22 ноября в Москве в Государственном Театра наций режиссер
Алвис Херманис представит премьеру спектакля по рассказам Василия Шукшина.
Как рассказал сам Херманис РИА Новости, материал для своей первой
постановки в России, которая получила простое название —
«Рассказы Шукшина», было выбрать легко, ведь он с детства знаком
с прозой писателя. «Я помню и люблю все его фильмы
— моя мама работала в рижском киножурнале, и я часто ходил с ней
на просмотры. С тех пор и запали в душу мне герои Шукшина.
Поэтому, когда пришло предложение что-то сделать с российскими
артистами, я не раздумывал. Для меня это было однозначно —
Василий Шукшин», — пояснил режиссер.
Для своей новой постановки Херманис выбрал десять рассказов
Шукшина, в числе которых такие известные, как «Срезал»,
«Сапожки», «Миль пардон, мадам!» и другие. Режиссер отметил, что,
в противовес мнению, что работать с прозой Шукшина сложно, он сам
не испытал ничего подобного. Принципиальной позицией режиссера в постановке стало сохранение оригинального текста всех десяти
произведений. «Удивительно легко было работать с прозой Шукшина.
Я не испытывал не малейшего сопротивления, как обычно бывает в театре, когда нужно что-то придумывать или переделывать. Здесь —
все двери были открыты, нигде не надо было стучаться», — сказал
он. Кроме того, Херманис отметил, что для тематического
объединения рассказов не надо было ничего выдумывать, поскольку у Шукшина есть сквозная тема, единый для его рассказов герой —
Иван-дурачок, как в русских сказках. «Этот герой, как и персонажи
фильмов Чарли Чаплина, из-за своей доброты, чистоты, наивности не совпадает с реальным миром. У этого героя особое на сегодня,
дефицитное качество, объединенное одним понятием — совесть. Это
как экологический продукт — его достать трудно, он стоит дорого
да и принимать его не всем показано, как пить, например,
натуральное молоко городским, привыкшим к порошковому. Изменить
театр эту ситуацию не может, конечно, но напомнить об этом, чтобы
не забывали, представить таких людей, которые являются
своеобразным критерием в жизни, необходимо», — считает режиссер.
Работу над спектаклем творческая группа во главе с режиссером
начала с того, что отправилась в экспедицию на Алтай, в село Сростки —
родину Шукшина, чтобы увидеть эти места, почувствовать и понять
этих деревенских жителей. По замыслу режиссера, актеры не будут
изображать «крестьян из советской деревни 70-х годов». Они будут
оставаться на сцене современными людьми, рассказывающими простые
трогательные человеческие истории, которые могут случиться с каждым и поэтому каждому понятны.
«Поездка на Алтай, собственно, — это один из основных моих
методов работы, — сказал Херманис. — Мы всегда и с моими
артистами Рижского театра отправляемся, так сказать, на место
преступления, как детективы, чтобы как можно больше разузнать,
увидеть своими собственными глазами, ближе познакомиться с будущими героями». На вопрос, встретили ли там сегодня шукшинских
чудаков, он сказал: «Мы не только их встретили, но лично
познакомились и беседовали с ними и даже были приглашены к застолью. Пробовали уникальные местные самогон и медовуху, да и с собой в подарок получили. Сразу скажу, что на работе это
отрицательно не сказалось, поскольку компания у нас была
абсолютно трезвенников, это было лишь на уровне дегустации. Но если говорить серьезно, то встречи с этими людьми, общение с ними, наблюдения были чрезвычайно важны, чтобы уловить малейшие
детали, нюансы, необходимые для создания образов деревенских
жителей».
Кроме того, Херманис считает, что эта поездка помогла создать
коллектив единомышленников, с которыми легко было созидать.
Оформлением спектакля занимались сам Херманис и художник Моника
Пормале. В качестве основных декораций на сцене будут деревянный
пол и деревянные лавки, на которых сидят актеры. За спинами
сидящих расположится стена из фотографий. Для каждого из рассказов — своя композиция портретов реальных людей, которые
Пормале сделала во время экспедиции на Алтай.
Как сообщил в заключении Херманис, и его театр, и он сам —
нарасхват, и после московской премьеры «Рассказов Шукшина» в этом
сезоне ему предстоят постановки в театрах еще четырех стран.
Справка: Режиссер Алвис Херманис возглавляет Новый Рижский
театр, спектакли которого пользуются огромным успехом по всему
миру. Он является лауреатом высшей театральной награды Европы —
премии «Новая театральная реальность» и российской национальной
театральной премии «Золотая маска». Наиболее известные его
постановки, такие как «Ревизор» Гоголя, «Долгая жизнь» «Соня»,
«Звук тишины», стали мировыми театральными хитами.
22.11.2008 21:02