В Госдуме 28 июня были приняты в первом чтении поправки в закон
«О противодействии экстремистской деятельности». Начало
ускоренной работы над ними депутатов-единороссов формально
связывается с недавним обращением Общественной палаты к парламенту.
В нем содержался призыв создать законодательные препятствия
«проникновению во власть лиц и политических партий, использующих
в своих выступлениях экстремистскую лексику». В результате
появился законопроект, расширяющий понятие «экстремистская
деятельность». В частности, экстремизмом предлагается считать
«воспрепятствование законной деятельности органов госвласти» в сочетании с «насилием или угрозой его применения» и «публичную
клевету в отношении лиц, замещающих государственную должность РФ
или субъекта РФ, соединенную с обвинением указанного лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления». По просьбе
«Новых Известий» законодательную новацию комментирует депутат
Госдумы от Барнаула Владимир Рыжков.
— Новые меры по борьбе с экстремизмом нужны, вы считаете? Разве
мало законов, направленных на пресечение экстремистской
деятельности?
— Обостренное внимание к этой проблеме и Общественной палаты, и законодателей представляется мне совершенно своевременным.
Смотрите, только с начала года совершено 16 убийств на национальной почве. И еще около 100 нападений. Тревожат и ксенофобские настроения. По данным социологов, ксенофобия
свойственна 58 процентам россиян. Поэтому сама постановка вопроса
у меня возражений не вызывает. Но мне кажется, проблема не в отсутствии законодательных препятствий эстремизму, а в правоприменении. Ведь у правоохранительных органов и спецслужб
есть все рычаги для борьбы с экстремизмом и ксенофобией. А в избирательном законодательстве имеются необходимые статьи,
позволяющие за экстремистские высказывания лишать партии и кандидатов регистрации или отказывать в ней. Поэтому моя точка
зрения такова: надо бороться с экстремистами, а не с журналистами, как фактически предлагается.
— Кем предлагается? Ни в обращении Общественной палаты, ни в законопроекте о журналистах как будто бы ничего не сказано.
— Ну как же, вот фрагмент из обращения ОП: «Из-за существующих
пробелов в законодательстве оказывается возможной публичная
деятельность лиц (в том числе в СМИ и в международной сети
Интернет), которые, может быть, напрямую и не призывают к осуществлению экстремистской деятельности, но побуждают к ее осуществлению…» Впервые ставятся под удар СМИ и Интернет. И еще.
Определение понятий «экстремизм», «экстремистская деятельность»
должно быть недвусмысленным. Но смотрите, поставлен вопрос о публичной деятельности лиц, которые, «может быть, напрямую и не призывают к осуществлению экстремистской деятельности, но побуждают к ее осуществлению или допускают возможность совершения
экстремистских деяний». Это ведь очень невнятные формулировки.
Пользуясь ими, нетрудно заявить, что, например, я, может быть,
открыто и не призываю, но побуждаю к чему-то. Когда предельно
размыто само понятие экстремизма, а к нему еще прилагаются
определения типа «может быть, не призывают, но побуждают»,
открывается простор для вольных толкований.
— Значит, вы предлагаете внести в закон поправки, уточняющие
понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность»?
— Да, это сделать необходимо. У меня в Барнауле недавно закрыли
сайт одного популярного информагентства. Там появился анонимный
комментарий по поводу нашумевшей карикатуры в датском журнале.
Появился, провисел минут десять на форуме, и был веб-редактором
снят. Но что вы думаете — возбудили уголовное дело. Якобы сайт
разжигал экстремистские настроения. Сейчас суд идет. И если будет
создан прецедент, завтра в России при желании можно будет закрыть
сайт любого СМИ. Вот чего я опасаюсь. Опасаюсь, что обращение
Общественной палаты может быть использовано для сведения счетов с неугодной газетой, телеканалом. Случай с барнаульским
информагентством — пример того, как понятие «экстремизм» широко
интерпретируется для введения фактической цензуры и закрытия
независимого средства массовой информации. Надо дать максимально
недвусмысленное определение экстремистской деятельности. Чтобы
широкое толкование этого понятия нельзя было использовать против
законопослушных граждан. В том числе и против оппозиции. Ведь,
например, заявление о необходимости вести диалог в Чечне с какими-то политическими силами легко можно интерпретировать как
призыв к экстремизму, терроризму и т.п.
— Люди с крайним взглядами, по-вашему, нуждаются в защите?
— Разумеется. Да и что это такое — крайний взгляд? Когда нет
юридически безупречного понятия «экстремистская деятельность»,
можно любого человека, критикующего власть, обвинить в экстремизме. Например, кто-то выкрикнет на митинге: «Наш мэр —
дурак!» И в городе обязательно найдется милиционер, который
скажет, что это призыв к подрыву конституционного строя. Я,
например, считаю, что нацболов за их резкие выступления
привлекать к уголовной ответственности не следует. Люди с крайними взглядами должны быть защищены законом. Если они,
конечно, не нарушают общественный порядок, а лишь выражают свой
протест, пусть даже в непарламентской форме. В Вашингтоне перед
Белым домом вечно громоздятся какие-то палатки, люди размахивают
плакатами: Но закон защищает право любого американца публично
выражать свое отношение к власти. Вот если бы мы, депутаты,
вместе с Общественной палатой смогли найти формулировки, четко
квалифицирующие экстремистскую деятельность, появился бы желаемый
документ. С одной стороны, он защищал бы государство от экстремистов, а с другой — брал под защиту граждан, критикующих
власть.
— Как раз преследований за критику власти и опасается оппозиция.
В этом смысле законопроект успокоил вас?
— Скорее, вселил тревогу. Я боюсь, что будет принята максимально
размытая формулировка при ужесточении санкций. И это позволит
закрывать СМИ, преследовать журналистов, регулировать Интернет.
Расширенное толкование понятия «экстремизм» развязывает руки
государству для борьбы не с экстремизмом, а с оппозицией. И вообще для подавления инакомыслия. В том числе для цензуры в Интернете и СМИ. Но даже при размытости формулировок
правоохранительные органы, на мой взгляд, могли бы действовать
более эффективно. Когда человека режут ножом с криками: «Слава
России!», а милиция квалифицирует резню как бытовое хулиганство,
извините, закон тут ни при чем. Это личное поведение милиционера,
который, видимо, разделяет подобные взгляды. Я знаком с результатами закрытых опросов в системе МВД. Так вот, ксенофобией
заражена сама милиция. Ее сотрудники нередко встают на защиту
скинхедов, закрывают глаза на их преступления. Вероятно, есть
смысл провести всероссийское милицейское совещание, на котором
президент и глава МВД могли бы поставить задачу: в течение года
искоренить основные скинхедские группировки. Такая же задача
должна быть поставлена перед прокуратурой. Для этого
необязательно вносить изменения в законодательство. Требуются
только политическая воля и жесткий контроль.
Новые известия, 21.06.2006
29.06.2006 09:25
29.06.2006 10:07
29.06.2006 10:35
02.07.2006 10:43
03.07.2006 08:48