ИА Regnum публикует аналитический материал, посвященный проблеме
влияния Казахстана на общины этнических казахов в регионе
«Большого Алтая». Чрезвычайный и Полномочный посол Республики
Казахстан в Монголии Орман Нурбаев посетил с двухдневным визитом
Баян-Ульгийский аймак (северо-запад Монголии). Посол провел
переговоры с аймачным руководством, сообщает 3 июля монгольское
агентство «Монцамэ».
В ходе визита посол ознакомился с бытом жителей аймака. Он заявил
о намерении изыскать возможности для оказания поддержки в области
образования, здравоохранения и в предоставления малых кредитов.
«Монголо-казахстанские отношения в последние годы расширяются. У нас нет каких-либо противоречий в политической области, а интеллектуальные и культурные отношения имеют существенные
сдвиги, — заявил Нурбаев. — Однако в экономической сфере
отношения оставляют желать лучшего. Президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев во время своего визита в Монголию, ожидаемого
в начале августа этого года, уделит данному вопросу пристальное
внимание».
Интерес Казахстана к Баян-Ульгийскому аймаку неслучаен. Доля
казахов в населении этого района составляет более 88%. 7%
населения — монголы-урянхайцы. Всего здесь проживают около 93
тыс. человек. Аймак граничит с Россией (Республика Алтай) и Китаем (уезд Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района). В Республике Алтай в Кош-Агачском районе, который непосредственно
граничит с Баян-Уйльгийским аймаком, казахов также большинство
(по разным оценкам, от 55 до 65%). Аналогичная этническая
ситуация и в уезде Алтай в Китае (52% казахов). Уезд Алтай и Республика Алтай в свою очередь граничат с Казахстаном. Таким
образом, на юге Алтайской горной системы, которая расположена на территории Казахстана, Монголии, России и Китая сложилась
ситуация трансграничного этнического доминирования казахов (см.
карту). В общей сложности здесь проживает до 385 тыс. казахов
(всего, по оценочным данным, казахов около 16 млн человек, из них
в Казахстане проживает более 9,5 млн человек).
Красным фоном выделены территории компактного проживания казахов в России, Монголии и Китае. Также отмечены «проблемные» КПП на казахстанско-российской и китайско-монгольской границах.
И в Кош-Агачском районе Республики Алтай, и в Баян-Ульгийском аймаке в начале 1990-х годов наблюдалось массовое переселение казахов в Казахстан. Затем, через 2−3 года, казахи столь же массово стали возвращаться обратно, поскольку, как считают многие исследователи, не сумели адаптироваться в новой среде. Однако, как ни парадоксально это звучит на первый взгляд, общность казахов со своим национальным государством в результате этого миграционного явления только усилилась.
Достаточно сказать, что бывший глава Кош-Агачского района Ауэльхан Джаткамбаев возглавлял Курултай казахов России, на территории этого муниципалитета неоднократно проходили собрания казахских диаспор России и Монголии с приглашением общественных деятелей из Казахстана. Джаткамбаев был инициатором создания Совета казахов Сибири, Совета мусульман Сибири и т.п. Курултай казахов России и Совет казахов Сибири под его руководством неоднократно ставили перед российскими властями вопросы о «создании условий для изучения казахского языка, организация приема телевизионных передач из Казахстана и вещания на казахском языке по российским каналам, развитие культурных и деловых связей, приграничной торговли». Большое внимание уделялось проблемам двойного гражданства, упрощения порядка въезда и выезда отдельных категорий граждан (фактически речь идет об этнических казахах) на территории государств-соседей — то есть Казахстана, Монголии, России и Китая.
По некоторым данным, Казахстан крайне заинтересован в создании развитой транзитной сети на юге Алтайской горной системы. Речь идет, например, о строительстве дороги «Горно-Алтайск — Риддер (бывший Лениногорск)». Наличие этой транспортной магистрали позволило бы сократить пусть из ВосточноКазахстанской области в тот же Кош-Агачский район Республики Алтай или Баян-Ульгийский аймак Монголии на сотни километров. Кроме того, в рамках международного координационного совета «Наш общий дом — Алтай» (объединяет законодательные органы приграничных регионов Китая, России, Монголии и Казахстана), Казахстан не раз высказывал заинтересованность в развитии транзитных маршрутов из Китая в Западную Сибирь через свою территорию и территорию Монголии (Россия и Китай, имея в Алтайском горном регионе общую границу протяженностью 54 км, тем не менее не имеют прямого транспортного сообщения).
В случае же развития транзитных маршрутов из Синьцзяна в Сибирь Китай будет вынужден придать пограничному переходу Тайкишкен (Алтай уезд КНР) — Булган (Баян-Ульскийский аймак Монголии) международный статус. Сейчас этот переход — двусторонний, им могут пользоваться только граждане КНР и Монголии. В случае завершения строительства дороги «Горно-Алтайск — Риддер» и придания КПП «Тайкишкен» международного статуса юг Алтая фактически будет иметь закольцованную дорогу, объединяющую четыре страны в тех районах, где компактно проживают казахи. Это, безусловно, повлечет наращивание влияния Казахстана в этом регионе.
Эти планы, судя по всему, не вызывают энтузиазма у центральных властей Китая и России. Во всяком случае, строительство дороги «Горно-Алтайск — Риддер» с российской стороны несколько лет назад было практически заморожено (в то время как Казахстан свою часть дороги от Риддера до перехода Карагай уже построил). Китай, озабоченный хотя и не очень интенсивным, но все-таки имеющим место уйгурским и мусульманским сепаратизмом в Синьцзяне, в свою очередь, неохотно идет на решение вопроса об изменении статуса КПП «Тайкишкен», настаивая на строительстве прямой дороги из Урумчи в Новосибирск через российский пограничный перевал Канас.
ИА Regnum в статье «Перспективы войны в Закавказье и Средней Азии» отмечало, что Алтай является одной из точек конфликта интересов, хотя и малой интенсивности, несмотря на заявленную устами З. Бжезинского доктрину США «Глобальных Балкан от Суэца до Синьцзяна». Малая вероятность военных действий в этом регионе обусловлена еще и тем, что в современном мире зачастую выгодней иметь агентов влияния на территории, нежели напрямую ей управлять, учитывая ее относительную бедность. Таким образом, говорить о возможной аннексии названных территорий со стороны Казахстана практически невозможно. Во всяком случае в нынешней политической обстановке, когда Россия, Китай и Казахстан являются партнерами в решении многих вопросов международного значения.
Как отмечают сибирские СМИ, агентов влияния у Казахстана на территории Алтайской горной системы достаточно много — во всех названных нами регионах трех сопредельных стран этнические казахи занимают видные государственные посты и руководят бизнес-структурами.
10.07.2008 14:49
10.07.2008 15:02
10.07.2008 15:07
10.07.2008 15:09
10.07.2008 15:11
10.07.2008 15:18
10.07.2008 16:21
10.07.2008 16:43
04.08.2014 17:57