Представителям общества «Эне Тил» («Мать земля») непонятно
стремление определенных кругов, с завидным упорством стремящихся
окормить знаковые места Горного Алтая символами православной
церкви, — об этом говорится в заявления зампредседателя «Эне Тил»
Михаила Сазанкина, копия которого была опубликована 14 апреля
агентством Regnum.
«Хотелось бы понять, какая надобность заставила руководство
Горно-Алтайска и священнослужителей возводить часовню на привокзальной площади столицы республики, — говорится в заявлении. — Почему в нашем светском государстве и в многонациональном регионе на общественном месте строится символ
определенной религии? Уже который год ведутся разговоры о строительстве часовни в районе Белухи. Хотелось бы обратиться к инициаторам этой задумки с просьбой не кощунствовать, не уподобляться тем лицам, которые ради удовлетворения своей гордыни
готовы пойти на нарушение добрых отношений с коренными жителями.
Ведь Кадын-Бажи (Белуха) для алтайцев является священной горой, и появление церковного строения у его подножья вызовет у немалой
части алтайцев чувства активного протеста с непредсказуемыми
последствиями. Нам кажется, что церковные иерархи Барнаульской
епархии, Алтайской духовной миссии должны считаться с чувствами
коренных жителей, соблюдать самим и широко распространять среди
своих последователей принципы религиозной толерантности».
Сазанкин считает, что возведение подобных строений на сакральных
территориях алтайского народа должны получить одобрение у жителей
близлежащих сел и у соответствующих общественных организациях
коренного народа. А до тех пор не делать шагов, которые в какой-то мере ущемляют права атеистов и аборигенов Горного Алтая.
Какой-либо информации о том, поддержано ли обращение кем-либо,
кроме активиста организации, характеризуемой рядом экспертов как
националистическая, не приводится.
Как уже сообщалось, на берегу озера Аккем у подножия высочайшей
горной вершины в Сибири — Белухи — планируется строительство
часовни памяти погибших в алтайских горах туристов. Инициаторами
строительства выступают объединения туристов и туроператоров,
спасатели. Финансирование осуществляется за счет спонсорских
средств. Возведение часовни планируется завершить летом 2006
года. Только в 2005 году от несчастных случаев на Белухе
пострадало три группы туристов — из Белоруссии, Барнаула и Москвы. Число погибших составило 6 человек, пропавшими без вести
считаются двое.
Стоит отметить, что к началу 20 века большая часть алтайцев в результате 80-летней миссионерской деятельности была крещена (их крестители Макарий Глухарев и Макарий Невский в настоящее время
причислены к православным святым). В этой связи алтайцы к тому
времени причислялись к православным народам. Однако, в течение
20-ого века в их среде существенно оживились шаманистские и иные
культы, а возрожденная в Барнауле Алтайская епархия, отказавшись
от миссионерской проповеди, не смогла в полном объеме возродить
интерес к православию у потомков бывших христиан. Тем не менее,
Горный Алтай, где лишь часть 30-процентной алтайской общины
является носителем нехристианских культов, в целом уже в течение
двух столетий является территорией с абсолютным преобладанием
традиционного христианского вероисповедания.
Справка по горе Белуха:
Высота Восточной вершины Белухи по данным топографической съемки
последних лет и отмеченная на всех картах равна 4506 м. Несколько
ниже Западная вершина — 4435 м. Белуха представляет собой мощный
горный массив. Он поднимается над соседними водораздельными
хребтами более чем на 200 м. Правда, его площадь меньше
известного массива Табын-Богдо-Ола, лежащего на стыке Русского и Монгольского Алтая. На склонах массива и в долинах известно 169
ледников с общей площадью оледенения 150 кв. км. Гора несет на себе почти 50% ледников Катунского хребта, что составляет свыше
60% площади его оледенения. Массив Белухи очень резко поднят над
окружающими хребтами, и двуглавая вершина видна с самых
отдаленных мест в округе. Хорошо она просматривается со склонов
Теректинского хребта, с Сальджара, с вершин Южно-Чуйского и Северо-Чуйского хребтов, с перевалов из Белой Берели в Черную
Берель и из Черной Берели в Коксу. Известно несколько местных
названий этой горы — Кадын-Бажи (вершина Катуни), Акcуру
(величавый), Мусту-туу (ледяная гора), но чаще всего алтайцы
называют ее Уч-Сумер — гора с тремя вершинами. Символическое
изображение Белухи в виде трех остроконечных вершин находится на гербе Республики Алтай.
17.04.2006 07:50
17.04.2006 07:56
17.04.2006 08:45
17.04.2006 09:41
17.04.2006 09:43
ВСЕ алтайцы, с которыми мне приходилось иметь дело, были ВЕРОТЕРПИМЫМИ. Поэтому этим "представителям" я не верю.
17.04.2006 10:01
В районе Белухи я не видел "алтайских" сел. Там практически все села заселены кержаками.
17.04.2006 10:25