РосОЭЗ решило секвестировать госрасходы на особые экономические
зоны на 15% и предложить инвесторам самим строить
инфраструктурные объекты, сообщила 24 декабря газета «Ведомости».
В результате зоны потеряют свою привлекательность для инвесторов,
уверены эксперты.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
(РосОЭЗ) подготовило предложения по изменению функционирования
зон в условиях кризиса и в ближайшее время собирается внести их в Минэкономразвития. «Мы оценили все затраты, определили приоритеты
и поняли, где можно сэкономить», — говорит руководитель РосОЭЗ
Андрей Алпатов.
В 2008 г. в бюджете выделено 17 млрд руб. на создание ОЭЗ, почти
все средства использованы, в 2009 г. — на 1 млрд меньше, говорит
замруководителя агентства Кирилл Янков: «Но есть установка
снизить в 2009 г. госрасходы на 15%, эта сумма и будет
сэкономлена».
Чтобы секвестировать госрасходы, РосОЭЗ будет привлекать к созданию инфраструктуры частных инвесторов. Сейчас всю
инфраструктуру строит государство, говорит Алпатов.
К финансированию объектов инфраструктуры РосОЭЗ планирует
подключиться ВЭБ, рассказывает директор департамента
Минэкономразвития Дмитрий Левченков, — чтобы заменить бюджетное
финансирование на кредитное. Банк будет кредитовать и РосОЭЗ, и инвесторов, отмечает он.
ВЭБ будет искать инвесторов, говорит начальник управления ВЭЬ
Михаил Перевозов. Окончательный список зон и объектов, которые
могут быть построены через механизм государственночастного
партнерства, еще не утвержден, отмечают Перевозов и Янков.
Основное преимущество особых зон именно в том, что инфраструктуру
строит государство, отмечает исполнительный директор «Финансового
и организационного консалтинга» Моисей Фурщик. Налоговые льготы
почти не играют роли, согласна вице-премьер и министр финансов
Республики Алтай Светлана Гашкина. Инвесторы же согласятся строить
инфраструктуру, только если она быстро окупится, уверен Фурщик:
это возможно в промышленно-производственных зонах.
Тем не менее, желающие принять участие в строительстве
инфраструктурных объектов уже есть, утверждает Алпатов: например,
в ОЭЗ в Тольятти — по развитию автомобильного кластера, а
«Ростехнологии» заинтересованы в проекте «Титановая долина» по производству титана, магния и другой продукции в Свердловской
области. Представитель «Ростехнологий», однако, отказался от комментариев.
Второй антикризисный механизм развития ОЭЗ — передать зоны на завершающем этапе их создания в управление регионам, рассказал
Алпатов. Однако регионам будет сложно финансировать зоны
самостоятельно, сомневается Гашкина: например, на зону «Алтайская
долина» республика выделяет около 2 млрд руб. в год, а федеральный бюджет — 8 млрд руб.
Обе меры затормозят развитие части зон, сетует Фурщик: сроки
запуска зон, требующих крупных госвложений, могут быть
перенесены. Зоны задумывались для реализации пилотных
технологических проектов, напоминает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. О них можно будет
забыть, если государство переложит на бизнес не только создание
инфраструктуры, но и финансирование ее строительства, уверена она.
Стоит отметить, что в настоящий момент на Алтае заявлено о существоании трех зон — двух туристических и одной игорной.
Последний проект вообще не упоминается в списке зон РоОЭЗ,
освоение его не начато и, судя по всему, уже не начнется никогда.
Две туристические зоны находятся в начальной стадии своей
реализации, получив за первые годы своего существования лишь
скромные инвестиции в размере до 1 млрд рублей, потраченные
преимущественно на различные бюрократические игры. Очень остро
стоит проблема создания для них базовой инфраструктуры: новой
линии энергоснабжения (инвестиционная емкость проекта порядка 5
млрд рублей), а для турзоны Алтайского края — реализация проекта
транспортной доступности зоны с территории края (инвестиционая
емкость 1−2 млрд рублей). Ряд других крупных инфраструктурных
проектов — газоснабжения зон, модернизация аэропортов также
достаточно актуальны. Безусловно, в ближайшие годы говорить о вероятности привлечениея в эти проекты частных инвестиций не приходится, в связи с чем идею создания турзон в прежнем
понимании можно считать похороненной.