18+

Деревянный модерн в Барнауле — уникальный памятник или ненужный никому сарай?

На улице Ползунова в Барнауле расположен один из домов, олицетворяющих историю краевого центра, пишет 8 декабря в газете «Алтайская правда» писатель Анатолий Кирилин.

Деревянный модерн в Барнауле - уникальный памятник или ненужный
никому сарай?
Деревянный модерн в Барнауле — уникальный памятник или ненужный никому сарай?



Облик любого города с годами меняется, с этим ничего не поделаешь. Причем современники в большинстве своем считают эти перемены позитивными. Во всяком случае, те, от кого в сей момент зависят характер застройки, объемы, архитектурные решения. Однако есть и другие мнения… Улица Ивана Ползунова в Барнауле — одна из наиболее насыщенных в историко-архитектурном отношении. Она привлекательна своими уникальными зданиями и разнообразием градостроительных ансамблей. Жемчужина этого архитектурного ожерелья — дом N 31, выполненный в стиле модерн. Расположен он на углу улицы Ползунова и проспекта Социалистического.

В начале ХХ века этот памятник входил в состав обширного усадебного комплекса барнаульского купца первой гильдии Андрея Морозова. В то время ему принадлежала вся западная часть квартала, ограниченная проспектом Социалистическим (бывший переулок Соборный) и улицей Льва Толстого. После национализации владений Морозова в 1923 году был создан проект приспособления дома N 31 и назывался он «Проектом устройства помещения для Биржи и Делового клуба». Планировка предполагала зал на 175 мест со сценой и окнами на Соборную площадь. Вокруг зала располагались прихожая со швейцаром, вестибюль, туалетные комнаты, кухня, посудная, столовая, шахматная комната, канцелярия и кабинет управляющего и заведующего биржей.

Деревянные постройки Барнаула в стиле модерн, как и повсюду в Сибири, представляют собой одну из разновидностей национально-романтического направления. В облике нашего дома это подчеркивают солярные знаки пропильной резьбы над фронтонами, большие окна обрамлены прямоугольными наличниками с обильной накладной резьбой.

Есть такое драгоценное понятие — историко-архитектурная атмосфера или историко-архитектурная среда, кому как больше нравится. На улицах Анатолия, Никитина есть участки, которые вроде бы и не относятся к памятникам архитектуры, но человек чувствует себя там в высшей степени комфортно. Дело в том, что дома на тех участках строили не великие архитекторы, но люди, знающие законы среды. Учитывались соотношение высоты домов и ширины улиц, соседство пропильных подзоров и посаженных рядом деревьев. А главное — везде соблюдается модульность архитектуры. Модуль — некая единая мера, которая многократно повторяется во всех элементах здания. Например, для кирпичного здания модулем может быть длина и ширина кирпича, для деревянного строения -толщина бревна. Вот оконный проем — в нем умещается пять или шесть модулей, важно, чтобы число было кратным целому значению или половине. Подчиненность этому требованию идет еще со времен Древней Греции и определено законами гармонии. Спрашиваем у современных архитекторов об их отношении к старым правилам и законам.

— О чем вы говорите! Какие модули! Двадцать первый век на дворе!

В элементах одного из претенциозных зданий на Социалистическом проспекте мы насчитали более 20 модулей! По словам специалистов, такое «многообразие» рассыпает восприятие, а затем попросту травмирует сознание. Здания, расположенные на Демидовской площади, построены с соблюдением модульности, это и чувствуется, стоит только ступить на площадь. Не зря же люди ходят по Санкт-Петербургу и любуются, радуются взглядом и отдыхают душой.

Вернемся к нашему дому. Он формирует перекресток, от него уходит в перспективу Социалистический проспект, в конце концов, он -часть единого архитектурного целого, которое представляет собой площадь Свободы. Увы, сегодня здание несколько теряется в пространстве площади, но в свое время градостроительная ситуация здесь была сомасштабна. В нескольких метрах севернее биржи стояла каменная часовня, а рядом находилась кирпичная ограда соборного кладбища. Новые строения на площади, несмотря на свою кажущуюся привлекательность, ухудшают ситуацию, наращивая дисгармонию общего облика ее.

Специалисты утверждают, что лучшего памятника позднего модерна, чем дом N 31 по улице Ползунова, у нас в крае попросту нет, и сохранить его — значит сберечь целую градостроительную эпоху.

— О чем речь! — восклицают ответственные чиновники. — Не место этой развалине на городской площади. А речь идет о невеликих затратах, тем более что все материалы для восстановления этого памятника есть — чертежи, рисунки, архивные фото… Архитекторы, приезжающие в Барнаул как гости или участники всевозможных семинаров, идут в первую очередь не на Ленинский проспект и даже не на Демидовскую площадь, а на те же улицы Анатолия, Никитина, к дому N 31 на Ползунова.

— В Европе таких зданий нет, как это все у вас могло случиться?

Случилось. А вот теперь может случиться другое, совсем даже обратное. Дела недавних лет: по «проклятым» советским ГОСТам подобные здания, архитектурные формы и ансамбли следовало сохранять. Сейчас за этим никто не следит. И никто не задумывается о том, что современный архитектор вряд ли спроектирует здание, подобное дому на бывшей Соборной. Поистине — ломать не строить!

При подготовке этого материала нам попеняли:

— В мире столько беды, столько проблем, а вы за какой-то сарай воюете!

В том-то и дело, что одна из главных бед — то, что сносят эти «сараи». Если ты музыкант и слышишь правильный строй, ты наслаждаешься гармонией звуков, зато, услышав фальшь, возмутишься. Сколько же фальшивого окружает нас на улицах родного города! И не думайте, что некому и нечему возмущаться. Небрежение к гармонии, к ее законам сказывается на всем — на отношении людей к миру, между собой, к будущему. В конце концов — дети растут и в них входит то, что взрослые оставляют после себя.

Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 5
avatar
firefly

10.12.2007 11:19

Задолбали уже эти карлины с калгановыми - ничего не создают, только ломают
| 0 | 0
avatar
сибиряк

10.12.2007 12:18

Да, возможно, здание и представляет архитектурную ценность, однако здание несоразмерно городу, оно одноэтажное (!), находится на виду на перекрестке и окружающую застройку уже не вернуть, вокруг него стоят 2 торговых здания, которые лишь усиливают ущербность покосившегося от ветхости домика, как и домик напротив кстати... Сейчас площадь очень неряшливая и безформенная. Нет собора, который был доминантой, поэтому ее нужно перестраивать. Мне кажется его лучше снести и построить что-то оштукатуренное неоклассическое.

По мне, из деревянной архитектуры, лучше бы сохранили ансамбль домов улиц Никитина, Анатолия и Интернациональной (между красным и соцем), но там как раз потихоньку их выкорчевывают и строят краснокирпичные уродливые особнячки.
| 0 | 0
avatar
Владимир

10.12.2007 12:46

Полностью на стороне автора! Шикарное здание, отреставрировать бы его - было бы изюминкой площади. Без таких зданий теряется дух старого города!
Сибиряку: "беСформенная" - так писать надо про площадь в Вашем случае.
| 0 | 0
avatar
сибиряк

10.12.2007 13:01

Да, "бесформенная" конечно. Спасибо, что-то я совсем невнимательный стал. Вот окиньте "площадь" взглядом, у вас вообще возникает ассоциация с площадью? После того как был разрушен собор - там площадью и не пахнет. Дух старого города на данном перекрестке потерян, терять нечего, я привел пример где дух можно сохранить ещё, но он там безжалостно уничтожается.
| 0 | 0
avatar
Обозреватель

10.12.2007 18:56

Пожалуй,Сибиряк прав: как бы нам,старожилам, ни была дорогА барнаульская старина, на пл.Свободы она безвозвратно утрачена.Последний осиновый кол в неё вбило "Поместье".Очевидно нужно вдумчиво отнестись к нарождающемуся новому облику площади (как и всего города)и сформировать её новый образ, стилево сочетающийся с тем, что уже есть, а то Вова Мудрик там то ещё понастроит!
| 0 | 0
19.12.2025