18+

Ребрендинг сибирских регионов: новые бренды позволят им выйти из нынешнего состояния депрессивности?

Любопытную идею о ребрендинге сибирских регионов как основе для вывода их из стагнирующего состояния обосновывает московский аналитик в статье на сайте forum.msk.ru.

Надо признать, к сожалению, что политика развития восточных регионов России: Урала, Сибири и Дальнего Востока, благополучно провалилась. Практически все федеральные программы, посвященные развити. этих частей России, не только не были реализованы полностью, но и частью даже не дали вообще никакого заметного результата. Это вполне официально признал Владимир Путин на своем знаменитом совещании в Томске весной этого года.

Самое главное состоит в том, что ни в правительстве, ни в экспертных кругах, в том числе и тех, кто эти программы разрабатывает, так и не появилось четкого представления о причинах крушения множества благородных замыслов. Об этом и стоит поговорить.

Причин крушения большинства принятых программ развития восточных регионов России достаточно много. Здесь и крайне плохое знание экономической географии, и недостаточная осведомленность в реалиях того или иного региона. Большой вклад вносит непонимание трендов развития этих регионов. Но, пожалуй, самое главное, из чего и растут перечисленные просчеты, состоит в предвзятом отношении к восточным регионам. Каждый регион в этой части России получил определенный экономгеографический бренд, который сложился в ходе предыдущего экономического развития. Можно составить определенную типологию наиболее важных регионов СФО и ДВФО по подобным эконом-географическим брендам:

Томская область — добыча нефти и нефтехимия,

Новосибирская область — научный центр,

Кемеровская область — угледобыча,

Алтайский край — сельское хозяйство,

Республика Алтай — чистая природа,

Красноярский край — алюминий и гидроэлектростанции,

Республика Хакасия — алюминий,

Республика Тыва — депрессивный регион,

Иркутская область — лес,

Республика Бурятия — Байкал,

Республика Саха (Якутия) — алмазы,

Читинская область — добыча полезных ископаемых,

Амурская область — БАМ

Хабаровский край — военная промышленность,

Приморский край — порты и рыболовство,

Сахалин — нефть и рыболовство.


Исходя из этих брендов, и ведется планирование развития восточных регионов России. Если в каком-то регионе развита какая-то отрасль промышленности, ставшая основой регионального бренда, то разработчики программ почему-то простодушно считают, что именно эти отрасли и должны развиваться в первую и единственную очередь. С первого взгляда эти бренды соответствуют реальному сложившемуся положению в том или ином регионе. Но это только первый и весьма поверхностный взгляд. Он не учитывает другие отрасли промышленности, имеющиеся и намечающиеся перспективы развития региона.

В качестве примера разберем Красноярский край. Считается, что основной его промышленности является гидроэнергетика и алюминиевая промышленность. Так считает губернатор края Александр Хлопонин, который на всех углах рекламирует «проект века» — достройку Богучанской ГЭС и строительство в Кодинске алюминиевого завода.

Однако если посмотреть пристальнее, то видно, что это не вполне соответствует действительности. В электроэнергетике региона большой вес изначально занимала тепловая энергетика (22,3% выработки электроэнергии в 1990 году), а к концу 90-х годов ее доля резко выросла и достигла 42%. Значит, красивый бренд «Красноярский край — край гидроэнергетики» не соответствует действительности. Следование ему уводит от развития потенциала тепловой энергетики.

То же самое относится и к промышленности. В структуре промышленности Красноярского края цветная металлургия занимает 57%. Но и другие отрасли, вместе взятые, также занимают заметное место — суммарно 26%. В этот список входят: нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, пищевая промышленность. Последовав бренду «Красноярский край — край алюминиевой промышленности», мы не используем множества других возможностей, которые уже фактически есть в этом регионе.

Нынешний бренд Красноярского края делает акцент на сырьевые отрасли: выработку «дешевой» энергии на гидроэлектростанциях и выплавку алюминия. Если следовать этому бренду, то сырьевая направленность будет все более и более усиливаться. Между тем, даже нынешняя могучая мировая экономика не резиновая, и не может потребить неограниченное количество сырья и промышленных полуфабрикатов, того же алюминия, например. Если мы будем продолжать выбрасывать на мировой рынок все новые и новые партии алюминия, то это приведет лишь к падению цен на него.

Тогда все наши усилия по развитию сырьевого комплекса, все многомиллиардные инвестиции не дадут своего эффекта. Уже сейчас Красноярский край производит около миллиона тонн алюминия, но край, и Россия в целом, от этого почти не богатеют.

Для развития промышленности Красноярского края необходимо произвести его экономический ребрендинг и поставить акцент на перспективных отраслях. Машиностроительный комплекс края приобрел характер транспортного машиностроения: автомобили, суда, ракетные и авиационные двигатели. Химическая промышленность выпускает моторные и ракетные топлива, цветная металлургия выпускает материалы для авиационного машиностроения. Связав все это вместе, мы получим новый облик Красноярского края — центра транспортного машиностроения. «Мы даем свободу движения!», — весьма актуальный для России лозунг. Этот пример показывает общий метод ребрендинга восточных регионов. Если сформулировать его совсем кратко, в виде последовательности операций, то он выглядит так. Во-первых, нужно отказаться от существующих региональных брендов, чем бы они не обосновывались. Во-вторых, нужно проанализировать реальную структуру отраслей, характер промышленного производства, выделить наиболее перспективные отрасли, связанные с высоким переделом, новыми технологиями и наукоемким производством. В-третьих, сформировать новую промышленную цепочку; поставить в ее голову отрасль наиболее высокого передела, продукцию наиболее высокого технологического уровня, а затем подтянуть к ней остальные отрасли. Не надо бояться заглянуть в будущее. В почти всех регионах, кроме наиболее депрессивных, в советское время создали заделы для развития высоких технологий. Опираясь на них, можно представить себе, как будет выглядеть экономика региона после перехода от сырьевых отраслей к высоким технологиям. А теперь проведем пробный ребрендинг некоторых из перечисленных выше регионов с учетом имеющихся заделов и перспектив:

Томская область — нефтехимия высокого передела, производство искусственных материалов, выпуск электроприборов и электродвигателей, измерительных приборов, полупроводников, электроники, имуннобиологических препаратов,

Новосибирская область — научный центр, производство автоматизированных линий, станков ЧПУ, робототехники, чистых металлов, керамических изделий,

Кемеровская область — добыча и глубокая переработка угля, углехимия, производство пластмасс и искусственных материалов, высококачественная черная металлургия,

Алтайский край — сельское хозяйство, производство искусственного топлива, производство энергетического оборудования, турбин, оборудования для сельского хозяйства и пищевой промышленности,

Красноярский край — производство судов, автомобилей, подвижного состава железных дорог, скоростных поездов, авиационных двигателей, космической техники, ракет-носителей, чистых, редкоземельных металлов, атомная промышленность и машиностроение,

Иркутская область — выпуск самолетов, космической техники, глубокая переработка леса, производство стройдеталей, атомная промышленность,

Республика Бурятия — выпуск вертолетов, авиационной техники, компьютеров, телевизоров, оргтехники, приборостроение.

Республика Саха (Якутия) — добыча и огранка алмазов, производство алмазных инструментов, глубокая переработка леса,

Читинская область — добыча и глубокая переработка полезных ископаемых, производство редкоземельных и чистых металлов,

Амурская область — космодром «Свободный», запуски космических аппаратов, российско-китайская биржа Благовещенск — Хэйхэ,

Хабаровский край — авиакосмическое машиностроение, судостроение, порты.

Приморский край — портовый комплекс Владивосток — Находка, свободные экономические зоны, финансовый центр, научный центр, судостроение.


Из этого, достаточно беглого и пробного ребрендинга восточных регионов России видно, что если даже просто переставить акценты с сырьевых отраслей на имеющиеся там высокотехнологичные отрасли, то картина восточной части страны резко изменяется. Вместо «заснеженной пустыни» с редкими нефтяными вышками, появляются крупные города, научные центры, высокотехнологичное производство. А ведь все это не придумано, почти все перечисленные производства появились в Сибири и на Дальнем Востоке 30−40 лет назад. Подобный ребрендинг является первой частью изменения отношения к восточным регионам России, переоценкой их ныне занижаемого экономического потенциала. Когда отношение к ним будет изменено, тогда появится возможность составить, наконец, план развития востока России, который не будет провален.

Дмитрий Верхотуров, 21.07.2006
Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 7
avatar
студент

21.07.2006 06:12

А что делать с депрессивным регионом Тыва?
| 0 | 0
avatar
Константин Емешин

21.07.2006 06:42

В эпоху рыночной экономики эти методы социалистической экономики, когда рисовали все сверху, не работают. Мы живем в условиях КОНКУРЕНТНОГО рынка. Пример Алтайского края как сельскохозяйственного региона показывает, что аграрное производство прекрасно развивается и в Новосибирской и Кемеровской областях и даже в Красноярском крае, т.к. главное не посеять или убрать, а важно переработать и продать, а еще главнее получить прибыль. А работать в убыток ради некого кем-то придуманного годами бренда... это зачастую оказывается работой на интересы определенной финансовой группировки и не более того.
| 0 | 0
avatar
SERG

21.07.2006 06:43

Интересная статья и на примере Алтайского края факты находят свое подтверждение. Аграрный край и бух туда деньжат, а выхлоп ноль. А ведь есть Алтайкокс, Алтайвагон, Сибэнергомаш, БПЗ, и много других успешных предприятий, за счет которых и формируется основная часть бюджета региона.
| 0 | 0
avatar
Аня

21.07.2006 07:01

Имидж региона должны формировать люди. Например, Шукшин, Золотухин, Евдокимов, наконец. А "выезжать" на одних природных ресурсах не получиться. Людям надо хлеба и зрелищ. Хлеб у нас есть, теперь надо добавить зрелищ.
| 0 | 0
avatar
Горман

21.07.2006 07:33

Что такое уголь,нефть,брилиант, ракета "Сатана"- пиндосы знают хорошо, а что такое люди с таими труднопроизносимыми фамилиями, нет. Пиндосы даже своего Марка Твена не знают. Представьте себе ситуацию: "У нас край нефти и угля"- "О-О-О, сколько стоит, как купить, и т.д." или "У нас край Шукшина, Золотухина и Евдокимова"- "У-У-У,(и всй кислее и кислее) а что это, кто этим пользуется и сколько это стоит". Вот так- то.
| 0 | 0
avatar
Александр Рычков

21.07.2006 17:51

Не раз писал - еще попробую: от Владика и до Москвы про муку, желая похвалить, говорят - Алтайка. Про печенье - Алтайское. Мало этого. Нам и Белуха в подмогу - все равно говорят - а, это на Алтае? Почему нужен ИМЕННО РЕБРЕНДИНГ? ЗАКОЛЕБАЛИ СО СЛОВАМИ, КОТОРЫХ МАЛО ПОНИМАЮТ!!! (Для полных идиотов - это шуточная ошибка!)... Бренд нельзя сделать, как из шлюхи "нарисовать" невинную девицу, бренд нельзя придумать, но его можно поддержать, ЕСЛИ ОН ЕСТЬ. Вот здесь главное место. Надо поискать что людям известно, а не то, что кто-то вычитал у Траута (записного вруна, кстати). Найти и не спеша поддерживать. И поддерживать тех, кто этот бренд создает, а не выгонять из края, как шелудивых псов.
| 0 | 0
avatar
Дмитрий

10.08.2006 22:59

О Туве - вот.
http://forum.msk.ru/material/r egion/12483.html
| 0 | 0
19.12.2025