Любопытную идею о ребрендинге сибирских регионов как основе для
вывода их из стагнирующего состояния обосновывает московский
аналитик в статье на сайте
forum.msk.ru.
Надо признать, к сожалению, что политика развития восточных регионов России: Урала, Сибири и Дальнего Востока, благополучно провалилась. Практически все федеральные программы, посвященные развити. этих частей России, не только не были реализованы полностью, но и частью даже не дали вообще никакого заметного результата. Это вполне официально признал Владимир Путин на своем знаменитом совещании в Томске весной этого года.
Самое главное состоит в том, что ни в правительстве, ни в экспертных кругах, в том числе и тех, кто эти программы разрабатывает, так и не появилось четкого представления о причинах крушения множества благородных замыслов. Об этом и стоит поговорить.
Причин крушения большинства принятых программ развития восточных регионов России достаточно много. Здесь и крайне плохое знание экономической географии, и недостаточная осведомленность в реалиях того или иного региона. Большой вклад вносит непонимание трендов развития этих регионов. Но, пожалуй, самое главное, из чего и растут перечисленные просчеты, состоит в предвзятом отношении к восточным регионам. Каждый регион в этой части России получил определенный экономгеографический бренд, который сложился в ходе предыдущего экономического развития. Можно составить определенную типологию наиболее важных регионов СФО и ДВФО по подобным эконом-географическим брендам:
Томская область — добыча нефти и нефтехимия,
Новосибирская область — научный центр,
Кемеровская область — угледобыча,
Алтайский край — сельское хозяйство,
Республика Алтай — чистая природа,
Красноярский край — алюминий и гидроэлектростанции,
Республика Хакасия — алюминий,
Республика Тыва — депрессивный регион,
Иркутская область — лес,
Республика Бурятия — Байкал,
Республика Саха (Якутия) — алмазы,
Читинская область — добыча полезных ископаемых,
Амурская область — БАМ
Хабаровский край — военная промышленность,
Приморский край — порты и рыболовство,
Сахалин — нефть и рыболовство.
Исходя из этих брендов, и ведется планирование развития восточных регионов России. Если в каком-то регионе развита какая-то отрасль промышленности, ставшая основой регионального бренда, то разработчики программ почему-то простодушно считают, что именно эти отрасли и должны развиваться в первую и единственную очередь. С первого взгляда эти бренды соответствуют реальному сложившемуся положению в том или ином регионе. Но это только первый и весьма поверхностный взгляд. Он не учитывает другие отрасли промышленности, имеющиеся и намечающиеся перспективы развития региона.
В качестве примера разберем Красноярский край. Считается, что основной его промышленности является гидроэнергетика и алюминиевая промышленность. Так считает губернатор края Александр Хлопонин, который на всех углах рекламирует «проект века» — достройку Богучанской ГЭС и строительство в Кодинске алюминиевого завода.
Однако если посмотреть пристальнее, то видно, что это не вполне соответствует действительности. В электроэнергетике региона большой вес изначально занимала тепловая энергетика (22,3% выработки электроэнергии в 1990 году), а к концу 90-х годов ее доля резко выросла и достигла 42%. Значит, красивый бренд «Красноярский край — край гидроэнергетики» не соответствует действительности. Следование ему уводит от развития потенциала тепловой энергетики.
То же самое относится и к промышленности. В структуре промышленности Красноярского края цветная металлургия занимает 57%. Но и другие отрасли, вместе взятые, также занимают заметное место — суммарно 26%. В этот список входят: нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, пищевая промышленность. Последовав бренду «Красноярский край — край алюминиевой промышленности», мы не используем множества других возможностей, которые уже фактически есть в этом регионе.
Нынешний бренд Красноярского края делает акцент на сырьевые отрасли: выработку «дешевой» энергии на гидроэлектростанциях и выплавку алюминия. Если следовать этому бренду, то сырьевая направленность будет все более и более усиливаться. Между тем, даже нынешняя могучая мировая экономика не резиновая, и не может потребить неограниченное количество сырья и промышленных полуфабрикатов, того же алюминия, например. Если мы будем продолжать выбрасывать на мировой рынок все новые и новые партии алюминия, то это приведет лишь к падению цен на него.
Тогда все наши усилия по развитию сырьевого комплекса, все многомиллиардные инвестиции не дадут своего эффекта. Уже сейчас Красноярский край производит около миллиона тонн алюминия, но край, и Россия в целом, от этого почти не богатеют.
Для развития промышленности Красноярского края необходимо произвести его экономический ребрендинг и поставить акцент на перспективных отраслях. Машиностроительный комплекс края приобрел характер транспортного машиностроения: автомобили, суда, ракетные и авиационные двигатели. Химическая промышленность выпускает моторные и ракетные топлива, цветная металлургия выпускает материалы для авиационного машиностроения. Связав все это вместе, мы получим новый облик Красноярского края — центра транспортного машиностроения. «Мы даем свободу движения!», — весьма актуальный для России лозунг. Этот пример показывает общий метод ребрендинга восточных регионов. Если сформулировать его совсем кратко, в виде последовательности операций, то он выглядит так. Во-первых, нужно отказаться от существующих региональных брендов, чем бы они не обосновывались. Во-вторых, нужно проанализировать реальную структуру отраслей, характер промышленного производства, выделить наиболее перспективные отрасли, связанные с высоким переделом, новыми технологиями и наукоемким производством. В-третьих, сформировать новую промышленную цепочку; поставить в ее голову отрасль наиболее высокого передела, продукцию наиболее высокого технологического уровня, а затем подтянуть к ней остальные отрасли. Не надо бояться заглянуть в будущее. В почти всех регионах, кроме наиболее депрессивных, в советское время создали заделы для развития высоких технологий. Опираясь на них, можно представить себе, как будет выглядеть экономика региона после перехода от сырьевых отраслей к высоким технологиям. А теперь проведем пробный ребрендинг некоторых из перечисленных выше регионов с учетом имеющихся заделов и перспектив:
Томская область — нефтехимия высокого передела, производство искусственных материалов, выпуск электроприборов и электродвигателей, измерительных приборов, полупроводников, электроники, имуннобиологических препаратов,
Новосибирская область — научный центр, производство автоматизированных линий, станков ЧПУ, робототехники, чистых металлов, керамических изделий,
Кемеровская область — добыча и глубокая переработка угля, углехимия, производство пластмасс и искусственных материалов, высококачественная черная металлургия,
Алтайский край — сельское хозяйство, производство искусственного топлива, производство энергетического оборудования, турбин, оборудования для сельского хозяйства и пищевой промышленности,
Красноярский край — производство судов, автомобилей, подвижного состава железных дорог, скоростных поездов, авиационных двигателей, космической техники, ракет-носителей, чистых, редкоземельных металлов, атомная промышленность и машиностроение,
Иркутская область — выпуск самолетов, космической техники, глубокая переработка леса, производство стройдеталей, атомная промышленность,
Республика Бурятия — выпуск вертолетов, авиационной техники, компьютеров, телевизоров, оргтехники, приборостроение.
Республика Саха (Якутия) — добыча и огранка алмазов, производство алмазных инструментов, глубокая переработка леса,
Читинская область — добыча и глубокая переработка полезных ископаемых, производство редкоземельных и чистых металлов,
Амурская область — космодром «Свободный», запуски космических аппаратов, российско-китайская биржа Благовещенск — Хэйхэ,
Хабаровский край — авиакосмическое машиностроение, судостроение, порты.
Приморский край — портовый комплекс Владивосток — Находка, свободные экономические зоны, финансовый центр, научный центр, судостроение.
Из этого, достаточно беглого и пробного ребрендинга восточных регионов России видно, что если даже просто переставить акценты с сырьевых отраслей на имеющиеся там высокотехнологичные отрасли, то картина восточной части страны резко изменяется. Вместо «заснеженной пустыни» с редкими нефтяными вышками, появляются крупные города, научные центры, высокотехнологичное производство. А ведь все это не придумано, почти все перечисленные производства появились в Сибири и на Дальнем Востоке 30−40 лет назад. Подобный ребрендинг является первой частью изменения отношения к восточным регионам России, переоценкой их ныне занижаемого экономического потенциала. Когда отношение к ним будет изменено, тогда появится возможность составить, наконец, план развития востока России, который не будет провален.
Надо признать, к сожалению, что политика развития восточных регионов России: Урала, Сибири и Дальнего Востока, благополучно провалилась. Практически все федеральные программы, посвященные развити. этих частей России, не только не были реализованы полностью, но и частью даже не дали вообще никакого заметного результата. Это вполне официально признал Владимир Путин на своем знаменитом совещании в Томске весной этого года.
Самое главное состоит в том, что ни в правительстве, ни в экспертных кругах, в том числе и тех, кто эти программы разрабатывает, так и не появилось четкого представления о причинах крушения множества благородных замыслов. Об этом и стоит поговорить.
Причин крушения большинства принятых программ развития восточных регионов России достаточно много. Здесь и крайне плохое знание экономической географии, и недостаточная осведомленность в реалиях того или иного региона. Большой вклад вносит непонимание трендов развития этих регионов. Но, пожалуй, самое главное, из чего и растут перечисленные просчеты, состоит в предвзятом отношении к восточным регионам. Каждый регион в этой части России получил определенный экономгеографический бренд, который сложился в ходе предыдущего экономического развития. Можно составить определенную типологию наиболее важных регионов СФО и ДВФО по подобным эконом-географическим брендам:
Томская область — добыча нефти и нефтехимия,
Новосибирская область — научный центр,
Кемеровская область — угледобыча,
Алтайский край — сельское хозяйство,
Республика Алтай — чистая природа,
Красноярский край — алюминий и гидроэлектростанции,
Республика Хакасия — алюминий,
Республика Тыва — депрессивный регион,
Иркутская область — лес,
Республика Бурятия — Байкал,
Республика Саха (Якутия) — алмазы,
Читинская область — добыча полезных ископаемых,
Амурская область — БАМ
Хабаровский край — военная промышленность,
Приморский край — порты и рыболовство,
Сахалин — нефть и рыболовство.
Исходя из этих брендов, и ведется планирование развития восточных регионов России. Если в каком-то регионе развита какая-то отрасль промышленности, ставшая основой регионального бренда, то разработчики программ почему-то простодушно считают, что именно эти отрасли и должны развиваться в первую и единственную очередь. С первого взгляда эти бренды соответствуют реальному сложившемуся положению в том или ином регионе. Но это только первый и весьма поверхностный взгляд. Он не учитывает другие отрасли промышленности, имеющиеся и намечающиеся перспективы развития региона.
В качестве примера разберем Красноярский край. Считается, что основной его промышленности является гидроэнергетика и алюминиевая промышленность. Так считает губернатор края Александр Хлопонин, который на всех углах рекламирует «проект века» — достройку Богучанской ГЭС и строительство в Кодинске алюминиевого завода.
Однако если посмотреть пристальнее, то видно, что это не вполне соответствует действительности. В электроэнергетике региона большой вес изначально занимала тепловая энергетика (22,3% выработки электроэнергии в 1990 году), а к концу 90-х годов ее доля резко выросла и достигла 42%. Значит, красивый бренд «Красноярский край — край гидроэнергетики» не соответствует действительности. Следование ему уводит от развития потенциала тепловой энергетики.
То же самое относится и к промышленности. В структуре промышленности Красноярского края цветная металлургия занимает 57%. Но и другие отрасли, вместе взятые, также занимают заметное место — суммарно 26%. В этот список входят: нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, пищевая промышленность. Последовав бренду «Красноярский край — край алюминиевой промышленности», мы не используем множества других возможностей, которые уже фактически есть в этом регионе.
Нынешний бренд Красноярского края делает акцент на сырьевые отрасли: выработку «дешевой» энергии на гидроэлектростанциях и выплавку алюминия. Если следовать этому бренду, то сырьевая направленность будет все более и более усиливаться. Между тем, даже нынешняя могучая мировая экономика не резиновая, и не может потребить неограниченное количество сырья и промышленных полуфабрикатов, того же алюминия, например. Если мы будем продолжать выбрасывать на мировой рынок все новые и новые партии алюминия, то это приведет лишь к падению цен на него.
Тогда все наши усилия по развитию сырьевого комплекса, все многомиллиардные инвестиции не дадут своего эффекта. Уже сейчас Красноярский край производит около миллиона тонн алюминия, но край, и Россия в целом, от этого почти не богатеют.
Для развития промышленности Красноярского края необходимо произвести его экономический ребрендинг и поставить акцент на перспективных отраслях. Машиностроительный комплекс края приобрел характер транспортного машиностроения: автомобили, суда, ракетные и авиационные двигатели. Химическая промышленность выпускает моторные и ракетные топлива, цветная металлургия выпускает материалы для авиационного машиностроения. Связав все это вместе, мы получим новый облик Красноярского края — центра транспортного машиностроения. «Мы даем свободу движения!», — весьма актуальный для России лозунг. Этот пример показывает общий метод ребрендинга восточных регионов. Если сформулировать его совсем кратко, в виде последовательности операций, то он выглядит так. Во-первых, нужно отказаться от существующих региональных брендов, чем бы они не обосновывались. Во-вторых, нужно проанализировать реальную структуру отраслей, характер промышленного производства, выделить наиболее перспективные отрасли, связанные с высоким переделом, новыми технологиями и наукоемким производством. В-третьих, сформировать новую промышленную цепочку; поставить в ее голову отрасль наиболее высокого передела, продукцию наиболее высокого технологического уровня, а затем подтянуть к ней остальные отрасли. Не надо бояться заглянуть в будущее. В почти всех регионах, кроме наиболее депрессивных, в советское время создали заделы для развития высоких технологий. Опираясь на них, можно представить себе, как будет выглядеть экономика региона после перехода от сырьевых отраслей к высоким технологиям. А теперь проведем пробный ребрендинг некоторых из перечисленных выше регионов с учетом имеющихся заделов и перспектив:
Томская область — нефтехимия высокого передела, производство искусственных материалов, выпуск электроприборов и электродвигателей, измерительных приборов, полупроводников, электроники, имуннобиологических препаратов,
Новосибирская область — научный центр, производство автоматизированных линий, станков ЧПУ, робототехники, чистых металлов, керамических изделий,
Кемеровская область — добыча и глубокая переработка угля, углехимия, производство пластмасс и искусственных материалов, высококачественная черная металлургия,
Алтайский край — сельское хозяйство, производство искусственного топлива, производство энергетического оборудования, турбин, оборудования для сельского хозяйства и пищевой промышленности,
Красноярский край — производство судов, автомобилей, подвижного состава железных дорог, скоростных поездов, авиационных двигателей, космической техники, ракет-носителей, чистых, редкоземельных металлов, атомная промышленность и машиностроение,
Иркутская область — выпуск самолетов, космической техники, глубокая переработка леса, производство стройдеталей, атомная промышленность,
Республика Бурятия — выпуск вертолетов, авиационной техники, компьютеров, телевизоров, оргтехники, приборостроение.
Республика Саха (Якутия) — добыча и огранка алмазов, производство алмазных инструментов, глубокая переработка леса,
Читинская область — добыча и глубокая переработка полезных ископаемых, производство редкоземельных и чистых металлов,
Амурская область — космодром «Свободный», запуски космических аппаратов, российско-китайская биржа Благовещенск — Хэйхэ,
Хабаровский край — авиакосмическое машиностроение, судостроение, порты.
Приморский край — портовый комплекс Владивосток — Находка, свободные экономические зоны, финансовый центр, научный центр, судостроение.
Из этого, достаточно беглого и пробного ребрендинга восточных регионов России видно, что если даже просто переставить акценты с сырьевых отраслей на имеющиеся там высокотехнологичные отрасли, то картина восточной части страны резко изменяется. Вместо «заснеженной пустыни» с редкими нефтяными вышками, появляются крупные города, научные центры, высокотехнологичное производство. А ведь все это не придумано, почти все перечисленные производства появились в Сибири и на Дальнем Востоке 30−40 лет назад. Подобный ребрендинг является первой частью изменения отношения к восточным регионам России, переоценкой их ныне занижаемого экономического потенциала. Когда отношение к ним будет изменено, тогда появится возможность составить, наконец, план развития востока России, который не будет провален.
Дмитрий Верхотуров, 21.07.2006
21.07.2006 06:12
21.07.2006 06:42
21.07.2006 06:43
21.07.2006 07:01
21.07.2006 07:33
21.07.2006 17:51
10.08.2006 22:59
http://forum.msk.ru/material/r egion/12483.html