Крупный град посыпался с неба во время выступления алтайских
мастеров-кайчи во время межрегионального фестиваля горлового
пения (кая) «Алтын Тайга» («Золотая Тайга»). Одна градина имела
форму в виде звезды. «Боги благословляют наш праздник», — решили
участники фестиваля, который прошел в Чемальском районе
Республики Алтай. Об этом сообщает Агентство национальных
новостей.
В фестивале приняли участие около 40 мастеров из республик Алтай,
Тува, Хакасия, а также любители из США, Великобритании и Японии.
Кай — древнее искусство алтайцев. Он исполняется в музыкальном
сопровождении двухструнного инструмента — топшуура. Раньше
методом кая в течение нескольких суток исполнялись алтайские
героические эпосы. ЮНЕСКО планирует включить кай в список
нематериальных ценностей человечества.
В рамках фестиваля прошли и состязания по национальным видам
спорта. В абсолютном первенстве по борьбе куреш разыгран приз
Сартакпая, учрежденный главой Чемальского района. По древним
легендам алтайцев, богатырь Сартакпай сделал очень многое для
Алтая — провёл дорогу алтайским водам в Ледовитый океан, избавил
алтайский народ от злых существ и т.д.
В основе же искусства кая лежит текст эпического произведения.
Эпос «Маадай Хаара» — 8 тысяч стихотворных строк. Эпос <Джангар>
— 36 тысяч строк. Тематика песен самая разнообразная: от эпоса
«Оскус Уул», который шаманы могут непрерывно исполнять 9 суток,
до воспевания величий Чуйской долины («Эре Чуй») и Телецкого
озера («Алтын Кель»). Добавьте сюда песнь о скакуне Аргымаке,
традиционные алтайские напевы Дьянар и повествование о древнем
каменном изваянии Казер Таш и получите своего рода путеводитель в мир сказаний и легенд, в мир камней и дурманящих трав, в мир
духов и шаманов.
«Мы заставляем работать те связки, которые в жизни ничего не делают, не поют, не вибрируют никак, — объяснил корреспонденту
АНН природу ремесла известный алтайский кайчи Ногон Шумаров. — В нашем искусстве поет все, что может издавать звук. В зависимости
от содержания сказания сказатель озвучивает его теми или иными
звуками: встретился богатырь со змеей — свист, встретился с медведем — рык. Даже звуки сабель и свист ветра можно
изобразить…» — рассказал Ногон Шумаев.
Видов горлового пения множество — каркыра, хоомей, сабыскы,
сыгыт. А инструменты для него тоже разные — комус, шоор, икили,
тунур, скифская арфа. К примеру, шоор — это флейта без отверстий.
О ее создании у алтайцев есть легенда. Один бедный юноша полюбил
девушку из знатной семьи, но ее родители отказались отдать ее ему
в жены. Пошел он опечаленный бродить и вдруг услышал мелодичные
звуки. Они так зачаровали его, что стал юноша искать, кто издает
их. Но ни одного живого существа не увидел он поблизости и понял
тогда, что это ветер поет на сломанной тростинке. Срезал юноша
тростник и научился на нем играть. Пришел он к дому своей
возлюбленной, заиграл, и были все так зачарованы мелодией и звуками, что приняли его и согласились отдать дочь. Так юноша
получил в жены любимую, а алтайский народ — шоор.
Самые титулованные алтайские кайчи — ансамбль «Алтай кай». В прошлом году эта четверка сказителей под аккомпанемент народного
инструмента топшура непрерывно «горланили» в течение 4 часов 26
минут! Рекорд был установлен в присутствии представителей Книги
Гиннеса в Сибири, которые зафиксировали факт на видеопленку и аудиокассеты.
«В последнее время идёт очень много споров о возникновении
горлового пения. У людей огромный интерес к этому искусству.
Тувинцы считают, что алтайцы научились горловому пению у них, но это не так, — считает руководитель ансамбля Урмат Ынтаев. — На самом-то деле совершенно иначе получается: я ни разу не видел,
чтобы они приезжали и нас учили, или кто-то из них преподавал нам
кай. Я знаю, и учёные это доказывают, что алтайское горловое
пение — самое древнее.
Гомером ХХ века называли нашего кайчи Алексея Калкина. Он исполнял сказания горловым пением посвоему, в Туве или других
регионах так не исполняет никто, по крайней мере, я такого
исполнения там не слышал. На сегодняшний день у нас сохранилось
именно традиционное повествование героического эпоса и древняя
манера горлового пения. У нас в республике пробудился интерес к занятию горловым пением.
Я бы обратил интерес политиков и всех, от кого зависит дальнейшее
развитие столь древнего и красивого вида искусства, на то, чтобы
именно кай стал главным достоянием алтайской культуры. Благодаря
этому мы сможем поднять нашу культуру, а через неё и экономику»,
— считает Ынтаев.
08.08.2006 21:11