18+

Гастроли пластического театра «ЧерноеНЕБОбелое» в Барнауле: шоковая терапия искусством постмодерна.

Напомним, что московский театр «ЧерноеНЕБОбелое» посетил нас с двумя спектаклями: «Астрономия для насекомых» и «Игрушки Бертрана». И если первый спектакль вызвал более спокойную реакцию публики, то второй не оставил равнодушным никого. Оба действа поражают, повергают зрителя в шок и оставляют неоднозначные впечатления. От выходящих из зала можно было услышать самые разные мнения: от «потрясающе» и «замечательно, что-то невероятное» до «какая мерзость» и даже «забавно». Пересказывать содержание происходящего на сцене бессмысленно, можно сказать только, что спектакли «ЧерноеНЕБОбелое» держат зрителя в напряжении и заставляют терять счет времени, обволакивая дурманом причудливого сновидения. И оставляя после себя именно впечатление подсмотренного чужого сна, находящегося за гранью реальности, и, в то же время, очень отчетливо с ней перекликающегося.

Такое барнаульская публика видела впервые. Виртуозное воплощение эстетики страха, эстетики безобразного, эстетики страдания. Бессловесное и оттого еще более мощное. Если кто-то шел на эти спектакли отдохнуть и развлечься, это ему не удалось… Даже несмотря на отсутствие необходимой для постановок аппаратуры (прежде всего — осветительной), московский театр сокрушил стандартные обывательские представления о людях, игрушках и насекомых…

По словам режиссера Дмитрия Арюпина, (известного также, как Доктор ДА), процесс создания постановок столь же необычен, как и они сами. «Идея спектакля не рождается — пьес я не ставлю и никакого материала не собираю. Я просто прихожу на репетицию и смотрю, как актеры разминаются. А потом я что-то говорю — а что именно, зависит от такого количества факторов, что предсказать это невозможно, это связано с моими внутренними размышлениями. Актер же совершенно не обязан во все это вникать. Актер вообще не вполне человек. Некоторые это скрывают, некоторые этого просто не знают. В обычном человеке заключена одна личность — и если в нем больше одной личности, это больной человек. Актер — единственное существо, которое, оставаясь психически здоровым, „запускает себе под кожу“ других личностей, причем степень их проникновения разная. А те образы, которыми мы занимаемся, не есть люди вообще…»

«ЧерноеНЕБОбелое» воплощает фантастические образы героев спектакля через единство движений, музыки и света. Причем отношению к движению у режиссера и актеров театра тоже совершенно особое: «Каждое, даже самое простое движение бесконечно богато и если его вложить в человеческую форму, оно станет невероятным событием — только нужно его не изображать, а стать им: Каким образом эти духи, образы проникают в тело актера? Это похоже на то, как заключенный прикармливает мышь — если не замереть и не притихнуть, она не выйдет. Так и актер должен «прикормить» этих духов так, чтобы они «приходили» в определенное время. И на сцене тогда будет не актер, а кто-то другой. Наша задача состоит в «прикармливании духов».

Дмитрий Арюпин объясняет принципиальное отсутствие сюжета в спектаклях: «Истории носят вторичную роль, я абсолютно убежден, что истории никого не трогают. Вы читаете в газете о катастрофе, где погибли 300 человек и продолжаете пить утренний кофе, хотя это ужасно. То, что трогает людей — это другое. Чувства остается на всю жизнь, но они не связаны или мало связаны ни с какими историями. В театре, в искусстве сюжет не играет никакой роли — в сериалах или детективах — да, но это же не искусство. Возьмите «Ревизора» — там никакого сюжета, а произведение гениальное».

Впрочем, несмотря на восторги нашей, честно говоря, неизбалованной, публики, весьма вероятно, что Дмитрий Арюпин, впечатленный отсутствием необходимых для нормальной жизнедеятельности театра условий, исполнит свое обещание и больше в Барнаул не приедет: «Я не чувствую себя просветителем, я понимаю, что никаких денег я здесь не заработаю… Я вообще не знаю, зачем я сюда приехал! Но я обещал, и к тому же если мы не поддержим это безумие, то его никто, наверное, не поддержит. Такие поездки опасны для театра.»

Анна Качурина, Александра Махудинова
Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 4
avatar
Клавдия

10.04.2007 13:22

Это было, действительно, супер. Час пролетел вааще незаметно. И правда, такое чувство, будто залез кому-то в голову, или попал вообще в другой мир. Сидишь там, как в банке, здесь одно - за стенками банки совсем другое. Фантастически. Жаль, что никогда больше такого не увижу. Если не уеду в Москву на ПМЖ, канешна...Эй, москвичи, никому не нужна молодая бабенка приятной внешности и ангельского характеру?
| 0 | 0
avatar
Коментатор

10.04.2007 16:36

Товарищи! Это была полная ШЛЯПА! Не несущая никакой эстетики, никаких положительных эмоций, и уж тем более не было проявлением искусства!
| 0 | 0
avatar
Комментатору

10.04.2007 16:56

Искусство - это не только положительные эмоции. А понять эстетику, отличную от предлагаемых форм - тоже уметь надо
| 0 | 0
avatar
Егор

18.04.2007 00:08

а вот о чем мы не можем говорить - эмоции. они сейчас дорого стоят, а их там в достатке.
| 0 | 0
12.12.2025