18+

Зачем Рерих приезжал на Алтай? Версия историка: художника интересовали горнодобывающие концессии по драгметаллам и геополитические планы создания здесь теократического государства во главе с собой.

Достаточно туманный вопрос «Зачем Рерих приезжал на Алтай?» имеет ответы в докторской диссертации музейного работника Владимира Росова, защищенной в 2005 г. Подвергнутая поклонниками Рериха жесткой критике за применение научных подходов к изучению жизни художника диссертация содержит специальную главу «Алтайский проект и Священный союз Востока», посвященную ранее не описанному в научной литературе этапу первой центральноазиатской экспедиции Рериха, состоявшейся летом 1926 года.

«Он связан с посещением Горного Алтая и поиском подходов к практическому осуществлению Великого плана, т. е. созданию «Союза Востока», или «Новой Страны».

В первом параграфе «Политические контакты представителей корпорации «Белуха» в Москве» внимание сосредоточено на взаимоотношениях американских сотрудников Н.К.Рериха, супругов М.М. и З.Г. Лихтман, с Советской властью. Как представители корпорации «Белуха», отстаивающей в Советском Союзе свои интересы на приобретение концессий, Лихтманы установили дружеские контакты с влиятельными чиновниками властных структур Б.Н.Мельниковым (Наркоминдел) и М.А. Трилиссером (ОГПУ).

Во втором параграфе «Борьба за концессии на разработку природных ресурсов в Горном Алтае» разбирается экономическая программа Н. К. Рериха, выдвинутая от имени общества «Белуха» на рассмотрение Советского правительства. Алтайский проект содержал предложения на приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях горы Белухи, на юго-западном Алтае. Н.К. Рерих во время пребывания в Москве ведет согласование проекта в Главконцесскоме и Главном экономическом управлении ВСНХ. Для заключения концессионного договора на Алтай направлена разведывательная экспедиция. Борьба за концессии продолжается в течение нескольких лет, вплоть до середины 1929 года.

В третьем параграфе «Научная экспедиция Н.К. Рериха на Алтай (1926)» приводятся подробности алтайской поездки в связи с выбором мест под предполагаемые концессии. Научную сторону экспедиции осуществляла группа горного инженера Т.Н.Пономарева, а Рерих и его сотрудники, помимо художественных и этнографических целей, изучали возможность «организации в районе горы Белухи культурно-промышленного центра». Такой центр мог стать прообразом будущей столицы нового монголо-сибирского государства, «Священного союза Востока».

Содержание концессионной деятельности к кратком очерке включало интерес к добыче серебросодержащих руд, также опыты с применением радиации при выращивании растений. Помимо Горного Алтая, экспедиции, изучавшие с этой целью различные центральноазиатские регионы, предприниматлись Рерихом позднее.

Как отмечает Владимир Росов: «Упомянутая выше деятельность Н.К.Рериха сводится к его концепции «Новой Страны», некоего идеального государственного образования в Центральной Азии, которое первоначально получило название «Священный Союз Востока», а затем — «Штаты Азии» (по аналогии с Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки). Территориальные границы Новой Страны в течение более десяти лет, с момента первой до окончания второй экспедиций, оставались достаточно условными. В ее ареал попадали земли Русского и Монгольского Алтая, Синьцзяна, Северного Тибета и Внутренней Монголии. Новое государственное образование в эмигрантской прессе получило наименование, почерпнутое у самого Рериха, — «сибирское», или «монголо-сибирское» государство. Это указывает на то, что основное ядро будущего государства планировалось на оси Алтай-Гоби. Население новой страны предположительно должно было составить около 10 миллионов человек (численность соответствует заселенности указанных территорий согласно справочным данным середины 1920-х годов). Государственное устройство базировалось на «конституционной монархии» с преобладанием религиозного элемента. Подобное образование напоминает теократическое устройство Тибета, где Далай-лама одновременно является и светским, и духовным лидером.

Напомним, в 1927 году фигура Н.К. Рериха рассматривалась его окружением в качестве «Западного Далай-ламы». А на переговорах с советскими руководителями в Москве художником был предложен проект «Единой Азии», который подразумевал образование федерации азиатских государств и выработку буддийско-коммунистического мировоззрения, основанного на общепринятых ценностях буддийской сангхи, т. е. общины».

Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 2
avatar
Николай Атаманенко

22.01.2007 14:14

http://nataman.narod.ru/biblio /apolitika_nkr.pdf
| 0 | 0
avatar
Артемий

24.01.2007 03:49

Тем кому не безразлично советую почитать статьи содержащие критику "научного" метода Росова
на странице http://roerich-museum.ru/pro2/ .
Из анализа его диссертации следует, что науки в ней нет, а лишь очередная провокация скандала вокруг великого человека.
На приведенной станичке расположено несколько экспертных заключений о диссертации и комментариев специалстов по Рериху и его наследию.
Надеюсь это поможет распознать ситуацию.
С уважением, Артемий.
| 0 | 0
05.12.2025