18+

Святые места Алтая: родники, колодцы и подземные воды.

Предлагаем вам ознакомиться с очередной статьей известного на Алтае журналиста Анатолия Муравлева из серии его материалов, посвященных религиозной истории региона.

IV. ИСЦЕЛЯЮЩИЕ РОДНИКИ

Наверное, не ошибусь, если скажу, что каждый монастырь имел так называемый святой ключ. По крайней мере, на Алтае это было так. И славились данные источники ничуть не меньше, чем сами монашьи обители. Считалось, что у воды из святого ключа есть необыкновенные, чудодейственные свойства. Ее использовали для умывания, питья и лечения различных болезней.

МОНАСТЫРСКИЙ КОЛОДЕЦ

… 1901-м годом отмечен случай исцеления от слепоты: крестьянин Александр Балаканов после омовения водой из источника, вытекающего из-под глиняного холма, прозрел. А потом стал благодетелем Пустыньки (или Пустыни) — появившегося рядом с целебным источником Александро-Невского монашеского скита. До сегодняшнего дня сохранилась молва о чудотворности этого родника у подножия холма, в котором размещались лабиринты подземного храма. В прежние времена монашеский комплекс, включающий ключ, ежегодно посещало до десятка тысяч паломников. Местные жители рассказывали мне о том, что вода из него сохраняет свои качества «от Троицы до Троицы». К счастью, нашлись и сегодня добрые люди, которые обустроили родники у бывших Александро-Невского и Даниилова подземных скитов. В эпоху официального атеизма верующие старушки в большие церковные праздники посещали чудотворные родники у подземных алтайских храмов, чтобы помолиться за загубленные души монахов, совершить крестный ход и набрать святой водицы. Власть допускала послабления в богоборчестве в годы войны, что укрепило веру в победу, однако в послереволюционные и в 60-е годы, по словам старожилов, изгоняла отсюда старушек.

Трагична, но и показательна судьба святого Никольского источника в Барнауле, берущего начало из-под горы у бывшего женского монастыря. До конца 20-х годов прошлого века рядом с двухэтажной деревянной часовней Святителя Николая Чудотворца стояла соборная трехпрестольная Богородице-Казанская церковь. У ее подножия — чудотворный целебный источник, куда православные везли больных и ослабленных. Для их лечения здесь была устроена купальня. О барнаульском святом ключе знала вся Россия. Но потом воинствующие безбожники рядом с этим местом расстреливали духовенство, заключенных, мирян и монахинь. Здешняя земля поныне хранит останки новомучеников.

Свято-Никольский родник в годы атеистического безвременья превратили в свалку, замазывали глиной, заваливали мусором и навозом. Сейчас он возродился. В 1988 году Свято-Никольский родник постановлением краевого Законодательного собрания признан народно-историческим памятником. Еще страшней судьба источника, расположенного в овраге близ села Сорочий Лог Первомайского района. По свидетельству местных жителей, он пробился в 1915 году и получил название Святой ключ. В 1920-х годах около него красные уничтожили около двадцати крестьян и священников во главе с отцом Максимилианом. Тогда же у источника начались явления Богородицы народу.

Вместе с мучениками безбожники решили «похоронить» и источник. Его забили песком. Но он пробился снова. Вода и грязи источника считаются целебными. Паломники, несмотря на запреты и репрессии советской власти, всегда посещали Святой ключ.

В 1995 году рядом с ним был воссоздан скит Иоанна Крестителя. Первыми его насельниками стали два монаха. Одного из них, как рассказывают, едва не убили местные отморозки. Сейчас в скиту, считающемся подворьем Знаменского монастыря, живут несколько монашек.

Удивительным образом воскрес святой ключ церкви Казанской Божией Матери в селе Коробейниково УстьПристанского района. По словам настоятеля храма отца Романа, до революции в православные праздники освящалась вода одного из источников в центре села. С тех пор ее много утекло. Протока Чарыша, из крутого берега которой истекали многочисленные родники, стала озером Подувальным, церковь закрыли, но разрушить не смогли. Когда ее возродили, родник, из которого прежде брали воду, был утерян. Он стал обычным ручейком среди десятка других. И тогда одна жительница Коробейникова, бывший библиотекарь, решилась отыскать тот самый святой ключ. Она поочередно брала влагу из родников и омывала ею свои больные ноги. Один из них дал ей выздоровление. С тех пор этот ключ вновь считается святым. Родник очистили от мусора. Сначала здесь брали воду из ямки, потом соорудили колодец. Установили крест. Сделали деревянную купальню. Многочисленные паломники, прибывающие в храм к чудотворной иконе Казанской Божией Матери в первое воскресенье июля, погружаются в воду купальни после водосвятного молебна и ее освящения. Эту воду можно испить и в самом храме.

КЛЮЧИ — ОТ СЕРДЦА!

Среди достопримечательностей Алтая особое место занимает Краснощековский район. Чтобы понять «масштаб» его красоты, достаточно всего двух цифр: в крае зарегистрировано около 60 памятников природы. А из них в одном только Краснощековском районе — 36! Пожалуй, не меньше будет здесь и памятников алтайской старины, а также древней истории.

Но сейчас речь лишь о родниках — памятниках природы. Они получили этот статус от краевых законодателей благодаря усилиям заслуженного эколога России, бывшего председателя районного комитета по экологии Николая Смирнова. Достаточно сказать, что под его патронатом школьники и все, кто не равнодушен к природе, благоустроили в районе 123 (!) родника — расчистили их, построили беседки, упрятали в колодцы. А началось все в середине 80-х, когда Николай Смирнов рассказал в районной газете об опыте учащихся Усть-Козлухинской школы, которые расчистили и благоустроили родники у села. 10 июля 1985 года и «Алтайская правда» поведала о том, как ребята огораживали ключи срубами, изготовленными на школьных уроках труда, ставили грибки, скамейки, столики, высаживали деревья, безымянным родникам давали названия. На стене школы была размещена карта с 26-ю родниками, над которыми шефствовали «Голубые патрули».

Дальше пошло-поехало. Почин был подхвачен в селе Карпово, где заложили дендросад, благоустроили 12 родников. А бывший председатель колхоза «Победа» Иван Тибейкин, который умер в этом году, оставил о себе хорошую память в селе Новошипуново: им было благоустроено несколько ключей, у которых поныне останавливаются все путники. Вот так родилась истинно народная инициатива, захорошели сельские околицы, обочины дорог, берега рек, сами села. Она, между прочим, актуальна и сегодня, когда, как утверждают, сузилось поле полезной деятельности молодежи.

А вот, например, в Поспелихинском районе, по словам Алексея Баскакова — коллеги Николая Смирнова, нынче не осталось ни одного родничка. Они исчезли в годы целины и позже, когда водоемы подпахивали под самый урез воды, у источников строили летние дойки скота. И сейчас нередко можно видеть плоды «инициатив» местных хозяйственников. Бульдозером сооружают плотины, в образовавшийся водоем сотни животных несколько раз в день, утопая в грязи, спешат на водопой. Так и умирают родники… Но в Краснощековском районе нашли и вполне современный подход к дарам природы. Например, добывают целебную влагу в известковой пещере Водяная у села Усть-Пустынка. Первое описание этой пещеры датируется 1770 годом, когда в ней побывал известный исследователь Алтая Петр Паллас. Считается, что протяженность пещеры — 46 метров. Жители Усть-Пустынки издавна лечили ее водой заболевания щитовидной железы и гнойные открытые раны.

После тщательных анализов фирма «Чарыш» освоила здесь промышленную добычу воды, получившей название «Серебряная». Качество воды поразило даже скептиков, когда для исследований ее закачали в грязную цистерну молоковоза. Тем не менее вода нейтрализовала не только молочную палочку, но и болезнетворные микробы.

В соседнем селе Маралиха действует цех по розливу воды «Серебряная». А в Акимовке добывают воду «Золотая». В центре этого села есть Лисицынский ключ, протекающий через ограду инженера Бориса Лисицына. Анализ влаги показал, что она приближается к мировым стандартам чистой воды. По мнению Юрия Винокурова, директора Института водных экологических проблем СО РАН, такую воду можно встретить только в высокогорьях Тибета.

Отрадно и то, что местное население получило новые рабочие места, а налоги поступают в муниципальный бюджет.

ХРАМ? БОЛЬНИЦА? РЕСТОРАН?

Из раннего детства я сохранил воспоминание о том, как ходил с бабушкой в лес за земляникой. Занятие казалось утомительным не только от усталости и комариных укусов, но и из-за жажды. И вот бабушка привела меня к лесному ручейку, напоила его водой, и усталость как рукой сняло. Еще помню, как в один из засушливых 60-х годов старушки решились просить у бога спасительного дождика. Они направлялись от святого ключа с иконами и молитвами к центру села Колыванское Павловского района, но крестный ход был пересечен участковым милиционером и местными активистами-безбожниками. Странно, но дождь прошел уже в тот же день, прекратившись там, где была разогнана толпа верующих. Удивительную историю святого ключа у села Соловьиха Петропавловского района недавно рассказал мне Егор Анохин, прежде работавший секретарем парткома местного колхоза и председателем сельсовета. В июне 1852 года сюда была направлена группа воронежских переселенцев, включавшая и предков Анохина. Она двигалась на лошадях из станицы Антоньевской вместе с сопровождающим казаком или землемером. У родника, в местечке, позднее получившем название Казацкий Лог, переселенцев встретили старожилыкержаки, которые здесь имели пасеки и охотничьи курени. Они дали понять, что земли заняты и переселенцам следует идти дальше в горы. Те спорить не стали, помолясь, заночевали у ключа. Сопровождающего направили в Антоньевку, к казачьему атаману, к месту конфликта прибыл вооруженный отряд. Остудил пыл старожилов только ружейный залп в воздух.

Так было дано начало населенному пункту, названному Соловьихой из-за птичьих трелей в тальнике. А ключ, близ которого основатели будущего села провели тревожную ночь, стал почитаться в народе. Традицию ежегодно посещать его с крестным ходом в святую пятницу — за два дня до Троицы — ввели первопоселенцы. С тех пор, несмотря на гонения, у святого ключа в этот день всегда многолюдно. Может быть, потому что расположен он за околицей села, вдали от глаз властей. А в конце 80-х, когда осмелели от озона перестройки, председатель колхоза Николай Хабаров решил благоустроить ключ. Источник располагается в глубоком овраге, недоступен скоту, но и людям добираться к нему сквозь заросли тальника и разнотравье было неудобно.

Так появилась беседка в виде часовенки. И еще — бетонная лестница. Это — дело рук местного умельцавиртуоза Виктора Коровина. Вместе с сыном он за лето ломиком да руками сумел опустить в крутой овраг лестничные марши, украсив их цветными металлическими поручнями. А берега ключа укрыл удобным настилом.

В те же годы около него высадили березки и елочки. С той поры у святого ключа соседствуют общение с богом, лечение тела, массовые гулянки и дикие оргии. Он стал и храмом, и больницей, и рестораном. В итоге пьяный тракторист на Т-4 с лущильником проехал по лесополосе — и сгубил красоту. А выжившие елки и березки выгорели в огне, оставленном отдыхающими. Так бывает нередко: святое дело соседствует с постыдными грехами, пьяными безобразиями и прочей дьявольщиной.

«РУССКИЙ СТЕРВИС»

Издавна на Алтае были известны места, где можно было излечиться, не прибегая к использованию таблеток и микстур. Это прежде всего Рахмановские ключи, которые отошли к Восточному Казахстану и куда ездили «на воды» еще горные инженеры Колывано-Воскресенского округа.

В Горном Алтае давным-давно известен Адыш-Ту — Стреляющая гора. Лечебный источник, вытекающий из подножия скалы, как считается, излечивает экземы, ревматизм и болезни желудка. Посетителей не смущает даже то, что вода имеет запах сероводорода.

В 1989 году Балыкчинский сельсовет Улаганского района открыл там подобие лечебницы: поставили две ванны, которые накрыли навесом, воду стали нагревать привозными дровами и греться в ней — вот и весь «русский стервис»!

На границе с Хакасией, у правого берега Абакана, имеется Бедуйский горячий источник. Его мощность — 10 тысяч ведер в сутки, температура 38,8о, вода прозрачная, приятного вкуса, с легким запахом сероводорода. Туристы-экстремалы утверждают, что купание в источнике снимает усталость и лечит ревматические болячки.

Есть горячие и теплые источники, которые манят к себе людей, и на теперешней территории края. Например, Белокуриха, где научились использовать лечебный эффект малых доз радона. До недавнего времени существовал в этом курортном городке и Глазной ключ. Но судьба источника, якобы излечивающего глазные болезни, под угрозой из-за появления горнолыжной трассы.

Полтора века назад путешественник Василий Радлов посетил родник Кидисбазар. Он отмечал в дневнике: «Рядом с нашей ночевкой находился целебный источник — круглая дыра 6 квадратных футов и около 1,5 фута глубиной. Считается, что купание в этом источнике помогает от глазных болезней. Вода не имеет определенного вкуса, молочного цвета, пузырится, холодная, не выше + 5 градусов. Мне называли и другие целебные источники: у Катырыма, расположенного между Сумулту и Яйлагуш и впадающего на востоке в Катуню, у Балыксу, притока Черги».

Также пользуются репутацией исцеляющих родники у горы Синюха, в Змеиногорске, в Смоленском, Зональном, Солонешенском районах, многих других местах. Кажется, не известно ни одного случая, чтобы люди, испившие ледяной родниковой воды, заболели простудой.

ВОДА: ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ

Увы, вынужден подчеркнуть, что чудодейственными качествами «наградила» ключи не наука, а народная молва. Счастливое исключение составляют, пожалуй, только курортные воды Белокурихи, да еще два-три новых брэнда.

За последнюю четверть века неоднократно выступал в нашей газете с тревожными заметками о безоглядном подходе к лечению водами Адыш-Ту врач Кузнецов. Он утверждал, что никто не изучал лечебные свойства данного источника. А вдруг в нем есть ртуть или другие вредные для здоровья элементы в запредельных концентрациях? По сведениям Кузнецова, Томский институт курортологии и московское управление Геоминбурвод сделали в свое время заключение, что в Горном Алтае вообще целебных источников не обнаружено.

Замечу, что даже церковь подходила к вопросам исцеления родниковой водой с некоторой оглядкой. Например, Томская духовная консистория в указе от 11 июня 1901 года предписывала «разъяснять… всю нелепость распускаемых о сем ключе (Александро-Невском. — А.М.) слухов» и предупреждала об ответственности за разглашение «ложных чудес».

Отметим как политически ангажированное и решение бюро Алтайского крайкома партии от 30 января 1959 года, члены которого негодовали по поводу «паломничества в так называемые святые места в район Сорочьего Лога Краюшкинского (ныне Первомайского) района и у горы Синюхи Змеиногорского (сейчас — Курьинского) района», куда «в летние месяцы стекается значительное количество верующих, желающих исцелиться от недугов». Неудивительна констатация бюро крайкома о том, что «анализ воды, взятой из этих источников, показал, что она не имеет никаких лечебных свойств». Ведь надо же было как-то обосновать неудовлетворительную работу парткомов, которые «не ведут боевую научно-атеистическую пропаганду». С той поры прошло почти полвека, но изменения невелики. Вспоминаю, как несколько лет назад покрылись краской стыда организаторы международного семинара в крае, которые выставили на столы импортную минералку. А ведь они только что рассказывали иностранным гостям об алтайских красотах, в том числе и о богатстве недр. Действительно, в крае — несколько тысяч относительно чистых рек и озер. Но отчего же почти половина населения потребляет некачественную воду? И вообще — можно ли безбоязненно употреблять даже очищенную воду, прошедшую через ржавый водопровод? Хотя достоверно известно, что в алтайской земле хранятся природные резервуары с минералкой — от «Боржоми» до «Ессентуков», но мы-то поныне пьем преимущественно привозную. Причем специалисты не скрывают, что до половины «вод» — контрафактные. Да и борьба с теми, кто травит людей паленкой, требует мужества. В Новичихе, например, местный журналист предупредил читателей, что не следует путать воду под названием «Борджоми» с настоящим «Боржоми». Так его затаскал по судам тот самый предприниматель, который снабжал земляков этим пойлом. А директор ликероводочного завода как-то в порыве откровения проговорился журналистам, что в соседней области воду качают прямо на территории пивзавода — в черте города-миллионника, хотя она и носит марку знаменитого озера.

Или взять тот же святой ключ у Соловьихи. Около 20 лет назад председатель колхоза «Прогресс» Петр Зарубин передал красноярским специалистам образцы воды из святого ключа. И оказалось, что в ней много вовсе не серебра, а титана. Егор Анохин также отвозил эту воду в барнаульскую лабораторию. Итог анализа его обескуражил: никакого серебра там тоже не обнаружили. А вот по некоторым микроэлементам — превышение нормы. Он сделал вывод, что воду надо не пить, а омываться ею. Но ведь ее все равно пьют! И похваливают за вкус и за то, что долго хранится.

Серьезные научные исследования целебных вод и грязей в крае не проводились аж с 30-х годов прошлого века. К итогам же сегодняшних анализов «прикладной» науки, работающей на коммерческий успех заказчика, у меня лично доверия нет. Они «нарисуют» то, что пожелает фирма, оплачивающая эти работы. Хоть «живую», хоть «мертвую» воду.

Остается свято верить, как и прежде, собственным ощущениям, народной молве да божьему провидению!

* * *

P.S.

Автор будет благодарен читателям, которые поделятся с ним задокументированными фактами о так называемых гиблых местах в крае, о которых готовится газетный очерк. Сообщать можно письменно по адресу: 656043, Барнаул, ул. Короленко, 105, или по электронной почте: mail@ap.altai.ru — Муравлеву Анатолию).


Анатолий Муравлев, "Алтайская правда", 18.11.2005
Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 4
avatar
Самое гиблое место

18.11.2005 10:24

находится на третьем этаже "белого дома". Гиблее не найдете. А если не верите - спросите, если сможете, у Михаила Евдокимова...
| 0 | 0
avatar
лукерья

18.11.2005 10:34

предыдущему: извините, а туалеты, которые посещал михаил сергеевич в голубом доме относятся к святым местам?
| 1 | 0
avatar
Skur

18.11.2005 10:48

Выражаю свое глубокое уважение и признательность автору за серьезный подход, профессионализм в освещении столь интересных тем.
| 0 | 0
avatar
Татьяна

28.05.2006 22:12

Очень приятно прочитать о "свое родном"святом ключе,ныне проживая в Петербурге.На мой взгляд интересная,позновательная статья.Спасибо.
(Родилась и выросла в с.Сорочий Лог)
| 2 | 0
19.12.2025
18.12.2025