука, а ныне заместитель Карлина — Борис Ларин. Именно через
него Назарчуку было легче всего использовать губернатора как
административный рычаг давления на депутатов. Мне кажется это
очередная серьезная победа Назарчука, в этот раз он вовлек
губернатора в игру на своей стороне.
Думаю, что это стало возможным из-за политической неопытности
нового губернатора, а может быть ему просто не нужно усиления
краевого парламента — ведь тогда администрации придется иметь
дело не с одним спикером, а с краевым советом, в котором надо
договариваться с каждой фракцией.
Возможные сценарии развития событий.
Первый. При поддержке губернатора Назарчук сразу добивается
избрания одного заместителя, причем своего соратника.
Второй — мало вероятный. Назарчук соглашается на избрание одного
заместителя, но не своего сторонника. Возникающие при этом
варианте противоречия придется гасить путем создания президиума
крайсовета.
Третий — наиболее приемлемый для большинства в настоящее время.
Назарчук уступает и соглашается на двух замов. Причем на одну
должность продвигает своего представителя, а вторую занимает
представитель «Единой России» — Сергей Землюков. «Объединенные
депутаты» в этом случае довольствуются постом председателя
комитета по правовой политике.
Четвертый — мало вероятный. Избрание трех заместителей. В реальных условиях краевого совета (малое число штатных депутатов)
это полностью тогда делает бессмыленными посты лидеров фракций.
Пятый. Депутаты благодарят Александра Назарчука за многолетнюю
работу и избирают себе нового председателя. Игра по заместителям
начнется с чистого листа. В этом случае «Единая Россия» могла бы выдвинуть на пост председателя целый список депутатов — Бориса
Трофимова, Сергея Землюкова, Виктора Красилова, Николая Рыжака,
независимого депутата Александра Лазарева. А на должность
заместителя могла бы претендовать команда Назарчука — Виталий
Сафоронов, Игорь Вольфсон или Александр Романенко.
Шестой вариант — наиболее вероятный. Александр Назарчук как
опытный политик просто измотает депутатов на их противоречиях,
плюс найдет индивидуальные подходы для сомневающихся, да плюс еще
попользуется через Ларина губернаторским ресурсом… А в результате он останется с одним заместителем. Причем этим
заместителем окажется представитель левой фракции.
19.10.2005 08:22
19.10.2005 08:29
19.10.2005 08:40
19.10.2005 08:41
19.10.2005 08:49
19.10.2005 08:50
19.10.2005 08:59
19.10.2005 17:15
20.10.2005 12:45
20.10.2005 14:50
23.10.2005 14:54
Информация с официального сайта СФО на:
http://budilnik.altai.ru/ forum/index.php?board=4; action=display; threadid=79; start=0#msg381
(уберите пробелы)