Предлагаем вашему вниманию рецензию
«Известий» на состоявшуюся
недавно премьеру спектакля барнаульского режиссера.
В эти дни Нижегородский ТЮЗ представил зрителям новый спектакль «Собачье сердце». Еще до премьеры постановка наделала шума: работать над ней пригласили известного и весьма неординарного режиссера Владимира Золотаря, чьи спектакли преследовались по цензурным соображениям в его родном Алтайском краевом театре драмы. Заинтриговал Владимир Золотарь нижегородцев, когда за неделю до премьеры объявил кастинг дворняжек на роль Шарика. Первый в нижегородском театре собачий театральный дебют и сам спектакль оценила корреспондент «Известий».
Режиссер Владимир Золотарь одним из первых решился нарушить старое театральное правило: детей и животных на сцену не выпускать (дабы не переиграли своей естественностью театральных актеров). Вопреки этому постулату он использовал в постановке живого пса, хотя прежде в театральных постановках «Собачьего сердца» роль Шарика и до его перевоплощения в человека тоже играл человек.
— Есть принципиальные вещи, от которых нельзя отказаться, — объясняет свое решение режиссер. — Должна быть именно реальная собака, а не чучело, не фото и не лай за кулисами. Для меня это неотъемлемая часть спектакля.
После невиданного доселе в театре собачьего кастинга, о котором «Известия» подробно рассказывали, на роль Шарика в «Собачьем сердце» выбрали пса Дюшеса. Найденыш с помойки стал настоящим любимцем в приручившей его семье, а теперь на театральных подмостках покоряет зрителей. Для Дюшеса в Нижегородском ТЮЗе даже выделили гримерку, где у него всегда стоит чашка с водой и лежит косточка.
— Сердобольные сотрудники театра так его кормят, что он потом может три дня не есть, — шутит хозяин пса Сергей Колиганов.
Всю неделю перед премьерой Дюшес репетировал по три часа каждый день. В театр пса доставляла… служебная «Волга»!
— На репетициях Дюшес вел себя спокойно, сразу вжился в роль, — рассказал Сергей. Правда, роль у пса небольшая — на сцене он появляется всего два раза: в начале и в конце спектакля — в клетке. В отличие от своих предшественников Владимир Золотарь отказался от рассказа истории собаки: спектакль начинается с самого эксперимента, профессор прощается с псом перед операцией. Роль профессора Преображенского исполнил народный артист России Леонид Ремнев. В этом году он первый среди нижегородских актеров номинировался на премию «Золотая маска» за роль в спектакле ТЮЗа «Последние». Главной неожиданностью спектакля стало то, что актер Алексей Манцыгин, играющий Шарикова, в своей первой сцене превращения собаки в человека предстал перед зрителями совершенно голый.
— Здесь нельзя было по-другому. Это не просто собака превращается в человека, — говорит Владимир Золотарь. — Это рождение человека! Человек же рождается голым. В этом пластическом этюде собака осознает, что она уже не в своем теле. Это было сделано не для того, чтобы шокировать публику, а из желания быть адекватными. Леша (Алексей Манцыгин. — Авт.) очень быстро понял, что это художественная необходимость.
Действительно, на медицинской каталке голый человек с собачьими повадками не выглядел неуместно. Смущало лишь присутствие в зале школьников и их реакция. Особенно бурно на страдания голого Шарикова реагировали старшеклассницы.
— Режиссер долго не решался на обнаженку, — призналась после спектакля «Известиям» пресссекретарь ТЮЗа Диана Цирбаева. - Поэтому и на афише мы не поставили ограничение по возрасту. Герой у Алексея Манцыгина получился не таким отталкивающим, как у Булгакова, он даже вызывал симпатии у публики. Хотя ближе к финалу спектакля Шариков обнаглел настолько, что просил прикурить у зрителей, сидевших на первом ряду.
Реализму режиссер оказался верен даже в деталях, например, пища, которую едят герои на сцене, настоящая. Правда, черную икру заменили белковой, но это все равно не бутафория, — подчеркивают в театре.
Кроме реалистической линии, в спектакле есть и линия «абсурда». Так, по ходу действия на сцене появляется не имеющая прямого отношения к повествованию Айседора Дункан. О причинах ее появления в спектакле режиссер говорит без обиняков:
— А черт его знает! Это зависит от общего строя спектакля. Есть же такие «бреды»: написание доноса, разнос дома… На самом деле этого не происходит: это видение профессора и доктора — то, как они представляют себе мир. Это подчеркнутая абсурдность. Айседора Дункан пессимистичноиронично противопоставлена профессору. Члены домоуправления говорят: «Даже у Айседоры Дункан нет столовой». Ну а самой красивой сценой в спектакле открылось второе действие. Изза Шарикова в квартире Преображенского прорвало трубу и квартиру затопило. Режиссер постарался изобразить происходящее больше чем бытовым инцидентом, показать не затопление, а потоп. Разливающуюся воду на сцене имитировала пленка. Вскоре она покрыла почти всю сцену и всех актеров и стала напоминать парашют. Откудато снизу «потоп» нагнетался струями воздуха и света, а внутри «воды» хаотично в панике двигались тени.
Судя по продолжительным аплодисментам по окончании спектакля, публике интерпретация Владимира Золотаря пришлась по вкусу. Заслуженные аплодисменты получил и Дюшес. На поклон его вывел на поводке Алексей Манцыгин. Пес немного испугался шума аплодисментов, но вел себя пристойно. После премьерного показа работа Дюшеса не заканчивается — «Собачье сердце» останется в репертуаре ТЮЗа не один сезон.
В эти дни Нижегородский ТЮЗ представил зрителям новый спектакль «Собачье сердце». Еще до премьеры постановка наделала шума: работать над ней пригласили известного и весьма неординарного режиссера Владимира Золотаря, чьи спектакли преследовались по цензурным соображениям в его родном Алтайском краевом театре драмы. Заинтриговал Владимир Золотарь нижегородцев, когда за неделю до премьеры объявил кастинг дворняжек на роль Шарика. Первый в нижегородском театре собачий театральный дебют и сам спектакль оценила корреспондент «Известий».
Режиссер Владимир Золотарь одним из первых решился нарушить старое театральное правило: детей и животных на сцену не выпускать (дабы не переиграли своей естественностью театральных актеров). Вопреки этому постулату он использовал в постановке живого пса, хотя прежде в театральных постановках «Собачьего сердца» роль Шарика и до его перевоплощения в человека тоже играл человек.
— Есть принципиальные вещи, от которых нельзя отказаться, — объясняет свое решение режиссер. — Должна быть именно реальная собака, а не чучело, не фото и не лай за кулисами. Для меня это неотъемлемая часть спектакля.
После невиданного доселе в театре собачьего кастинга, о котором «Известия» подробно рассказывали, на роль Шарика в «Собачьем сердце» выбрали пса Дюшеса. Найденыш с помойки стал настоящим любимцем в приручившей его семье, а теперь на театральных подмостках покоряет зрителей. Для Дюшеса в Нижегородском ТЮЗе даже выделили гримерку, где у него всегда стоит чашка с водой и лежит косточка.
— Сердобольные сотрудники театра так его кормят, что он потом может три дня не есть, — шутит хозяин пса Сергей Колиганов.
Всю неделю перед премьерой Дюшес репетировал по три часа каждый день. В театр пса доставляла… служебная «Волга»!
— На репетициях Дюшес вел себя спокойно, сразу вжился в роль, — рассказал Сергей. Правда, роль у пса небольшая — на сцене он появляется всего два раза: в начале и в конце спектакля — в клетке. В отличие от своих предшественников Владимир Золотарь отказался от рассказа истории собаки: спектакль начинается с самого эксперимента, профессор прощается с псом перед операцией. Роль профессора Преображенского исполнил народный артист России Леонид Ремнев. В этом году он первый среди нижегородских актеров номинировался на премию «Золотая маска» за роль в спектакле ТЮЗа «Последние». Главной неожиданностью спектакля стало то, что актер Алексей Манцыгин, играющий Шарикова, в своей первой сцене превращения собаки в человека предстал перед зрителями совершенно голый.
— Здесь нельзя было по-другому. Это не просто собака превращается в человека, — говорит Владимир Золотарь. — Это рождение человека! Человек же рождается голым. В этом пластическом этюде собака осознает, что она уже не в своем теле. Это было сделано не для того, чтобы шокировать публику, а из желания быть адекватными. Леша (Алексей Манцыгин. — Авт.) очень быстро понял, что это художественная необходимость.
Действительно, на медицинской каталке голый человек с собачьими повадками не выглядел неуместно. Смущало лишь присутствие в зале школьников и их реакция. Особенно бурно на страдания голого Шарикова реагировали старшеклассницы.
— Режиссер долго не решался на обнаженку, — призналась после спектакля «Известиям» пресссекретарь ТЮЗа Диана Цирбаева. - Поэтому и на афише мы не поставили ограничение по возрасту. Герой у Алексея Манцыгина получился не таким отталкивающим, как у Булгакова, он даже вызывал симпатии у публики. Хотя ближе к финалу спектакля Шариков обнаглел настолько, что просил прикурить у зрителей, сидевших на первом ряду.
Реализму режиссер оказался верен даже в деталях, например, пища, которую едят герои на сцене, настоящая. Правда, черную икру заменили белковой, но это все равно не бутафория, — подчеркивают в театре.
Кроме реалистической линии, в спектакле есть и линия «абсурда». Так, по ходу действия на сцене появляется не имеющая прямого отношения к повествованию Айседора Дункан. О причинах ее появления в спектакле режиссер говорит без обиняков:
— А черт его знает! Это зависит от общего строя спектакля. Есть же такие «бреды»: написание доноса, разнос дома… На самом деле этого не происходит: это видение профессора и доктора — то, как они представляют себе мир. Это подчеркнутая абсурдность. Айседора Дункан пессимистичноиронично противопоставлена профессору. Члены домоуправления говорят: «Даже у Айседоры Дункан нет столовой». Ну а самой красивой сценой в спектакле открылось второе действие. Изза Шарикова в квартире Преображенского прорвало трубу и квартиру затопило. Режиссер постарался изобразить происходящее больше чем бытовым инцидентом, показать не затопление, а потоп. Разливающуюся воду на сцене имитировала пленка. Вскоре она покрыла почти всю сцену и всех актеров и стала напоминать парашют. Откудато снизу «потоп» нагнетался струями воздуха и света, а внутри «воды» хаотично в панике двигались тени.
Судя по продолжительным аплодисментам по окончании спектакля, публике интерпретация Владимира Золотаря пришлась по вкусу. Заслуженные аплодисменты получил и Дюшес. На поклон его вывел на поводке Алексей Манцыгин. Пес немного испугался шума аплодисментов, но вел себя пристойно. После премьерного показа работа Дюшеса не заканчивается — «Собачье сердце» останется в репертуаре ТЮЗа не один сезон.
Мария Щербакова, "Известия", 27.04.2008
28.04.2008 09:11
28.04.2008 11:32
28.04.2008 11:54
Зритель,в зад тебе китель, не гавкай, ок?
28.04.2008 13:11
28.04.2008 13:48
28.04.2008 15:06
29.04.2008 07:07