
Весной 2007 года состоятся выборы в Заксобрание объединенного Красноярского края. Предыдущий состав ЗС избирался в специфических политических условиях, существовавших тогда в регионе. Ряду депутатов, прошедших в парламент по спискам местных блоков и объединений, предстоит в ближайшее время обрести новую "партийную пристань" либо распрощаться с законотворческой деятельностью. Своими планами с газетой "Континент-Сибирь" поделился и зампредседатель постоянной комиссии по экономической политике и собственности ЗС Александр Шведов.
- Сейчас для многих депутатов красноярского ЗС настал "момент истины", когда надо определяться в преддверии выборов, которые состоятся весной 2007 года. Вы для себя уже решили, что будете делать?
- Лично я - нет. Пока не вижу того ресурса, на который мог бы опереться, участвуя в выборах. В ЗС я прошел по списку блока "За Лебедя!" как соратник Александра Ивановича, который, как вы знаете, погиб. В будущих выборах блоки не будут принимать участия, поэтому сегодня необходимо определяться с политической силой либо с самостоятельным выдвижением по какому-то округу. Я размышлял и продолжаю размышлять на эту тему, но пока не определился.
- Многие депутаты, которые ранее были близки к оппозиции, теперь превосходно чувствуют себя в "Единой России". Почему вы не вступили в эту партию?
- Действительно, за последние пять лет политическая ситуация радикально изменилась. Если раньше субъектами политики были многие общественные организации (достаточно было внести соответствующие пункты в устав), то теперь такие права отменены, и сегодня право принимать участие в выборах имеют только политические партии. И сохранилось право на самовыдвижение по одномандатным округам, но только на уровне края. Когда изменилось законодательство, изменился и расклад сил - как на уровне Федерации, так и в регионах. Естественно, те, кто раньше был в блоках - в блоке "Наши!", который занял первое место, в "Блоке Быкова", который занял второе, в "Северной партии", которая как партия не может состояться в общероссийских масштабах - начали самоопределяться задолго до предвыборной кампании. Поскольку "Единая Россия" олицетворяет собой "партию власти", имеет большинство в Госдуме, располагает мощным административным ресурсом, многие решили, что это самая сильная партия на сегодняшний момент. Приводились всевозможные аргументы: самая объективная партия, самая пропрезидентская, самая перспективная, поскольку делает добрые дела, и так далее.
Но это уже пиар, обоснование своего решения для внешней среды, для избирателей. Я не пошел в эту партию. В своей жизни я состоял в нескольких партиях, кроме, слава богу, КПСС. Впервые я вступил в "Демократический союз" в 1989 году. На определенном этапе она сыграла роль инкубатора для многих партий. Она была хороша тем, что строилась по фракционному принципу и была альтернативой КПСС, которая строилась по принципу демократического централизма, а реально - просто централизма. Так же, как сегодня, собственно, строится "Единая Россия". Ничего нового тут не придумано. Я был против КПСС, поэтому, когда вижу перед собой ее аналог, это вызывает у меня отторжение. Не скажу, что там собрались одни бюрократы - хватает нормальных порядочных людей, но в основной своей массе это структура, которая выполняет волю центральной бюрократии. А у меня с ней существуют расхождения по ряду экономических и политических вопросов.
- Почему же в таком случае история с КПСС повторяется?
- Я думаю, тут играет роль субъективный фактор. Государством у нас на всех уровнях руководят люди, которые вышли из "капэсэсовской шинели". Это люди номенклатуры, люди, которые прошли комсомольскую школу. В то время было легко делать карьеру, не опасаясь за свой статус в будущем, если ты провалишь какое-то дело. Можно было руководить культурой, а затем перейти в сельское хозяйство. Сегодня мы видим, что эта традиция восстанавливается. Губернатор Говорин выборы в Иркутске проиграл - отправился послом в Монголию. Это чисто "капээсэсовская" практика. Губернатор Суриков Евдокимову проиграл - ушел в аппарат полпреда, затем послом в Белоруссию. Владимир Яковлев с поста губернатора ушел досрочно, в Министерство по ЖКХ, которое потом куда-то испарилось, и его поставили главой Министерства регионального развития. Словом, надо, чтобы человек был при должности. Работает старый номенклатурный принцип: не человек подбирается под дело, а под человека ищется участок работы. Сегодня большинство тех, кто разделяет этот принцип, в отличие от 90-х годов, когда их очень сильно разбавляли выходцы из других социальных слоев. Ни к чему хорошему это не приведет, мы это уже проходили, пройдем еще раз, только за более короткое время. Произойдет застой, и центральная бюрократия поймет, так же, как и при Горбачеве, что лучше потерять часть, чем целое; она пожертвует "Единой Россией", и произойдет перегруппировка политических сил.
Полностью интервью г-на Шведова можно прочитать здесь.
15.05.2006 07:18
15.05.2006 14:21
Не слыхать было о его борьбе-то за дело Лебедя. Сидел там, присмирев. Сыщут ему должностишку, и уйдет он на политический покой скромным чиновником. Будет, полизывая начальственный задик, вспоминать былые сражения.
15.05.2006 15:15
15.05.2006 15:16