Top.Mail.Ru
18+

Разоблачение скифской "принцессы": вокруг мумии "принцессы Укока" создается разветвленная мифология...

В 1993 г. археологический отряд Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН под руководством Натальи Полосьмак нашел на алтайском плато Укок скифскую мумию, принадлежащую к Пазырыкской культуре. Далеко не первую по счету и не последнюю. Как минимум, 6 мумий, которые ныне хранятся в Государственном Эрмитаже, нашел и исследовал советский археолог Руденко еще в конце 40-х годов прошлого века в урочище Пазырык (по названию которого и названа культура), чуть позже академик Молодин там же на Укоке нашел еще две. Тем не менее, именно мумия скифской женщины, найденная в 1993 г., получила наибольшую известность как "принцесса Кадын".

Седьмая мумия

В случае с пазырыкской мумией все так удачно совпало, что при реставрации и консервации находки применялись почти все передовые технологии. Покрытое непонятными татуировками тело женщины, ее одежда, погребальная атрибутика и даже пыльца растений из захоронения подверглись тщательному анализу. В прошлом году спектральному исследованию подвергли шесть предшествующих пазырыкских мумий - и ахнули. Как и "Кадын", они были покрыты затейливыми татуировками.

Реконструкция мумии проводилась в знаменитой лаборатории Мавзолея. Об алтайских мумиях защищены диссертации, написаны тома исследований, например "Всадники Укока" и "Феномен алтайских мумий". В 2005 г. руководители экспедиции Сибирского отделения РАН получили Государственные премии - не столько за найденные мумии, сколько за весь комплекс многолетних исследований на плато Укок, в ходе которых изучены десятки памятников и получены новые данные, важные для понимания роли их создателей в истории мировой культуры.

Что касается скандального среди алтайской общественности погребения Ак-Алаха-3 (собственно так зовут "Кадын" в научном мире), то оно уникально в первую очередь степенью сохранности всех органических материалов - дерева, войлока, одежды. Редкое погребение такого возраста дает настолько полную картину древнего общества.

Археологи не очень любят слово "загадка". В отношении "Кадын" предпочитают говорить о, возможно, не заурядном социальном статусе женщины. Она была захоронена в богатом погребении с шестью конями, но не в воинской одежде, как это часто бывало в Пазырыкской культуре. Вместе с женщиной нашли искусно покрытые золотой фольгой деревянные изделия. "Принцесса" определенно занимала не последнее место в иерархии своего рода, но ничего более конкретного о ее статусе наука пока сказать не может. Зато не наука может. И говорит.

"Земля дрожала под ногами!"

1993 год на Алтае выдался довольно жарким. В республике возрождалось национальное движение, и находка "принцессы" активизировала дискуссию о предках. Скифскую мумию включили в список почитаемых пращуров, хотя являются ли алтайцы прямыми потомками скифов, до сих пор неясно. Этнографы лишь предполагают, что на периферии скифской ойкумены могли сохраняться те или иные этнические группы, наследующие в чем-то скифам. Сегодня к таким относят осетин на Кавказе или хантов в Западной Сибири. Вообще, на сегодняшний момент потомками скифов себя объявляли многие, что неудивительно, учитывая большую историческую роль скифских народов на просторах Евразии. Между тем, к скифам относят все археологические культуры, имеющие в своей материальной культуре три параметра: скифский тип вооружения, скифский тип конской упряжи и скифо-сибирский звериный стиль в искусстве.

Как бы там на самом деле ни было, молва причислила мумию к царственному роду (чего у кочевников с зачатками государственности быть не могло), дала ей алтайское имя Кадын и отвела почетное место в новом религиозном пантеоне. На Алтае активно идет складывание новых религиозных течений на основе традиционного для этих мест шаманизма и нового бурханизма (национальная вера, сочетающая в себе традиционные элементы с буддизмом). В каждом районе есть свои организации шаманистов или бурханистов. Некоторые из их деятелей готовы хоть сейчас прочитать таинственные послания будущим потомкам, зашифрованные в татуировках "принцессы". Лидеры новых религиозных движений постоянно спорят о первенстве, и знание "о мумии" здесь не последний аргумент. Процесс образования новых религий сам по себе не хорош и не плох, но археологи с седьмой по счету мумией оказались крайними.

Главную роль в дестабилизации общественных настроений на горном Алтае, как считает участник раскопок на плато Укок, кандидат исторических наук Константин Банников, сыграли средства массовой информации. После находки пресса запестрела сомнительными сообщениями о чудесах вокруг мумии. Культ "принцессы Кадын" возник на глазах изумленных исследователей буквально из ничего. Фактически, на наших глазах медиа-инструменты конструируют новые сюжеты для квазирелигиозных представлений. Особенно сильную головную боль у людей науки, причастных к исследованиям мумии, вызвали телевизионные сюжеты о "принцессе" - "Земля дрожала под ногами, когда мумию выкапывали из кургана!" и т.п. вещали из телевизора в сюжетах о "Кадын". Археологи клянутся, что ничего не дрожало, но предвзятое освещение находки сделало свое дело. В конце концов "голубой экран" обвинил экспедицию даже в том, что они "сварили" священную мумию!

История такова. "Принцесса" из Пазырыка мумифицировалась благодаря действию природных факторов. Почти сразу после захоронения, вероятно осенью, в ее склеп под курганом просочились грунтовые воды. С наступлением морозов они замерзли, а насыпанная сверху земля много веков не давала им оттаять. Получился естественный холодильник для трупа. Археологи оттаивали погребение горячей водой. Но СМИ подали информацию так, что археологи-вредители пытались сварить воплощенное божество. И разубедить обывателей в этом невозможно, поскольку перед законами мифотворчества законы физики бессильны.

История, конечно, по-своему комична, но и показательна. Когда научная истина подменяется вещами мифологического порядка, то все становится возможным. И речь идет не только об Алтае, на федеральном уровне мифотворчества, может, не столь откровенного, не меньше. Ну а пока седьмая по счету пазырыкская мумия объявляется богиней и прародительницей, а по ТВ вещают про злобных археологов, покушающихся на святыни.

Александр ТРИФОНОВ, utro.ru, 20 апреля, 01:47
Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 2
AVRORIN

25.04.2006 05:12

Вероятно, по прошествии какого-то времени любое захоронение теряет статус неприкосновенности, и археологические раскопки таких артефактов не соотносятся с понятиями, как допустим, - Осквернение могилы. Ладно, если представить, что усопших родственников тов. археологов через 500 лет будут отливать кипятком "ради науки", не передёрнет ли им личико? И потом, некоторые прагматичные товарищи чихать там хотели на магию, и раскопать "Заряженную"
могилу - ничего страшного... Однако, держу пари, эти же товарищи - усердно стучат по дереву, чтоб
"не сглазить", опасаются чёрных кошек и прочего чёрта в ступе. Каждый человек имеет своё сформировавшееся мировоззрение, это факт. Но недалёкие люди при этом считают, что мировоззрение отличающееся от их собственного - ВЗДОР, и не заслуживает вообще никакого внимания. К чему это?
А к тому, что наверное следует научиться уважать чужое мнение, и прислушаться? Просят вернуть принцессу на Алтай - чего выставлять такую просьбу
людей вздором? Трудно что ли? Наверное не всё ещё бобло с находки срубили. Ну и потом, вот А. Трифонов пишет,"Чего у кочевников быть не могло"
вернее написать "Я полагаю, что..." И Т.Д. Откуда
г. Трифонову знать, что могло быть, а что не могло
тысячи лет назад у кочевников? По-моему весьма опрометчиво. Мне возразят - Ха-ха, учёные знают наверняка.
Да. Чем больше знают, тем более запутываются.
Достаточно принять ошибочную идею за истину, и начать доказывать её со всех сторон. Что самое смешное, получается! А потом, через века почесать репу, и сказать, "Ну, ладно, земля круглая... Убедили. Вот блин, а мы ведь вроде доказали, что плоская... Кх, Кх... Давайте поскорее забудем сие досадное недоразумение, у нас есть ещё пара идей в запасе..."
Многие древние захоронения, такие как это, конкретно "завязаны" на БЛАГОПОЛУЧИЕ ЗЕМЛИ, или
местности, человек в таком захоронении - земля,
одежда - сезоны, лето, зима... Изображения жвотных
- какие животные ходят по земле. Татуировки наверняка имеют привязки к конкретным элементам
ландшафта. А теперь говорите, чего это Алтай потряхивает? Мне скажут: - Очередная околомагическая ахинея. А я отвечу - постучите по дереву, чтоб не сглазить. :-(
P.S. А в Фен-шуй верите?
Марк

14.12.2023 19:34

AVRORIN писал(а): Вероятно, по прошествии какого-то времени любое захоронение теряет статус неприкосновенности, и...

Календарь
/ /