27 января в администрации Алтайского края прошло совещание по вопросу совершенствования товаропроводящей сети
продовольственного рынка региона, сообщает губернатораская
пресс-служба. Его провел первый вице-губернатор Сергей Локтев. Он отметил, что в настоящий момент в крае алтайская продукция
недостаточно представлена в крупных торговых сетях, которые
отдают предпочтение аналогичным товарам из других регионов. В совещании приняли участие представители производителей алтайской
продукции, переработчиков и руководители розничных сетей, которые
высказали свое видение проблемы.
Как сообщил Сергей Локтев, по итогам 2008 года удельный вес
алтайской продукции в розничных сетях края составил 55 процентов
(53 процента в 2007 году). «Мы должны понимать, что чем больше на полках магазинов будет наших товаров, тем эффективнее будет
работать отрасль, тем выше налоговые поступления и занятость
населения», — отметил г-н Локтев. Наиболее высокий показатель
присутствия алтайских товаров в магазинах сельских районов края —
до 70 процентов, отмечает управление края по развитию
предпринимательства и рыночной инфраструктуры. При этом
среднекраевой показатель присутствия алтайской молочной продукции
в краевых сетях достигает 80 процентов, сыров — 70 процентов,
круп, макарон — 60 процентов. В ассортименте торговых сетей
недостаточно представлено алтайское подсолнечное масло, мясная и алкогольная продукция.
Было высказано пожелание об увеличении удельного веса алтайских
товаров в розничных сетях до 65 процентов до конца 2009 года.
Однако участники совещания пришли к общему мнению, что этому
должно предшествовать заключение договоров между производителями
и торговыми организациями на взаимовыгодных условиях.
Одно из препятствий на пути сотрудничества между торговыми
предприятиями и сельхозтоваропроизводителями — особенности
налогообложения, отметили участники совещания. Сельхозпредприятия
края уплачивают единый сельхозналог и поэтому взаимозачет по НДС
с ними невозможен, что невыгодно торговым сетям и переработчикам.
Сергей Локтев пообещал рассмотреть варианты решения этой
проблемы, в том числе и возможность выступления с законодательной
инициативой на федеральном уровне. Впрочем, шансы на подобное
решение, как показывает практика общения региональных властей с федеральным законодателем, практически равны нулю.
Другая проблема — высокие тарифы на электроэнергию, влияющие на себестоимость производимой в крае продукции и снижающие её конкурентноспособность. Как известно, накануне 2009 г.
администрация края заявила о примерно 14% росте энерготарифов для
юрлиц. При этом ясной информации о том, как, насколько и для кого
вырастут тарифы, несмотря на многочисленные просьбы
предпринмиателей и СМИ, регулирующее тарифы ведомство — Главное
управление экономики и инвестиций — так и не опубликовало.
На совещании начальником управления края по развитию
предпринимательства и рыночной инфраструктуры Вадимом Кузнецовым
был представлен проект продвижения продукции алтайских
товаропроизводителей, направленный на повышение
конкурентоспособности алтайских товаров, расширение рынков сбыта
и собственной сырьевой базы.
Продвигать их предлагается через создание нового информационного
портала — электронной площадки, на которой будет размещаться
информация о местных поставщиках и вестись поиск деловых
партнеров в режиме on-line. По словам Вадима Кузнецова, эта мера
поможет производителям алтайских товаров расширить возможности
реализации не только в регионе, но и за его пределами. В целях
стимулирования торговых предприятий по реализации продукции
алтайских производителей планируется организация комплекса
мероприятий по проведению смотров-конкурсов, анкетных опросов
покупателей на лучший алтайских товар в ассортиментной структуре,
расширение дегустаций. В целях формирования положительного имиджа
алтайской продукции планируется организовать серию телевизионных
материалов о лучших алтайских товарах. Будут продолжены краевые
ярмарки продовольственных товаров (ежегодно в регионе их проходит
26).
Профильным органам исполнительной власти поручено проводить
мониторинги цен на сырье и девяти позиций основных продуктов на всех стадиях товаропроводящей сети. На базе краевого Центра
поддержки предпринимательства решено аккумулировать для
дальнейшего анализа информацию о проблемах, с которыми
сталкиваются предприниматели, работающие на продовольственном
рынке.