Необходимость дополнительных транспортных коридоров между Россией
и Китаем не вызывает сомнений, однако при разработке конкретных
проектов строительства автомагистралей необходимо учитывать
интересы местного населения. Об этом, как сообщает агентство
Regnum, Миронов заявил в ходе пресс-конференции в Горно-Алтайске
29 октября.
В настоящее время, сказал Миронов, неуклонно растет объем
торговли, и нынешние транспортные коммуникации не могут
обеспечить дальнейшие развитие наших торговых отношений. «Вопрос
в том, где прокладывать эту дорогу. И вот здесь нас, честно
говоря, интересны Китая должны волновать не в первую очередь.
Один из вариантов создания нового транспортного коридора — через
55-километровый участок государственной границы между РФ и КНР в Республике Алтай. Но при обсуждении проблемы необходимо учитывать
ряд обстоятельств. Плато Укок, по которому в случае строительства
пройдет дорога, внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это
уникальный памятник природы. Нужно учитывать одновременно и государственные интересы России и, безусловно, интересы местных
жителей, экологическую, историческую и этнокультурную
составляющую».
«Подчеркну, что есть гипотетические проекты строительства дороги
через перевал Канас, но документов по их реализации нет, — заявил
Сергей Миронов. — Если вести речь предметно, то нужно начинать с комплексной экспертизы этого проекта. Ее нет, поэтому это —
гипотетический проект».
Предполагается, что дорога пройдет через плато Укок и пересечет
границу на перевале Канас. Однако эта идея неоднозначно
воспринимается местным населением. Во-первых, противники
строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой
«зоной покоя». Во-вторых, на плато располагается большое
количество археологических памятников, и именно здесь археолог
Наталья Полосьмак обнаружила мумию «алтайской принцессы». Многие
алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени
2003 года связывают с тем, что люди потревожили «дух принцессы
Кадын», выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрении в Институте истории и археологии Сибирского отделения РАН. Как
считают сторонники строительства, сооружение дороги вызовет рост
и развитие международных автомобильных перевозок, послужит мощным
толчком экономического развития Республики Алтай, западных
аймаков Тывы, Алтайского края, обеспечит возможность освоения
природных ресурсов Кош-Агачского района Республики Алтай, повлечет
развитие малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день
плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных
природных объектов на юге Республики Алтай. По границам
плоскогорья проходят государственные границы России, Китая,
Монголии и Казахстана. Плоскогорье расположено на высоте
2200−2500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500−600 метров
возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка
горного обрамления плоскогорья — горный узел Табын-Богдо-Ула
(Пять священных вершин), наивысшая гора которого — Найрамдал —
достигает 4374 м над уровнем моря. Эта гора является после
Белухи второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ола
сходятся границы трех государств — России, Китая и Монголии.