18+

Режиссер Алвис Херманис о премьере своего спектакля «Рассказы Шукшина»: это не описание жизни крестьян из советской деревни 70-х годов, а простые трогательные человеческие истории, которые могут случиться с каждым и поэтому каждому понятны.

22 ноября в Москве в Государственном Театра наций режиссер Алвис Херманис представит премьеру спектакля по рассказам Василия Шукшина.

Как рассказал сам Херманис РИА Новости, материал для своей первой постановки в России, которая получила простое название — «Рассказы Шукшина», было выбрать легко, ведь он с детства знаком с прозой писателя. «Я помню и люблю все его фильмы — моя мама работала в рижском киножурнале, и я часто ходил с ней на просмотры. С тех пор и запали в душу мне герои Шукшина. Поэтому, когда пришло предложение что-то сделать с российскими артистами, я не раздумывал. Для меня это было однозначно — Василий Шукшин», — пояснил режиссер.

Для своей новой постановки Херманис выбрал десять рассказов Шукшина, в числе которых такие известные, как «Срезал», «Сапожки», «Миль пардон, мадам!» и другие. Режиссер отметил, что, в противовес мнению, что работать с прозой Шукшина сложно, он сам не испытал ничего подобного. Принципиальной позицией режиссера в постановке стало сохранение оригинального текста всех десяти произведений. «Удивительно легко было работать с прозой Шукшина. Я не испытывал не малейшего сопротивления, как обычно бывает в театре, когда нужно что-то придумывать или переделывать. Здесь — все двери были открыты, нигде не надо было стучаться», — сказал он. Кроме того, Херманис отметил, что для тематического объединения рассказов не надо было ничего выдумывать, поскольку у Шукшина есть сквозная тема, единый для его рассказов герой — Иван-дурачок, как в русских сказках. «Этот герой, как и персонажи фильмов Чарли Чаплина, из-за своей доброты, чистоты, наивности не совпадает с реальным миром. У этого героя особое на сегодня, дефицитное качество, объединенное одним понятием — совесть. Это как экологический продукт — его достать трудно, он стоит дорого да и принимать его не всем показано, как пить, например, натуральное молоко городским, привыкшим к порошковому. Изменить театр эту ситуацию не может, конечно, но напомнить об этом, чтобы не забывали, представить таких людей, которые являются своеобразным критерием в жизни, необходимо», — считает режиссер.

Работу над спектаклем творческая группа во главе с режиссером начала с того, что отправилась в экспедицию на Алтай, в село Сростки — родину Шукшина, чтобы увидеть эти места, почувствовать и понять этих деревенских жителей. По замыслу режиссера, актеры не будут изображать «крестьян из советской деревни 70-х годов». Они будут оставаться на сцене современными людьми, рассказывающими простые трогательные человеческие истории, которые могут случиться с каждым и поэтому каждому понятны.

«Поездка на Алтай, собственно, — это один из основных моих методов работы, — сказал Херманис. — Мы всегда и с моими артистами Рижского театра отправляемся, так сказать, на место преступления, как детективы, чтобы как можно больше разузнать, увидеть своими собственными глазами, ближе познакомиться с будущими героями». На вопрос, встретили ли там сегодня шукшинских чудаков, он сказал: «Мы не только их встретили, но лично познакомились и беседовали с ними и даже были приглашены к застолью. Пробовали уникальные местные самогон и медовуху, да и с собой в подарок получили. Сразу скажу, что на работе это отрицательно не сказалось, поскольку компания у нас была абсолютно трезвенников, это было лишь на уровне дегустации. Но если говорить серьезно, то встречи с этими людьми, общение с ними, наблюдения были чрезвычайно важны, чтобы уловить малейшие детали, нюансы, необходимые для создания образов деревенских жителей».

Кроме того, Херманис считает, что эта поездка помогла создать коллектив единомышленников, с которыми легко было созидать.

Оформлением спектакля занимались сам Херманис и художник Моника Пормале. В качестве основных декораций на сцене будут деревянный пол и деревянные лавки, на которых сидят актеры. За спинами сидящих расположится стена из фотографий. Для каждого из рассказов — своя композиция портретов реальных людей, которые Пормале сделала во время экспедиции на Алтай.

Как сообщил в заключении Херманис, и его театр, и он сам — нарасхват, и после московской премьеры «Рассказов Шукшина» в этом сезоне ему предстоят постановки в театрах еще четырех стран.

Справка: Режиссер Алвис Херманис возглавляет Новый Рижский театр, спектакли которого пользуются огромным успехом по всему миру. Он является лауреатом высшей театральной награды Европы — премии «Новая театральная реальность» и российской национальной театральной премии «Золотая маска». Наиболее известные его постановки, такие как «Ревизор» Гоголя, «Долгая жизнь» «Соня», «Звук тишины», стали мировыми театральными хитами.

Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Один комментарий
avatar
Для тех, кто нарасхват

22.11.2008 21:02

По-моему, было бы справедливым, чтобы труппа театра снова появилась в Барнауле, Бийске, Сростках и показала спектакль нашему зрителю. И чтобы цены были приемлемые, а не как в Москве по 3-5 тыс. Все таки почти месяц здесь жили, энергетикой Алтая подпитывались. Хотя, даже если и не приедут, все равно приятно - популяризируют, так сказать, нашего земляка, а значит и Алтай.
| 0 | 0
05.12.2025