20 мая 1920 года в Омске начался судебный процесс над 22
управленцами из бывшего правительства адмирала Колчака,
рассказывает 25 декабря в газете «Алтайская правда» Владимир
Нейштадт финал истории с попыткой создать на месте сгоревшего в 1917 г. Барнаула футуристический Сад-город. Четверых —
заместителя председателя Совмина А. Червен-Водали, министра труда
Л.Шумиловского, товарища (заместителя) министра путей сообщения
А.Ларионова и директора-распорядителя бюро печати А. Клафтона
приговорили к расстрелу, с правом подать апелляции высшему
руководству Советской России.
«Заверяю честью моей, — обратился Ларионов по прямому проводу к председателю Реввоенсовета Льву Троцкому, — что во время службы у этого правительства я нес только техническую работу по дорогому
мне делу поддержания транспорта».
В тот же день, 1 июня, Троцкий (он был одновременно и наркомом
путей сообщения) возбудил ходатайство перед ВЦИКом «о приостановлении приговора», отметив, что «Ларионов является
большим специалистом». Но Сибревком настоял на высшей мере
наказания: «Помилование вызовет взрыв негодования в рабочих
кругах…»
Из той четверки, расстрелянной в ночь на 23 июня, Алексей
Ларионов был наиболее далек от политики, никогда ни в каких
партиях не состоял.
Известный в Европе инженер-путеец (представлял русские железные
дороги на конференции в Берне), автор многих научных трудов,
изобретатель универсального товарного вагона Алексей Михайлович в мае 1917-го был назначен управляющим Алтайской железной дорогой.
До этого он, выпускник Санкт-Петербургского института инженеров
путей сообщения (за успехи в учебе его имя было занесено на золотую доску), какое-то время состоял на службе в Министерстве
путей сообщения. И, по всей видимости, был причастен к созданию в 1913-м в Петербурге «Русского общества городов-садов», чей филиал
он возглавил по приезде на Алтай.
…В начале 1900-х годов миллионными тиражами разошлась по миру
небольшая книжица Эбинера Говарда «Города-сады будущего», как
представлялось ее автору, англичанину-футурологу, это должны были
быть поселки, сочетающие в себе черты города и деревни — в противовес европейским городам с их скученностью,
антисанитарией…
Именно из-за своей скученности Барнаул чуть не дотла сгорел в мае
1917-го (о неисчислимых в прошлом барнаульских пожарах и понесенных из-за них страшных убытках — в одной из следующих
публикаций), 20 тысяч его жителей остались без крова…
Ларионов (кстати, тут же избранный гласным — депутатом городской
думы) и архитектор Иван Носович форсируют разработку проекта
сад-города, одобренного думой в октябре 1917-го. Алексей
Михайлович энергично провел в северной части Барнаула межевые
работы, будущее садгородское пространство поделили на 1300
участков размером в среднем по 200 квадратных саженей, сразу же начали раздавать их страждущим из числа погорельцев.
Планировку сад-города Ларионов продолжил и после прихода к власти
большевиков (оставивших его на железнодорожном хозяйстве в качестве ничего не решающего технического советника), попутно он провел буквально поголовное анкетирование барнаульцев на предмет
— каким им видится будущий поселок. В июне 1918-го в город вошли
белые. Спустя месяц Алексей Михайлович уехал в Омск. В отличие от большевиков белые с большим вниманием отнеслись к Ларионову как к одному из ведущих в России инженеров-путейцев (какое-то время он и возглавлял министерство путей сообщения в колчаковском
правительстве, когда министр Устругов выезжал к местам боевых
действий).
Результаты анкетирования, проведенного Алексеем Михайловичем в 1918-м, краеведам неведомы, но, судя по доработанному позднее
проекту, в Барнауле должен был появиться огромный поселок из одно-двухэтажных коттеджей с двумя большими «блюдцами» площадей (в районе нынешней Жилплощадки и вблизи железнодорожного вокзала) с расходящимися от них длинными радиусами-бульварами. Весь поселок
утопал бы в зелени и цветниках как экологически чистейшая зона,
недоступная для любого транспортного средства (кроме гужевого).
Но в 20-е годы и позднее на размеченной под это благолепие
территории появились лишь едва пригодные для жилья домики и бараки без водопровода. Люди вынуждены были идти оттуда за водой
по пескам за два километра.
Причин, из-за которых не удалось построить настоящий сад-город,
можно назвать не одну. Но, вероятно, одна из основных — то, что
не нашлось второго такого организатора, как Алексей Ларионов.
25.12.2009 10:02
25.12.2009 10:17
25.12.2009 10:59
25.12.2009 11:23
25.12.2009 12:26
25.12.2009 12:49
25.12.2009 13:27
25.12.2009 13:42
25.12.2009 13:43
25.12.2009 13:45
25.12.2009 13:51
25.12.2009 14:05
25.12.2009 14:38
25.12.2009 14:38
25.12.2009 18:35
26.12.2009 02:51
26.12.2009 17:46
26.12.2009 17:52
26.12.2009 18:27
Я предлагаю модернизировать дорожную сеть, а то утром – пробка, вечером – пробка, елку поставили – весь центр – пробка.
Необходимо:
1. Либо перенести ж/д вокзал, либо сделать несколько переездов через ж/д пути. Они делят город, а соединяют только Павлик и Мост (новый рынок).
2. Через Строителей в районе вокзала сделать подземный переход, там же через соц., к кинотеатру.
3. Напротив т.ц. Вавилон ул. Папанинцев очень неудобные пешеходные переходы, особенно когда вниз спускаться. Можно Надземный сделать, если подземный дорогой.
4. И ещё много много всего….
27.12.2009 23:59