Статья, восстанавливающая реальную канву происшедших более 40 лет
назад в Барнауле событий, опубликована сайтом
«Алтапресс». Несмотря на явно
«желтый» характер материала, обсуждаемая в нем проблема
достаточно важна, т.к. «барнаульское чудо» упоминается во многих
церковных трудах и внесение документальной ясности в этот вопрос
представляется необходимым.
Очередное воскрешение Клавдии, или Барнаульское чудо-юдо
Призрак Клавдии Устюжаниной снова бродит по страницам газет. О жительнице Барнаула, «воскресшей в 1964 году в морге», громко
вспомнили фанаты Грабового. Того самого, который предложил
матерям Беслана оживить их детей. «Не верите в то, что мёртвых
воскрешают, а как же барнаульское чудо?» Образ продавщицы из Барнаульского хлеботорга вновь поднят на щит и рядом священников.
Что же на самом деле произошло тогда в Барнауле? Корреспондент
газеты «Маркер-Экспресс» решила сделать «вскрытие» давней истории.
О чудесном воскрешении Клавдии писано-переписано, и каждый раз
подробности чуда были разными. В одних говорилось, что до
«воскрешения» Устюжанина была активной коммунисткой, а потом
сдала партбилет, в других, что она пила-гуляла, а потом
одумалась. По-разному выглядят и сцены в морге.
Статьи о «чуде» писались и после настоящей смерти Клавдии. Она
умерла в 1978 году, но несмотря на это одна из газет публиковала
рассказ от её имени через 20 лет после смерти. Якобы 79-летняя
баба Клава сидит и рассказывает… Такой вот казус.
Сын Клавдии Никитичны протоиерей Андрей Устюжанин, священник
Свято-Успенского монастыря в городе Александрове Владимирской
области, вежливо сказал по телефону, что самая правдивая версия —
записанная им со слов матери. Остальные просто неправильно
записывали, делая ошибки. Вот фрагменты истории, записанные со слов сына Устюжаниной.
Понеслась душа в ад
«В 1963—1964 гг. я вынуждена была лечь в больницу на обследование. У меня была обнаружена злокачественная опухоль.
Однако, не желая меня расстраивать, мне сказали, что опухоль
доброкачественная. Я хотела, чтобы мне сказали правду, ничего не скрывая, но мне сообщили только, что карточка моя находится в онкологическом диспансере. Придя туда и желая узнать правду, я выдала себя за свою сестру, которая интересуется историей болезни
родственницы. Мне ответили, что у меня злокачественная опухоль,
или так называемый рак.
Прежде чем лечь на операцию, мне нужно было, в случае смерти,
устроить сына и произвести опись имущества. Когда опись была
сделана, то стали у родственников спрашивать, кто возьмёт к себе
моего сына, но все от него отказались, и тогда оформили его в детский дом.
17 февраля 1964 года я сдала дела в своём магазине, а 19 февраля
была уже на операции. Проводил её известный профессор Израиль
Исаевич Неймарк (еврей по национальности) вместе с тремя врачами
и семью практикантами-студентами. Вырезать что-либо из желудка
было бесполезно, так как весь он был охвачен раком; было выкачано
1, 5 литра гноя, прямо на операционном столе наступила смерть.
Сам процесс отделения моей души от тела я не чувствовала, только
вдруг увидела я своё тело со стороны так, как мы видим, например,
какую-нибудь вещь: пальто, стол и т. п. Вижу, как вокруг моего
тела суетятся люди, стараясь вернуть меня к жизни. Я всё слышу и понимаю, о чём они говорят. Чувствую и переживаю, но дать им знать, что я здесь, не могу.
Вдруг я оказалась в близких и родных мне местах, там, где меня
когда-либо обижали, где я плакала, и в других трудных и памятных
мне местах. Однако я не видела возле себя никого, и сколько ушло
времени на то, чтобы я могла побывать в этих местах, и каким
способом осуществлялось моё передвижение — для меня всё это
осталось непостижимой тайной. Неожиданно я оказалась в совершенно
незнакомой мне местности. Вдруг я увидела, что с востока по направлению ко мне идет высокого роста Женщина. Строгая, одетая в длинное одеяние (как я узнала позднее — монашеское), с покрытой
головой. Видно было строгое лицо, Возле Неё шёл ребёнок, который
доставал Ей только до плеча. Я старалась увидеть его лицо, но мне
так это и не удалось, потому что он всё время поворачивался ко мне или боком, или спиной. Как я узнала позже, это был мой Ангел
— хранитель. Я обрадовалась, думая, что когда они подойдут
поближе, то я смогу узнать у них, где нахожусь.
Всё время ребёнок что-то просил у Женщины, гладил Её руку, но Она
очень холодно обращалась с ним, не внимая его просьбам. Тогда я подумала: „Какая Она безжалостная. Если бы мой сын Андрюша просил
у меня чего-нибудь так, как просит у Неё этот ребёнок, то я бы
даже на последние деньги купила ему то, что он просит“.
Не доходя 1,5 или 2 метра, Женщина, подняв кверху глаза,
спросила: „Господи, куда её?“ Я услышала голос, который ответил
Ей: „Её надо спустить обратно, она не в срок умерла“. Это был как
бы плачущий мужской голос».
После этого Клавдии якобы показали ад с обгорелыми телами и сказали: молись, век мизерный остался. А дальше:
«…я очутилась в морге в своём теле. Как или каким способом я ВОШЛА в него — не знаю. В это время в морг внесли мужчину, у которого была отрезана нога. Кто-то из санитаров заметил во мне
признаки жизни. Сообщили об этом врачам, и они приняли все
необходимые меры ко спасению: дали мне кислородную подушку,
сделали уколы. Мёртвой пробыла я трое суток (умерла 19 февраля
1964 г., ожила 22 февраля). В марте 1964 г. я легла на повторную
операцию, для того чтобы узнать о состоянии своего здоровья и чтобы зашили мне швы. Повторную операцию проводила известный врач
Алябьева Валентина Васильевна. Во время операции я видела, как
врачи копаются в моих внутренностях, и, желая знать моё
состояние, задавали мне различные вопросы, и я отвечала на них.
После операции Валентина Васильевна в сильном волнении сказала
мне, что в организме нет даже и подозрения на то, что у меня был
рак желудка: всё внутри было как у новорождённой.» После этого по официальной версии бывшая атеистка стала убеждённой проповедницей
веры в Господа.
Свидетельство о смерти
— Верьте, так и было, — заверил священник Андрей. — Теперь врачи
говорят, что мама лежала в реанимации. Но я помню, меня подвели к маме, и помню слова «в уста не целуй, целуй в лобик». Меня бы в реанимацию, наверно, не пустили… А священник Анатолий Берестов
видел собственными глазами справку о её смерти, которую выдали,
когда мама была в морге.
На вопрос, где же теперь эта справка, отец Андрей замялся: «Она
раньше у мамы была, а потом куда-то делась».
С иеромонахом Анатолием Берестовым, доктором медицинских наук и настоятелем домового храма Преп. Серафима Саровского при
московском Институте трансплантологии и искусственных органов, мы созвонились в пятницу, 11 ноября.
— Действительно, я встречался с этой женщиной в 60-х на Ярославском вокзале, — поделился иеромонах. — Детали я подзабыл.
Она рассказывала, что в состоянии клинической смерти умерла на операционном столе. Я видел свидетельство о смерти и справку из психдиспансера о шизофрении. Но в справках никогда не писалось
«шизофрения», ставился код. Значит, кому-то нужно было наделить
её этой справкой, чтобы ей не верили? Она произвела на меня
впечатление нормального спокойного человека. Говорила, что
очнулась в морге, и служитель увидел её розовые ноги. О том, что
было, я сужу только по её рассказу. Я, как медик, всё спрашивал
её: «Как это могло быть?» Она отвечала: «Не знаю». Жаловалась на плохой сон, на то, что власти угнетают.
Почему уехала из Барнаула? Говорила, что должна свидетельствовать
всему миру о Боге. Как священник я верю в чудо воскрешения. Я сам
недавно был свидетелем, как тяжелобольной наркоман, умирающий от СПИДа, выздоровел. Я лично видел его в предагональном состоянии.
Говорил, готовьтесь, осталось не больше суток. И вдруг он возвращается в этот мир, выздоравливает.
«Клавка была шарлатанкой»
Священник Андрей Устюжанин поведал, что жили они с матерью на улице Крупской, 96, что уехали потом из Барнаула «по воле Божьей».
В субботу, 12 ноября, из-за забора этого деревянного дома громко
лаяли собаки. Хозяйка дома, купившая в свое время дом у Устюжаниных, сказалась больной и отказалась от любых бесед. Зато
её соседка, услышав, что интересуются Устюжаниной, не выдержала:
— Это же аферистка, эта Клавка. Обычная аферистка. Всем
рассказала, что воскресла, к ней начали люди приезжать, думая,
что она святая. Если бабка согбенная приедет с пустыми руками,
она и на порог не пускала, а если с баулами подарков приедут, то пустит. Они её в ванную посадят, ж: ей моют, а сами потом воду
пьют. Тьфу. — После этих слов женщина, не пожелавшая
представиться, ушла в дом, не попрощавшись.
В Барнауле это чудом не считали?
Дело приобретало другой оборот. Но соседи есть соседи. В соседских отношениях, говорят, иногда сам чёрт ногу сломит. А что
скажут о Клавдии барнаульские священники?
— Я плохо знаю подробности этой истории, — сказал Константин
Метельницкий. — Знаю только, что она три дня в морге лежала, а потом воскресла. Лучше об этом знает священник Николай Войтович.
В одном из многочисленных рассказов о чудесном воскресении
говорится, что Клавдия увидела во сне Николая Войтовича в костюме, который у него был, но он его ни разу не надевал. Ещё
говорила, что отец Николай советовал прятать подальше медицинские
справки.
— Ничего подобного не было, — говорит священник Николай Войтович,
— и свидетельство о смерти она мне не показывала. У неё была
клиническая смерть, я говорил после с врачами. И она могла,
конечно, разные картины увидеть, когда отходила от наркоза. Когда
она объявилась, я не придал значения её рассказам. Потом в Томске
на проповеди священник сказал о «барнаульском чуде», из Томска
сюда поехали толпы народа. Но в Барнауле это чудом не считают.
Из телефонного интервью с Андреем Устюжаниным:
— У мамы, я помню, не сложилось хороших отношений с отцом
Николаем Войтовичем. А то, что говорят, будто она водой с себя
торговала, — это наговоры. Представьте, это же были 60-е годы,
когда к религии очень сурово относились. Не занималась она
продажей воды:
В те дни морг был пуст
В невероятной истории о воскресении фигурируют реальные имена
очень уважаемых в городе врачей: Неймарка, Алябьевой. Ни Израиля
Исаевича, ни Валентины Васильевны, к сожалению, в живых нет. Одна
из коллег Алябьевой из 3-й городской больницы сказала, что не слышала от неё никакой истории о Клавдии Устюжаниной.
— Как это уже всё надоело, — поделился по телефону Александр
Неймарк, сын Израиля Исаевича, главный уролог края, доктор
медицинских наук, профессор. — Это же была ненормальная женщина,
которая преследовала отца. В те дни больные вообще не умирали. В журнале регистраций нет записей. У неё была клиническая смерть
при даче наркоза. Сердце запустили — вот и всё чудо. Отца после
этого позвали. Он написал, как всё было, в одном письме в редакцию. Это письмо Наталья Васильева, которая была в ту пору
редактором издательства медицинского университета, цитировала в одной своей статье.
— Меня от баек священников вообще трясёт, — честно призналась
воинствующая атеистка Васильева. — Я этой публике не доверяю. Их специальность — врать.
По версии Васильевой, в начале «чуда» была несчастная женщина
явно с не вполне здоровой психикой, придумывающая о себе небылицы
и, вероятно, сама в них верящая. Затем поклонники, уверовавшие в её святость, приезжающие к ней за «святой водой» и рассказывающие
о ней другим. И, наконец, падкие на сенсации журналисты, которые
довершили дело.
В одной из историй, записанной со слов Клавдии Устюжаниной,
говорится даже, что профессор-еврей хотел умертвить её после
воскрешения.
Письмо профессора Неймарка
Копия письма Израиля Исаевича Неймарка хранится у его ученика,
доктора медицинских наук, членакорреспондента РАМН Якова
Наумовича Шойхета. Это письмо было написано в 1998 году после
публикации о «барнаульском чуде» в одной из центральных газет.
Вот фрагменты из него: «В феврале 1964 года в факультетскую
клинику Алтайского медицинского института на базе железнодорожной
больницы, возглавляемой мною, поступила Клавдия Устюжанина на операцию по направлению онкологов с диагнозом „рак
поперечно-ободочной кишки“. В клинике больная оперирована под
эндотрахеальным наркозом. Во время вводного наркоза наступила
остановка сердца. Сразу были приняты реанимационные меры, и быстро, через две минуты, удалось восстановить сердечную
деятельность. На операции обнаружен большой воспалительный
конгломерат, исходящий из поперечноободочной кишки, сдавливавший
и затруднявший ее проходимость. Никаких метастазов рака и 1,5
литра гноя, указанных в статье, не было обнаружено. Наложен свищ
на слепую кишку для отвода газов, кишечного содержимого и создания условий для устранения воспалительного процесса. Таким
образом, рак был исключён. Картина соответствовала
воспалительному процессу. Вся операция продолжалась 25 минут.
После операции больная была без сознания в течение двух дней.
Находилась в реанимационной палате под постоянным наблюдением
врачей и сестёр. Дышала самостоятельно, и сердце работало
нормально. Затем она пришла в сознание и стала интересоваться,
что нашли на операции и что ей сделали. Я многократно лично с ней
беседовал и убеждал, что у неё рака нет, а имеется воспаление, а когда оно утихнет, ей свищ закроют. Но она мне не верила, ибо
часто заговаривала на эту тему и рассказывала, что у неё растёт
мальчик Андрей. Отца нет, и если у неё рак, то [она] должна
подумать, как его устроить. Я её уверял, что рака нет и не надо
ничего предпринимать, что она сама сына воспитает и вырастит.
Следовательно, Клавдия Устюжанина не умерла ни на операционном
столе, ни после операции, поэтому не было надобности ей воскресать. Мне непонятно, как она могла демонстрировать
свидетельство о смерти и историю болезни. Сомневаюсь также, что
она была „убеждённой атеисткой“, в больнице она часто молилась, и Бог ей помог — сердечная деятельность быстро восстановилась, а рака не оказалось. В дальнейшем Устюжанина поправилась. Опухоль
уменьшилась и рассосалась. В городской больнице доктор В. В.
Алябьева ей свищ зашила, и больная полностью выздоровела.
Накануне операции Валентина Васильевна мне позвонила по телефону,
и я ей сообщил, что воспалительная опухоль рассосалась. В. В.
знала до операции, что у больной рака нет. <…> Что касается
Устюжаниной, то она придумала легенду, как она воскресла из мёртвых. При этом легенда всё время менялась. Сначала она
распространялась о том, что она умерла, а её, голую, в мороз
вынесли в морг, где лежали трупы. Пришёл сторож больницы, уронил
ведро, и она очнулась. Душа летела к рынку (Устюжанина работала в торговле), её встретил ангел и велел вернуться к Клавдии, и она
ожила. На самом деле в то время в железнодорожной больнице никто
не умирал, не было трупов, а сторожей вообще в больнице никогда
не было.
Устюжанина пропагандировала свою святость и организовала бизнес,
производила омовение и использованную воду продавала как святую.
Её публичные выступления сопровождались грубыми выходками и проклятиями в общественных местах города в мой адрес и адрес
сотрудников железнодорожной больницы с махровым антисемитским
оттенком.
Многократно в разных газетах появлялись статьи, подобные
опубликованной Вами, но с различными вариантами выдумок… Мне
понятно, что инициатором этих выступлений является её сын Андрей,
который ныне служит священником в Свято-Успенском женском
монастыре Александрова. Приходится удивляться, как в течение 20
лет после смерти матери он муссирует выдуманную ею легенду для
создания себе популярности и славы. К тому же во всех этих
публикациях проскальзывает душок антисемитизма… За долгие годы
хирургической деятельности это единственный случай в моей
практике, когда приходится доказывать абсурдность подобной
публикации. Никогда не мог себе представить, что Вы могли
опубликовать этот бред и уподобиться бульварной прессе… Этим Вы нанесли [мне] глубочайшую обиду и душевную травму, которую [я] не заслужил».
Операцию начал не Неймарк!
— Сам Израиль Исаевич операции Устюжаниной не начинал, —
рассказал Яков Наумович Шойхет. Оперировал другой опытный хирург,
его ученик. Но он ещё не успел начать операцию, был дан вводный
наркоз, и у больной наступила остановка сердца. Восстановили
сердечную деятельность быстро, встал вопрос, что делать дальше. У больной была кишечная непроходимость. Кто-то должен был взять на себя ответственность продолжать операцию после клинической
смерти. Позвали Неймарка, он дал указание спасать. Операция была
продолжена. Открыли живот, обнаружили инфильтрат, который сдавил
поперечно-ободочную кишку, вывели её наружу, дали возможность
выходить кишечному содержимому через другое отверстие. Собственно
говоря, это и спасло жизнь пациентки. Всё было сделано так, чтобы
потом, когда кишечная непроходимость пройдёт, можно будет
восстановить проходимость кишки. Чтобы человек ходил естественным
путём и не жил с выведенной кишкой наружу. Они даже это
предусмотрели. Благодаря Неймарку больная не просто выздоровела,
но и не осталась инвалидом. А потом родилась эта версия о
«воскрешении». Даже не берусь судить, кто первый её создал.
Конечно, частично она шла и от неё. Сначала говорила одно, потом
другое. В конце концов, заявила, что её в морге вскрыли. Но каждый медик знает, что при вскрытии органы изолируются, берётся
кусочек ткани каждого органа для исследования гистологического.
Моё отношение к этой женщине всё равно будет как к больной,
которая пережила тяжёлую операцию. Как к страждущей. Несмотря на то, что она отплатила врачам чёрной неблагодарностью. Со стороны
врачей в тот момент было сделано абсолютно всё в высшей степени
грамотно с хорошим прогнозом на будущее. Израиль Исаевич выглядит
здесь не просто как опытный грамотный хирург, но и мужественный
человек, который взял на себя решение продолжать операцию после
клинической смерти. Дальнейшее ожидание могло привезти к некрозу
кишки. Оттягивая операцию в таких случаях, мы ставим под угрозу
жизнь больного. В таких ситуациях и проявляется истинный хирург.
Был интересный эпизод в жизни Израиля Исаевича, когда тоже
решался вопрос об операции с риском для жизни больной. А без
операции шансов на выздоровление вообще не было. Он собрал всех
хирургов: что будем делать — и оперировать страшно, и не оперировать — не использовать шанс. Все высказывались полтора
часа. Он говорит: «Подумайте хорошо и придите к заключению, а я пойду поработаю». Ушёл. Вернулся через полтора часа: «К какому
выводу пришли?» — «Делать операцию». — «Я так уже и сделал». Это
был удивительный человек. В нём сочетались ленинградская школа и черты хирурга, прошедшего фронт. Он всю войну был действующим
хирургом полевого госпиталя. Людей такой культуры, такой мощи
сейчас редко встретишь. И всё, что потом развернулось, грязно. И он принял на себя огонь, несмотря на то что операцию делал его
ученик. И ученик сделал всё грамотно, повторюсь. Настоящий
интеллигент Израиль Исаевич не отвечал на выпады в жёлтой прессе.
Его обидела статья в центральной газете, газете, которую он любил. Он до самой смерти ждал ответа от редактора, но так и не дождался… (Мы намеренно не называем газету, о которой идёт речь.
Может быть, наши коллеги ещё принесут позднее покаяние).
Марина Кочнева, сайт "Алтапресс", 17.11.2005
18.11.2005 11:23
марина, большое вам спасибо за вашу работу! вы - лучшая жруналистка алтайского края, живая легенда и примадонна. низкий вам поклон.
18.11.2005 11:32
А то, сдается мне, вы повторяете последний подвиг газеты "Жизнь", только в области понимания информационных технологий.
18.11.2005 11:33
марина анатольевна поговорила со всеми, кто так или иначе причастен к этому явлению, проделала огромную работу - большинство барнаульских журналистов и десятой части этого никогда бы не сделали, потому что ленивы, нелюбопытны и дремучи, как автослесари!
признайте, что сгупили и - извинитесь перед мариночкой.
марина, ваши фанаты вас любят!!!
18.11.2005 11:37
18.11.2005 12:02
18.11.2005 12:02
18.11.2005 12:17
Братке: Леонтьев, однако, ведет программу "однако". Но тоже типа певец - певец режима, домкрат ему в печень
18.11.2005 12:32
18.11.2005 12:37
Что же до похабности заголовков, то тут я соглашусь, дело вкуса, но еще и, скажу вам по секрету, дело закона. "Барнаульское "чудо воскрешения": широко известное в православной литературе чудо было выдумано психически больной женщиной." - на мой взгляд, верх непрофессионализма и опять таки привычка все решать за других, так как нет пока стопроцентных доказательств ни психической болезни женщины, ни
того, что история выдумана.
Конечно, дело вкуса, но я бы вам, Валерий, за такую привычку всю месячную премию бы срезал.
18.11.2005 12:43
18.11.2005 12:45
ЗЫ: Первый, нах!
ЗЗЫ: В смысле, про дружбу :)
18.11.2005 12:50
18.11.2005 13:12
18.11.2005 13:15
18.11.2005 13:17
18.11.2005 14:14
18.11.2005 14:39
19.11.2005 12:35
Марина, никого не слушай, не подстаривайся под какие-либо какие стандарты.
Я в тебя верю.
09.02.2008 15:50
08.11.2008 08:03
по заказу. Оценка - 2.
08.11.2008 08:34
объявления властями граждан психически больными. Очень многие прошли через это, но нынешним "журналистам", видимо, это не интересно.