ЗАСАДА. КАК И ЗАЧЕМ АЛТАЙСКИЕ МИЛИЦИОНЕРЫ ПЕРЕХОДЯТ ВСЕ ГРАНИЦЫ?
В фильме «Утомленные солнцем» есть такой персонаж — водитель грузовика с мебелью. Название пункта назначения было записано на бумажке, которую жена выстирала вместе с рубашкой. Водитель мечется по округе, найти нужную деревню не может и, в конце концов, встречает сотрудников НКВД, которые ненужного свидетеля просто убивают. В нашей истории все живы. А вот все остальное — очень похоже…
ПЕРЕД ПРАЗДНИКОМ
Водители Алексей Станкевич и Валерий Головин зарабатывают на жизнь грузоперевозками. 24 декабря 2005 года они на автомобилях КамАЗ и МАЗ с грузом прибыли из Рубцовска в Семипалатинск. Решив подработать («Перед Новым годом деньги-то не лишние!» — пояснил потом Станкевич), некоторое время ожидали клиента на «пятаке» при выезде из Семипалатинска. 28 декабря клиент нашелся. Водителей нанял Бейсенбек Асарбеков. Груз — туфли, полусапожки, трусы, тапочки и множество другого товара — грузили 29 декабря. Вечером 29 декабря машины двинулись на Павлодар. Однако Асарбеков от каравана отстал, а россияне в темноте заблудились на незнакомых казахских просторах. Попытались было повернуть назад, но застряли. Решили ночевать в поле, рассчитывая, что Асарбеков все равно будет их искать. Наступило 30 декабря. Заехавшие в приграничную зону автомобили еще с вечера приметили бдительные милиционеры Угловского РОВД. Решили: это контрабандисты готовятся перевалить через границу. Стали ждать. Однако с утра 30 декабря «контрабандисты» никакой активности не проявляли и к границе не стремились. Сидевшие в засаде милиционеры и егеря заждались, замерзли и с наступлением сумерек не выдержали: в 17.30 на уазиках Угловского РОВД шестеро милиционеров и двое егерей, вооруженные автоматами, сами пересекли российско-казахстанскую границу, захватили два груженых автомобиля и задержали водителей. Как это было, рассказывает свидетель Роман Падерин: «Российские милиционеры переехали границу и подъехали к грузовикам. Я подошел посмотреть, что дальше будет. Водители лежали в снегу. Им угрожали автоматами милиционеры. Меня они тоже положили на снег. После этого стали кричать на водителей, а того, что помоложе, начали бить, заставляя его вести машину на российскую территорию. (…) На российской территории они инсценировали задержание. В то время, когда все еще находились на территории Казахстана, милиционеры и егеря кричали, что нужно поторапливаться, пока не наехали казахские пограничники. Если их повяжут с оружием казахи, то всем будет плохо».
Избитый Станкевич все же сел за руль, а Головина милиционеры так и не смогли заставить вести машину — его грузовик повел один из сотрудников Угловского РОВД. Следующие два дня водители провели в милиции.
БУДНИ
С территории Казахстана российские милиционеры вывезли товара почти на 30 млн. тенге. Только потом, отгуляв положенные государством новогодние каникулы, в угловской милиции начали понимать, что наделали. Безосновательное задержание и лишение свободы. Незаконное изъятие груза. Вторжение на территорию суверенного государства с оружием в руках.
В отношении любого гражданина без погон эти факты рассматривались бы однозначно — разбой группой лиц по предварительному сговору, угроза оружием, незаконное лишение свободы, пересечение государственной границы.
Однако алтайская милиция расследует дело о контрабанде, возбужденное против Станкевича и Головина. Что ж, российским свидетелям при желании можно втолковать, как и что они «на самом деле» видели — почти все они жители того же Угловского района. Но как быть с казахскими пограничниками, наблюдавшими за всеми перемещениями в бинокли? Как быть с протоколами казахских следователей? Владелец груза, оставшийся ни с чем, обратился в казахстанскую полицию. Вряд ли у казахской стороны есть желание выгораживать двоих водителей-россиян. Но найденные полицией РК свидетели говорят одно: видели, как машины стояли на казахской стороне, видели, как через границу переехали российские милиционеры — в Казахстан. И только после этого, понужаемые автоматчиками, машины поехали в Россию. Так, свидетель Бектурганов показал: «30 декабря увидел две большие грузовые машины с российскими номерами, которые стояли в районе старого таможенного поста. Проезжая недалеко от государственной границы, увидел, как две машины УАЗ пересекли линию государственной границы и заехали на территорию Республики Казахстан».
Свидетель Ахметшарипов видел УАЗы уже возле грузовиков. Также рядом находились российские милиционеры с автоматами. Было это на казахстанской территории.
ИГРА В ПРЯТКИ
Сейчас следователи Вячеслав Хохлов и Алексей Лызлов в общем-то тянут время. Способы затягивания разные, например, следователи не принимают корреспонденцию адвокатов. Логика есть: если от адвоката поступило ходатайство или заявление, оно должно быть рассмотрено в определенный срок. Проще делать вид, что ничего и не приходило.
Так, следователь Хохлов отказывается брать в руки заказные письма от представляющего интересы Станкевича адвоката Виктора Новицкого. 30 января письмо адвоката Новицкого все же попало в кабинет Хохлова, но в получении расписался его сосед по кабинету следователь Даценко, а Хохлов по-прежнему утверждает, что «никаких писем не получал».
Ладно, адвокаты — народ привычный. Но вот как наша милиция выглядит в глазах простого почтальона Риты Шпигальских, трижды приходившей с заказными письмами к следователю Хохлову: «Я пришла в кабинет N29, там были следователь Даценко и еще один мужчина. Я попросила принять почту на имя Лызлова. Даценко сидел и молчал. Второй мужчина сказал, что почту они принимать не будут. Я спросила: «Почему?» Мужчина сказал: «Отправьте назад».
В последующем почтальон Шпигальских предприняла еще несколько попыток вручить письмо адвоката следователям, но ответ был один: «Почту принимать не будем»…
ИТОГ
Груз до сих пор под арестом, и российская сторона уже предпринимает попытки продать его как конфискат. Водители Станкевич и Головин уже третий месяц без работы.
Конца предварительному расследованию не видно, хотя УПК отводит на это два месяца. Следователь Лызлов, с которым мы связались по телефону, ответил так: «Я не готов сказать, когда дело будет передано в суд». И отказался от всех прочих комментариев.
При этом материалы казахской стороны, которые в общем-то многое объясняют, следователи Вячеслав Хохлов и Алексей Лызлов рассматривать просто отказались.
Следователи молоды и увлеченно играют в крутых: например, Хохлов, сотрудник следственного управления при ГУВД Алтайского края, свои ответы адвокатам присылает на бланке Управления по борьбе с организованной преступностью.
Между тем скандал рискует перерасти из районного масштаба в международный: адвокат казахского хозяина груза отправил письмо в консульство Республики Казахстан, указывая на нарушение его прав российской стороной. Неужели для того, чтобы в Угловском районе вспомнили о законе, необходимо вмешательство Назарбаева и Путина? А иначе — никак?
В фильме «Утомленные солнцем» есть такой персонаж — водитель грузовика с мебелью. Название пункта назначения было записано на бумажке, которую жена выстирала вместе с рубашкой. Водитель мечется по округе, найти нужную деревню не может и, в конце концов, встречает сотрудников НКВД, которые ненужного свидетеля просто убивают. В нашей истории все живы. А вот все остальное — очень похоже…
ПЕРЕД ПРАЗДНИКОМ
Водители Алексей Станкевич и Валерий Головин зарабатывают на жизнь грузоперевозками. 24 декабря 2005 года они на автомобилях КамАЗ и МАЗ с грузом прибыли из Рубцовска в Семипалатинск. Решив подработать («Перед Новым годом деньги-то не лишние!» — пояснил потом Станкевич), некоторое время ожидали клиента на «пятаке» при выезде из Семипалатинска. 28 декабря клиент нашелся. Водителей нанял Бейсенбек Асарбеков. Груз — туфли, полусапожки, трусы, тапочки и множество другого товара — грузили 29 декабря. Вечером 29 декабря машины двинулись на Павлодар. Однако Асарбеков от каравана отстал, а россияне в темноте заблудились на незнакомых казахских просторах. Попытались было повернуть назад, но застряли. Решили ночевать в поле, рассчитывая, что Асарбеков все равно будет их искать. Наступило 30 декабря. Заехавшие в приграничную зону автомобили еще с вечера приметили бдительные милиционеры Угловского РОВД. Решили: это контрабандисты готовятся перевалить через границу. Стали ждать. Однако с утра 30 декабря «контрабандисты» никакой активности не проявляли и к границе не стремились. Сидевшие в засаде милиционеры и егеря заждались, замерзли и с наступлением сумерек не выдержали: в 17.30 на уазиках Угловского РОВД шестеро милиционеров и двое егерей, вооруженные автоматами, сами пересекли российско-казахстанскую границу, захватили два груженых автомобиля и задержали водителей. Как это было, рассказывает свидетель Роман Падерин: «Российские милиционеры переехали границу и подъехали к грузовикам. Я подошел посмотреть, что дальше будет. Водители лежали в снегу. Им угрожали автоматами милиционеры. Меня они тоже положили на снег. После этого стали кричать на водителей, а того, что помоложе, начали бить, заставляя его вести машину на российскую территорию. (…) На российской территории они инсценировали задержание. В то время, когда все еще находились на территории Казахстана, милиционеры и егеря кричали, что нужно поторапливаться, пока не наехали казахские пограничники. Если их повяжут с оружием казахи, то всем будет плохо».
Избитый Станкевич все же сел за руль, а Головина милиционеры так и не смогли заставить вести машину — его грузовик повел один из сотрудников Угловского РОВД. Следующие два дня водители провели в милиции.
БУДНИ
С территории Казахстана российские милиционеры вывезли товара почти на 30 млн. тенге. Только потом, отгуляв положенные государством новогодние каникулы, в угловской милиции начали понимать, что наделали. Безосновательное задержание и лишение свободы. Незаконное изъятие груза. Вторжение на территорию суверенного государства с оружием в руках.
В отношении любого гражданина без погон эти факты рассматривались бы однозначно — разбой группой лиц по предварительному сговору, угроза оружием, незаконное лишение свободы, пересечение государственной границы.
Однако алтайская милиция расследует дело о контрабанде, возбужденное против Станкевича и Головина. Что ж, российским свидетелям при желании можно втолковать, как и что они «на самом деле» видели — почти все они жители того же Угловского района. Но как быть с казахскими пограничниками, наблюдавшими за всеми перемещениями в бинокли? Как быть с протоколами казахских следователей? Владелец груза, оставшийся ни с чем, обратился в казахстанскую полицию. Вряд ли у казахской стороны есть желание выгораживать двоих водителей-россиян. Но найденные полицией РК свидетели говорят одно: видели, как машины стояли на казахской стороне, видели, как через границу переехали российские милиционеры — в Казахстан. И только после этого, понужаемые автоматчиками, машины поехали в Россию. Так, свидетель Бектурганов показал: «30 декабря увидел две большие грузовые машины с российскими номерами, которые стояли в районе старого таможенного поста. Проезжая недалеко от государственной границы, увидел, как две машины УАЗ пересекли линию государственной границы и заехали на территорию Республики Казахстан».
Свидетель Ахметшарипов видел УАЗы уже возле грузовиков. Также рядом находились российские милиционеры с автоматами. Было это на казахстанской территории.
ИГРА В ПРЯТКИ
Сейчас следователи Вячеслав Хохлов и Алексей Лызлов в общем-то тянут время. Способы затягивания разные, например, следователи не принимают корреспонденцию адвокатов. Логика есть: если от адвоката поступило ходатайство или заявление, оно должно быть рассмотрено в определенный срок. Проще делать вид, что ничего и не приходило.
Так, следователь Хохлов отказывается брать в руки заказные письма от представляющего интересы Станкевича адвоката Виктора Новицкого. 30 января письмо адвоката Новицкого все же попало в кабинет Хохлова, но в получении расписался его сосед по кабинету следователь Даценко, а Хохлов по-прежнему утверждает, что «никаких писем не получал».
Ладно, адвокаты — народ привычный. Но вот как наша милиция выглядит в глазах простого почтальона Риты Шпигальских, трижды приходившей с заказными письмами к следователю Хохлову: «Я пришла в кабинет N29, там были следователь Даценко и еще один мужчина. Я попросила принять почту на имя Лызлова. Даценко сидел и молчал. Второй мужчина сказал, что почту они принимать не будут. Я спросила: «Почему?» Мужчина сказал: «Отправьте назад».
В последующем почтальон Шпигальских предприняла еще несколько попыток вручить письмо адвоката следователям, но ответ был один: «Почту принимать не будем»…
ИТОГ
Груз до сих пор под арестом, и российская сторона уже предпринимает попытки продать его как конфискат. Водители Станкевич и Головин уже третий месяц без работы.
Конца предварительному расследованию не видно, хотя УПК отводит на это два месяца. Следователь Лызлов, с которым мы связались по телефону, ответил так: «Я не готов сказать, когда дело будет передано в суд». И отказался от всех прочих комментариев.
При этом материалы казахской стороны, которые в общем-то многое объясняют, следователи Вячеслав Хохлов и Алексей Лызлов рассматривать просто отказались.
Следователи молоды и увлеченно играют в крутых: например, Хохлов, сотрудник следственного управления при ГУВД Алтайского края, свои ответы адвокатам присылает на бланке Управления по борьбе с организованной преступностью.
Между тем скандал рискует перерасти из районного масштаба в международный: адвокат казахского хозяина груза отправил письмо в консульство Республики Казахстан, указывая на нарушение его прав российской стороной. Неужели для того, чтобы в Угловском районе вспомнили о законе, необходимо вмешательство Назарбаева и Путина? А иначе — никак?
Сергей ТЕПЛЯКОВ, газета "Алтайская правда", 1.04.2006
03.04.2006 07:39
03.04.2006 07:41
03.04.2006 07:52
03.04.2006 08:42
Может справкой "Казахавтодора" о том, что автомобильная трасса Семипалатинск-Павлодар прекратила свое существование и сообщение между этими городами осуществляется исключительно по полевым и проселочным дорогам? И разрешите привести для незнакомых с географией следующее сравнение: заблудиться на границе с Угловским районом группе (!) водителей (уверен, что трезвых), направлявшихся из Семипалатинска в Павлодар, это примерно то же самое, если бы водители большегрузных фур, совершающих рейс из Бийска в Барнаул, очутились бы под Новокузнецком. Даже если бы впервые оказались на "незнакомых российских просторах".
03.04.2006 08:44
03.04.2006 09:05
03.04.2006 09:21
03.04.2006 09:53
03.04.2006 10:16
03.04.2006 10:24
03.04.2006 10:34
03.04.2006 11:11
03.04.2006 11:28
03.04.2006 11:31
03.04.2006 11:36
03.04.2006 11:50
03.04.2006 11:55
03.04.2006 12:17
03.04.2006 12:20
03.04.2006 12:31
03.04.2006 12:40
03.04.2006 12:51
03.04.2006 12:52
03.04.2006 13:00
03.04.2006 13:22
03.04.2006 14:29
2 Тепляков: можно сколь угодно распинаться для обывателей. Но ты очень хорошо знаешь, что материал этот заказан хозяином контрабандного груза, что оказаться в зимнюю ночь на нерасчищенных степных дорогах в приграничной зоне с грузом на несколько миллионов рублей случайно -- невозможно! Допускаю, что угловские менты залезли на сопредельную территорию, но уж точно не вышли за пределы пограничной зоны. И сделали это скорее всего по причине того, что информатор контрабандиста сообщал сведения о готовящейся операции. Именно этим (а не эфемерной поломкой, и уж тем более желанием подождать, когда казах-хозяин груза сам их отыщет в бескрайних степях Казахстана) объясняется их ожидание на границе в течение двух дней.
03.04.2006 15:31
А Вы Тепляков "тапочки" получили от Вити Чумакова про которго такую "прелестную" статейку в "АП" написали давеча.
03.04.2006 15:41
04.04.2006 05:06
05.04.2006 04:00
24.09.2006 01:24
19.05.2008 15:34