Кандидат философских наук, преподаватель Алтайского
госуниверситета Вячеслав Корнев о перспективе объединения вузов:
похороны высшего образования…
Предлагаем вашему вниманию размышления Вячеслава Корнева о перспективах грядущей объединительной реформы и о проблемах высшей школы.
— Еще в конце апреля я совершенно случайно узнал о создании комиссии по объединению барнаульских ВУЗов. Однако все попытки прояснить этот вопрос через знакомых журналистов, в приемной Карлина, комиссию учредившего, и краевом комитете по образованию были безуспешными. В самом начале мая в своем «живом журнале» я опубликовал эту новость еще в статусе слуха. Реакцией на нее было появление больше сотни комментариев, большинство из которых, несмотря на озабоченность проблемой, были довольно благодушными. Одни комментаторы писали, что все это ерунда и ничего подобного быть не может, другие выражали своеобразную поддержку подобным планам. Дескать, сокращение «слабых» ВУЗов в любом случае необходимо, тем более на Алтае, которому неплохо бы вернуться к посевам и станкам. Нечего, мол, претендовать на серьезную науку и вообще высшую школу в такой глубокой провинции.
7 мая слухи стали реальностью, когда на официальном сайте президента РФ появился указ N 716 «О федеральных университетах», где правительству РФ вменялось в двухмесячный срок подготовить законодательную базу для создания сети федеральных университетов и учитывать затраты на их деятельность уже в бюджете 2009 г. Надо сказать, что время выбрано очень удачно — на лето все преподаватели и студенты, мнения которых никто не спрашивал и даже их не информировал, уходят на каникулы. А в сентябре менять что-либо будет поздно — законодательная база скоропостижно появится, тем более, что местные чиновники начали проявлять инициативу по созданию соответствующих комиссий еще раньше.
Наконец, 14 мая в «Свободном курсе» появилась публикация, посвященная реформам высшей школы, где проректор АлтГУ Лаврентьев и ректор Бийского педагогического университета Никишаева признавали создание рабочей группы по объединению (минимум, еще 29 апреля). Очень остроумно прозвучал при этом один пассаж Лаврентьева: «Что касается возможного сокращения кадров, о котором говорят в связи с объединением вузов, то оно и так происходит, идет старение коллективов». Это как на политически правильном языке определяют паническое бегство: «наши войска без потерь и спешки отступили на заранее подготовленные позиции».
Между тем, как известно, в наших ВУЗах не менее 20 дублирующихся специальностей, что означает в перспективе объединения неизбежные сокращения: штатных единиц, ставок, бюджетных мест и пр. Говорить, что в этой ситуации «планового укрупнения» пострадают только «слабые» кафедры, преподаватели или именно пенсионеры — значит заниматься чистой демагогией.
Я вообще посоветовал бы речь наших чиновников и политиков понимать в обратном смысле: говорится о «создании» или, тем паче, «реорганизации» — читай «закрытие» и «сокращение». Слышны клятвы о борьбе за качество образования — дело касается сугубо количественных и формальных средств, итогом применения которых станет новый виток начетничества, формализма и кадровой деградации. Ведь как было, например, с очевидным в последние десятилетия падением качества кандидатских и докторских диссертаций? Игнорируя всеми видимые факты научного плагиата, покупки готовых работ или просто появления низкопробного псевдонаучного материала, ВАК лишь ставит новые формальные препоны для защиты на ученую степень (увеличение числа публикаций и т.п.). Разумеется, графоману и купившему все оптом чинуше не составит проблемы обойти это требование — купить при необходимости хоть десяток публикаций (сейчас в иных научных журналах за «ваковскую» публикацию отдают совершенно сумасшедшие деньги). Но какое это отношение имеет к повышению самого уровня статей или монографий?
Проблемы современной высшей школы всем очевидны — это, прежде всего, взяточничество, которое нужно выжигать каленым железом. «Вор должен сидеть в тюрьме», взяточник должен, как минимум, получать пожизненный запрет на преподавательскую профессию. Между тем, в каждом вузе студенты знают, кто и сколько берет за сдачу того или иного предмета. Но студенты затюканы и приучены к такой практике, а вороватые «преподаватели» просто оборзели от своей безнаказанности и пользуются своим статусом и авторитетом (хотя о каком авторитете можно в этом случае говорить?) как доходным средством.
Качество чтения курсов — другая проблема, но здесь нет иных решений, кроме публичных экспертиз содержания лекций и семинаров. Формальные же решения проблемы — фиктивный конкурс или предоставление вороха правильно составленных бумаг — ничего не изменят.
Есть и много других трудностей, скажем, наличие помимо государственных образовательных учреждений массы коммерческих ВУЗов, где уровень подготовки во много раз ниже, но сугубо финансовая рентабельность позволяет им оставаться на плаву. Однако чистить и укрупнять собираются именно государственные ВУЗы.
Самое же занятное в нынешних реформах — это полное отсутствие общественного контроля над их подготовкой и осуществлением. В обстановке настоящей информационной блокады большинство студентов и преподавателей даже не знают, что в самое ближайшее время они могут оказаться в ситуации «без меня меня женили».
Поэтому цель нашей инициативной группы на первых порах — просто информировать общественность о том, что происходит. Все, занятые в сфере высшего образования, так или иначе будут затронуты этой реформой. Если дублирующиеся престижные специальности (экономисты, юристы и т.п.) «укрупнят», то маленькие, а особенно гуманитарные специальности, могут элементарно пойти под нож. Причем, их уничтожают уже сейчас — директивно переводя со специальности на двухуровневую «болонскую» систему «бакалавриат-магистратура», однако не везде открывая при этом магистратуру. И надо помнить, что вторая ступень образования будет конкурсной и платной — а это проблема уже не только сокращаемых преподавателей, но именно студентов. Последние окажутся перед выбором — доучиться платно в других, более «сильных» ВУЗах до нормального диплома или получить диплом полуспециалиста.
Странно все-таки, что осознание радикального характера настоящих реформ до многих, прямо зависящих от их результатов, лиц до сих пор не дошло. Установка на то, что «все рассосется» здесь точно не сработает. Придется просто загибаться поодиночке или хотя бы целыми кафедрами и специальностями.
Я не знаю, что именно поможет сейчас переломить ситуацию, но полнота информации в информационном обществе — это первое дело для такой возможности. Все изменения должны происходить в обстановке общественного контроля, профессиональной экспертизы, а не наскоро за кулисами, торопясь до начала нового учебного года.
Такова наша задача-минимум. Нужно посмотреть, как отреагируют на пробный шар наши чиновники из комиссий и комитетов, где решается судьба высшей школы всего края, да, пожалуй, и всей провинции.
При этом я вполне могу понять интерес местных руководителей ВУЗОв, которые всеми силами стараются вписаться в новую федеральную программу, а значит и в бюджетную статью. Это кажется им вопросом выживания. Однако в такой же точно спешке мы уже вписались в болонский процесс, ЕГЭ, тестовую систему… Издержки и прямой урон образованию от многих подобных инициатив очевиден.
05.06.2008 12:40
05.06.2008 12:52
05.06.2008 13:00
05.06.2008 13:00
05.06.2008 13:06
05.06.2008 13:11
2. О какой конкуренции идет речь, если большинство преподавателей сейчас работают как минимум в 2 ВУЗах одновременно?!
3. Резко вниз? Если, например, Шмакова А.И. во всем мире знают, думаете он под другой вывеской хуже или лучше преподавать будет?
05.06.2008 13:29
05.06.2008 13:56
05.06.2008 14:33
05.06.2008 14:37
05.06.2008 14:44
05.06.2008 15:06
05.06.2008 15:36
05.06.2008 15:40
05.06.2008 16:06
05.06.2008 16:16
05.06.2008 16:18
05.06.2008 16:26
И?
Вы все еще считаете, что наше образование нужно сохранить в неприкосновенности, г-н Корнев?
А еще... разница между теорией и практикой оказалась такова, что подписаться готова под словами: "Кто умеет работать - тот работает. Кто не умеет - учит других, как это делать".
05.06.2008 16:45
Возьмем тех же программистов. Я могу понять, зачем им преподавать историю. Но для чего 5 лет учить экологию, химию, БЖД, психологию, педагогику, социологию и тп? Нечем занять студента все эти годы? А в это время практически полностью опускается обучение написанию тех же игр, программированию под Unix и Linux, веб-программирование, написание драйверов для современных операционных систем. Что это за образование такое?
05.06.2008 16:48
В британском университете East Anglia учатся так:
Все студенты программы Foundation изучают основные предметы: английский язык, компьютерные технологии, культуру Великобритании и учебные навыки.
После этого специальные курсы, например, по двум программам (специально, не экономисты и не гуманитарии).
Программа по специальностям Науки и Естественные науки Химия Биология Физиология Физика Основы математики Теоретическая математика 1,2 Основы компьютерных наук Основы бизнеса Биология Химия Биомедицина Экология Естествознание Генетика Фармацевтика Психология.
Программа по специальностям Математика и Компьютерные науки Основы математики Теоретическая математика 1 Основы компьютерных наук Основы математики Теоретическая математика 2 Биология Химия Физика Психология Математика Математика и менеджмент Статистика Компьютерные науки Проектирование компьютерных систем Информационные системы в бизнесе.
Продолжительность программ три триместра. Все! Там вам и экология и т.д. Не в этом дело!
05.06.2008 17:02
05.06.2008 17:12
05.06.2008 17:13
05.06.2008 17:23
05.06.2008 17:26
05.06.2008 17:53
05.06.2008 18:12
05.06.2008 18:12
05.06.2008 18:21
05.06.2008 18:24
05.06.2008 18:36
05.06.2008 18:50
а по поводу изменения содержания - все можно делать и делать постепенно. Кругозор является важной составляющеи и в подавляющем большинстве американских вузов пропорции 1\3 на кругозор (гуманитырный), 1\3 на естественно научные дисциплины и 1\3 на спецпредметы. и все получается. другое дело это выбор спецпредметов. Они определяются стандартами профессиональных сообществ и это гарантирует соответствие рынку. Сокращать надо количество аудиторных часов до разумного предела и это разгрузит преподавателей для возможности профессионального развития. Ведь если в РФ годовая нагрузка препа около 1000 часов то не в РФ она 200 и меньше в зависимости от того на каком курсе занятия ведет преп. так что реформировать надо многое. Но в РФ это всегда дает странные результаты.
05.06.2008 19:53
05.06.2008 21:10
Там сразу после фотографии есть такие черные закорючки на белом фоне - "буквы", их читают слева направо.
Это я к тому, что странно объяснять то, что в тексте уже сказано. Например, я первый признаю проблемы современного образования, провинциального в частности. Но не нахожу возможным решить их простым увеличением, уменьшением, реструктуризацией и прочей имитацией деятельности. Это проблемы слишком серьезные и качественные. Ведь ясно, что содержание курса и объем часов, название лекции и ее профессиональные уровень - вещи разные. Вы можете называть предполагаемые изменения "реформами" (для меня это в силу идеологических коннотаций бранное слово), я буду называть как-нибудь иначе, но видно, что проблемы назрели и требуют решения. Но опять же я говорю о том, что такие вещи решаются не наспех и не в тайне, и не чиновниками, а специалистами. Но какой-то тип с утилизованным мозгом после этого спрашивает: "Вы все еще считаете, что наше образование нужно сохранить в неприкосновенности, г-н Корнев?"
Следующий критик полагает, что любой специальности можно научить за 3 года, если выбросить лишние предметы: экологию, психологию, социологию и пр. Извините, г-н Сковоронский, но что ж вы тогда в ПТУ не пошли? В университете дают универсальное образования (плохо или хорошо - другой вопрос, тут се от конкретных предметов и личностей зависит), а с такой прагматической установкой нужно поступать в специально-технические заведения. Ваша блестящая подготовка пока мне напоминает определения сущности журналиста Нильсом Бором "журналист - это тот, кто ни в чем не разбирается, но обо всем судит"
05.06.2008 21:12
Вообще единственное намерение которое я выше выразил - это способствовать публичному обсуждению данной темы, а не кулуарным решениям. А потому развернувшаяся здесь полемика в любом случае полезна. Просто глупо когда она в вариант бессмысленного спора "физики-лирики" превращается или в тему для психоанализа (разумею под этим эдиповы комплексы всех травмированных высшей школой, особенно тех, кто учился не там, не тому, а то и не доучился вовсе).
05.06.2008 22:17
05.06.2008 22:35
05.06.2008 23:05
05.06.2008 23:37
06.06.2008 05:21
06.06.2008 06:13
06.06.2008 08:02
06.06.2008 08:07
06.06.2008 08:32
06.06.2008 08:58
Согласна с Вами, Вячеслав, нечего в тайне мухлевать от общественности заинтересованной.
06.06.2008 09:10
06.06.2008 09:17
06.06.2008 09:48
06.06.2008 10:07
06.06.2008 10:18
06.06.2008 10:37
06.06.2008 11:23
С практической - не в плане полемики с предыдущими постами или с автором статьи, а просто для обозначения очевидной темы, не затронутой ранее. Уважаемые, вы что, всерьез говорите об образовании в стране, где оно в принципе не нужно? Для экономики,реальной, экономики, а не для остатков умирающей советской или существующей в головах мечтателей виртуальной? Качество, не качество, это же совершенно не важно. Отцы родные - не может высшея школа, средняя школа, вообще любая школа существовать сама по себе без ЗАПРОСА со стороны реального сектора. А его нет и до самого свершения социалистической революции - не будет. Как вы себе представляете блестяще образованного инженера в стране, где нет ни одного работающего завода? Вот уж насмешили! Успокойтесь, снявши голову по волосам не плачут.
06.06.2008 11:40
Короче - как только создадут объединенный ВУЗ валить отсюда надо. Лучше будет жить в Мск или Питере, на худой конец - в глухом таежном поселке, чем здесь.
06.06.2008 11:49
Ну и? Что делать студентам, абитуриентам и прочим? Расслабиться и попытаться получить удовольствие?
06.06.2008 12:20
06.06.2008 12:55
1) все правильно государство делает, так что расслабьтесь и попытайтесь получить удовольствие;
2) забейте на государство и берите свою судьбу в свои руки.
Из Вашего предыдушего поста следует как раз первое, а я - сторонник второго.
06.06.2008 12:57
06.06.2008 13:04
06.06.2008 13:18
06.06.2008 14:27
06.06.2008 14:46
06.06.2008 15:11
06.06.2008 15:25
06.06.2008 15:31
06.06.2008 15:32
Надо быть гением, что бы в нашей стране получить БЕСПЛАТНОЕ образование.
06.06.2008 15:48
06.06.2008 16:52
06.06.2008 17:42
06.06.2008 18:02
06.06.2008 18:27
06.06.2008 18:36
06.06.2008 22:57
07.06.2008 05:08
07.06.2008 09:20
07.06.2008 09:21
07.06.2008 09:24
07.06.2008 10:41
07.06.2008 11:00
07.06.2008 11:41
07.06.2008 11:48
07.06.2008 11:52
07.06.2008 19:15
08.06.2008 00:15
08.06.2008 06:01
08.06.2008 13:40
Я закончила Томский государственный, ФилФ, отеделение журналистики. У меня очень много претензий к качеству образования, которое я там получила. Мне пришлось много (очень много) времени тратить во время учёбы и после на самообразование (уже параллельно много работая). Я и сейчас учусь - люблю я это дело.
Но то, что пытаются сделать с вузами сегодня к качеству образования не имеет никакого отношения. Бездарности и приспособленцы приспособятся, сменят вывески, физики окончательно победят лириков, сократив вдвое институт гуманитариев. А по логике уважаемого Алексея С., историки, литературоведы, культурологи и прочая философская шелуха вообще никому не нужна. С такой логикой вы получите чудесную картину лет через 20ть, в одном из комментариев она хорошо описана...
В этой стране бесплатное и доступное образование (хотя бы такое) долгое время оставалось одной из больших "жизненных" возможностей. Сегодня этой возможности лишают очень многих людей. А демографическая яма кончится быстро и мы получим картину как с детсадами....
К сожалению, вузовская интеллигенция, поддавшись общему страху перед вертикалью, даже не хочет централизовано себя защищать. Наверное, каждый думает, отсидевшись сохранить именно своё место за собой. А Корнев как раз своими такими действиями первым себе приговор и подписывает (это на счёт высказываний о том, что о себе человек помышляет в первую очередь).
Так что Корнева поддерживаю, надеюсь получится поддерживать и на деле, а не просто голословно на этом сайте....
И п.с.: разговаривала с одной магистранткой на днях. Глядя на процесс сокращения мест на ФилФ, она уже просто сомневается в том, а стоит ли ей идти в аспирантуру, ведь именно ей места на кафедре нет заранее. А она мне кажется очень умным и перспективным в плане науке специалистом. Но кому она теперь нужна?
08.06.2008 18:27
08.06.2008 20:39
08.06.2008 23:09
08.06.2008 23:44
09.06.2008 10:03
09.06.2008 10:50
09.06.2008 10:57
09.06.2008 11:01
09.06.2008 11:25
09.06.2008 12:01
09.06.2008 12:10
09.06.2008 12:30
Прошли выборы в Российскую Академию наук.
Поздравляем с избранием
в действительные члены Российской Академии наук:
Колчанова Николая Александровича, заведующего кафедрой информационной биологии ФЕН;
Михайленко Бориса Григорьевича, заведующего кафедрой математических методов геофизики ММФ.
в члены-корреспонденты Российской Академии наук:
Бухтиярова Валерия Ивановича, заведующего кафедрой катализа и адсорбции ФЕН;
Двуреченского Анатолия Васильевича, профессора кафедры физики полупроводников ФФ;
Конторовича Владимира Алексеевича, профессора кафедры геологии месторождений нефти и газа ГГФ;
Лаврик Ольгу Ивановну, профессора кафедры молекулярной биологии ФЕН;
Латышева Александра Васильевича, профессора кафедры физики полупроводников ФФ;
Шатунова Юрия Михайловича, профессора кафедры физики ускорителей ФФ;
Шурыгина Бориса Николаевича, профессора кафедры исторической геологии и палеонтологии ГГФ.
а кого выбрали из барнаула? где барнаульская наука?
ответ .... сами срифмуете?
09.06.2008 12:59
09.06.2008 13:15
09.06.2008 13:25
09.06.2008 13:27
09.06.2008 13:47
09.06.2008 14:03
09.06.2008 15:03
09.06.2008 15:16
09.06.2008 15:20
09.06.2008 15:26
09.06.2008 15:28
09.06.2008 15:31
09.06.2008 15:36
09.06.2008 15:51
09.06.2008 17:25
Вообще юмор, конечно, многие комментарии. И папаше моему досталось и за какую-то летнюю академию я должен отчитываться. Что за ерунда...
10.06.2008 13:44
В связи с этим все ваши упреки - просто демагогия с подменой темы разговора и задач а также попытка с помощью оскорблений и обвинений в некомпетентности заглушить тему разговора и важнейшую задачу - получение информации. Вы не достойны даже презрения, хоть и опасны - такие как вы уничтожают нашу страну. Алексей Сковоронский - вы подлец.
10.06.2008 21:42
Если кому непонятно то я напишу снова, если кто не понимает по-русски, могу на английском, немецком... Вы главно сообщите язык на котором вы умеете говорить.
11.06.2008 23:30
«Горожанин, таких как вы - единицы», написали Вы, а Вам в голову не приходило, что таких как Вы единицы. Судя по вашим высказываниям, можно сделать вывод, что Вы обозлились на систему образования (советскую), скорее всего, потому что не получили-то до конца этого высшего образования, вот теперь и вините всех и вся кроме себя. А про советское образование могу сказать следующее. Проводились опросы, на которые отвечали люди с этим самым советским образованием и с современным российским. Так вот люди, получившие образование советское отвечали на вопросы правильно и без особых раздумий, а с современным российским были редкие попадания.
Реформы образованию нужны, и никто не говорит, что ничего менять не надо!
Первая из реформ, которую нужно сделать - это отменить ЕГЭ. Уже сейчас как результат этой самой «реформы» - вчерашние абитуриенты, сегодняшние студенты с «тестным» мышлением. Так тут правильно, о какой науке может идти речь, если они с 1-го класса учились тесты решать, и их мышление за 5 лет, обучения не перестроишь!
А объединение ВУЗов, это скорее всего, очередная «реформа» для показухи шевеления и заинтересованности правительства. Второе, это просто экономия средств, ведь проще 1 раз потратиться на создание 7 федеральных ВУЗов, (при этом сократив преподавателей и бюджетные места для студентов, тем самым сократить количество зарплат и стипендий). Чем ежегодно выплачивать деньги всем гос. университетам страны, которые есть почти в каждом субъекте федерации.
А результат от объединения, скорее всего будет, универсальным для большинства реформ в нашей стране: «Хотели как лучше, а получилось …?».
P.S. А те, кто говорят, что эта проблема их не касается, должны понимать, что она может коснуться их детей. А если и этих нет, то проблема современного образования коснется их лет через –цать, когда эти самые индифференты, будут стариками беззубыми, а эта самая молодежь будет творить власть, и наделает таких дел, коих ещё никто не видовал…
Корневу спасибо за то, что не побоялся все это расшевелить, а то бы собиралась эта рабочая группа втихаря, не считая нужным докладывать о своих действиях ни преподавателям, ни студентам!
11.06.2008 23:41
Главное противостояние здесь такое. С одной стороны те, кто готов подумать сам своей головой, сделать выводы, принять решения и что-то после всего это сделать (как Корнев или Греков). А с другой стороны - те, у кого хронический затык на одном из пунктов, а потому приступы словоблудия, хамства и душевной подлости (это я в первую очередь об Алексее С со всеми сомневающимися).
12.06.2008 02:41
Хочется сказать пару слов их оппонентам. Давайте не будем ссылаться на наш менталитет, как было упомянуто в одном из комментариев. Вот, русский народ – дураки, ничего не соображают и соображать не будут, чего с них спрашивать… по-моему, это не аргумент. Так же можно сказать, что русские – неисправимые алкоголики, и зачем тогда бороться с проблемой алкоголизма?...
Или все призывы создать гражданское общество в России – тоже только лозунги? Пусть все за нас решит ГОСУДАРСТВО, ему виднее – не очень убедительная логика… А непосредственно связанные с системой высшего образования люди – студенты и преподаватели – информации об ее изменениях не получают совсем…
Естественно, властным структурам выгоднее не спрашивать общественное мнение. Выгоднее и легче. Однако, что будет с ВУЗами немного позже…никому, кроме них, неизвестно. Объединение вузов, сокращение кадров, закрытие слабых специальностей пока только в их руках. Но при этом, возникает закономерный вопрос: а по каким параметрам чиновники будет определение этих самых неугодных кафедр? А судьи кто, как говорится?
Так что легкость проведения реформы образования, без общественного на то влияния, может обернуться далеко не положительными последствиями, о которых и пишет Корнев В.В.