Достаточно туманный вопрос «Зачем Рерих приезжал на Алтай?» имеет
ответы в
докторской диссертации
музейного работника Владимира Росова, защищенной в 2005 г.
Подвергнутая поклонниками Рериха жесткой критике за применение
научных подходов к изучению жизни художника диссертация содержит
специальную главу «Алтайский проект и Священный союз Востока»,
посвященную ранее не описанному в научной литературе этапу первой
центральноазиатской экспедиции Рериха, состоявшейся летом
1926 года.
«Он связан с посещением Горного Алтая и поиском подходов к практическому осуществлению Великого плана,
В первом параграфе «Политические контакты представителей
корпорации «Белуха» в Москве» внимание сосредоточено на взаимоотношениях американских сотрудников Н.К.Рериха, супругов
М.М. и З.Г. Лихтман, с Советской властью. Как представители
корпорации «Белуха», отстаивающей в Советском Союзе свои
интересы на приобретение концессий, Лихтманы установили
дружеские контакты с влиятельными чиновниками властных структур
Б.Н.Мельниковым (Наркоминдел) и М.А. Трилиссером (ОГПУ).
Во втором параграфе «Борьба за концессии на разработку природных
ресурсов в Горном Алтае» разбирается экономическая программа Н.
К. Рериха, выдвинутая от имени общества «Белуха» на рассмотрение
Советского правительства. Алтайский проект содержал предложения
на приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях горы Белухи, на юго-западном Алтае. Н.К. Рерих во время пребывания в Москве ведет согласование проекта в Главконцесскоме и Главном экономическом управлении ВСНХ. Для
заключения концессионного договора на Алтай направлена
разведывательная экспедиция. Борьба за концессии продолжается в течение нескольких лет, вплоть до середины 1929 года.
В третьем параграфе «Научная экспедиция Н.К. Рериха на Алтай
(1926)» приводятся подробности алтайской поездки в связи с выбором мест под предполагаемые концессии. Научную сторону
экспедиции осуществляла группа горного инженера Т.Н.Пономарева,
а Рерих и его сотрудники, помимо художественных и этнографических целей, изучали возможность «организации в районе
горы Белухи культурно-промышленного центра». Такой центр мог
стать прообразом будущей столицы нового монголо-сибирского
государства, «Священного союза Востока».
Содержание концессионной деятельности к кратком очерке включало
интерес к добыче серебросодержащих руд, также опыты с применением
радиации при выращивании растений. Помимо Горного Алтая,
экспедиции, изучавшие с этой целью различные центральноазиатские
регионы, предприниматлись Рерихом позднее.
Как отмечает Владимир Росов: «Упомянутая выше деятельность
Н.К.Рериха сводится к его концепции «Новой Страны», некоего
идеального государственного образования в Центральной Азии,
которое первоначально получило название «Священный Союз Востока»,
а затем — «Штаты Азии» (по аналогии с Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки). Территориальные границы Новой
Страны в течение более десяти лет, с момента первой до окончания
второй экспедиций, оставались достаточно условными. В ее ареал
попадали земли Русского и Монгольского Алтая, Синьцзяна,
Северного Тибета и Внутренней Монголии. Новое государственное
образование в эмигрантской прессе получило наименование,
почерпнутое у самого Рериха, — «сибирское», или
«монголо-сибирское» государство. Это указывает на то, что
основное ядро будущего государства планировалось на оси
Алтай-Гоби. Население новой страны предположительно должно было
составить около 10 миллионов человек (численность соответствует
заселенности указанных территорий согласно справочным данным
середины 1920-х годов). Государственное устройство базировалось
на «конституционной монархии» с преобладанием религиозного
элемента. Подобное образование напоминает теократическое
устройство Тибета, где Далай-лама одновременно является и светским, и духовным лидером.
Напомним, в 1927 году фигура Н.К. Рериха рассматривалась его
окружением в качестве «Западного Далай-ламы». А на переговорах с советскими руководителями в Москве художником был предложен
проект «Единой Азии», который подразумевал образование федерации
азиатских государств и выработку буддийско-коммунистического
мировоззрения, основанного на общепринятых ценностях буддийской
сангхи,
22.01.2007 14:14
24.01.2007 03:49
на странице http://roerich-museum.ru/pro2/ .
Из анализа его диссертации следует, что науки в ней нет, а лишь очередная провокация скандала вокруг великого человека.
На приведенной станичке расположено несколько экспертных заключений о диссертации и комментариев специалстов по Рериху и его наследию.
Надеюсь это поможет распознать ситуацию.
С уважением, Артемий.