Напомним, что московский театр «ЧерноеНЕБОбелое» посетил нас с двумя спектаклями:
«Астрономия для насекомых» и «Игрушки Бертрана». И если первый
спектакль вызвал более спокойную реакцию публики, то второй не оставил равнодушным никого. Оба действа поражают, повергают
зрителя в шок и оставляют неоднозначные впечатления. От выходящих
из зала можно было услышать самые разные мнения: от «потрясающе»
и «замечательно, что-то невероятное» до «какая мерзость» и даже
«забавно». Пересказывать содержание происходящего на сцене
бессмысленно, можно сказать только, что спектакли
«ЧерноеНЕБОбелое» держат зрителя в напряжении и заставляют терять
счет времени, обволакивая дурманом причудливого сновидения. И оставляя после себя именно впечатление подсмотренного чужого сна,
находящегося за гранью реальности, и, в то же время, очень
отчетливо с ней перекликающегося.
Такое барнаульская публика видела впервые. Виртуозное воплощение
эстетики страха, эстетики безобразного, эстетики страдания.
Бессловесное и оттого еще более мощное. Если кто-то шел на эти
спектакли отдохнуть и развлечься, это ему не удалось… Даже
несмотря на отсутствие необходимой для постановок аппаратуры
(прежде всего — осветительной), московский театр сокрушил
стандартные обывательские представления о людях, игрушках и насекомых…
По словам режиссера Дмитрия Арюпина, (известного также, как
Доктор ДА), процесс создания постановок столь же необычен, как и они сами. «Идея спектакля не рождается — пьес я не ставлю и никакого материала не собираю. Я просто прихожу на репетицию и смотрю, как актеры разминаются. А потом я что-то говорю — а что
именно, зависит от такого количества факторов, что предсказать
это невозможно, это связано с моими внутренними размышлениями.
Актер же совершенно не обязан во все это вникать. Актер вообще не вполне человек. Некоторые это скрывают, некоторые этого просто не знают. В обычном человеке заключена одна личность — и если в нем
больше одной личности, это больной человек. Актер — единственное
существо, которое, оставаясь психически здоровым, „запускает себе
под кожу“ других личностей, причем степень их проникновения
разная. А те образы, которыми мы занимаемся, не есть люди
вообще…»
«ЧерноеНЕБОбелое» воплощает фантастические образы героев
спектакля через единство движений, музыки и света. Причем
отношению к движению у режиссера и актеров театра тоже совершенно
особое: «Каждое, даже самое простое движение бесконечно богато и если его вложить в человеческую форму, оно станет невероятным
событием — только нужно его не изображать, а стать им: Каким
образом эти духи, образы проникают в тело актера? Это похоже на то, как заключенный прикармливает мышь — если не замереть и не притихнуть, она не выйдет. Так и актер должен «прикормить» этих
духов так, чтобы они «приходили» в определенное время. И на сцене
тогда будет не актер, а кто-то другой. Наша задача состоит в
«прикармливании духов».
Дмитрий Арюпин объясняет принципиальное отсутствие сюжета в спектаклях: «Истории носят вторичную роль, я абсолютно убежден,
что истории никого не трогают. Вы читаете в газете о катастрофе,
где погибли 300 человек и продолжаете пить утренний кофе, хотя
это ужасно. То, что трогает людей — это другое. Чувства остается
на всю жизнь, но они не связаны или мало связаны ни с какими
историями. В театре, в искусстве сюжет не играет никакой роли — в сериалах или детективах — да, но это же не искусство. Возьмите
«Ревизора» — там никакого сюжета, а произведение гениальное».
Впрочем, несмотря на восторги нашей, честно говоря,
неизбалованной, публики, весьма вероятно, что Дмитрий Арюпин,
впечатленный отсутствием необходимых для нормальной
жизнедеятельности театра условий, исполнит свое обещание и больше
в Барнаул не приедет: «Я не чувствую себя просветителем, я понимаю, что никаких денег я здесь не заработаю… Я вообще не знаю, зачем я сюда приехал! Но я обещал, и к тому же если мы не поддержим это безумие, то его никто, наверное, не поддержит.
Такие поездки опасны для театра.»
Анна Качурина, Александра Махудинова
10.04.2007 13:22
10.04.2007 16:36
10.04.2007 16:56
18.04.2007 00:08