Театрализованное представление «Да здравствует оперетта!»,
которым Алтайский государственный театр музкомедии будет
праздновать свой 50- летний юбилей, будет проходить 12, 13 и 14 февраля.
«Конечно же, в будущем представлении невозможно в подробностях
поведать о славной полувековой истории Театра музыкальной комедии
и назвать имена всех без исключения людей, которые отдали (и отдают) всю свою жизнь труднейшему искусству „легкого жанра“, —
пишет по этому поводу „Алтайская правда“. — И потому в канун
юбилея в свет выйдут сразу два „вспомогательных документа“:
документальнохудожественный фильм и большая красивая
книга-альбом, посвященные истории театра. Это будут первые в истории театрального искусства края издания подобного рода».
История возникновения краевого театра музыкальной комедии
отличалась от истории создания других храмов искусств. Поскольку
в столице края в пятидесятые годы не было подходящего для нового
театра помещения, в 1956 году было решено как будто бы для «для
разминки» сначала создать краевой ансамбль оперетты в Горно-Алтайске, бывшем тогда столицей Горно-Алтайской автономной
области. В репертуаре отдаленного от Барнаула ансамбля были не только концертные программы, в состав которых входили сцены из классических и советских оперетт, но и полноценные спектакли. Это
был маленький театрик, музыкальной частью
которого руководил талантливый дирижер Джон Амирагов. Два года
ансамбль оперетты гастролировал по городам и селам края и имел
такой успех, что в 1958 году было решено объединить ансамбль с труппой Бийского драматического театра. А в ноябре 1959 года
Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся постановил:
«Объединить с 1 января 1960 года Бийский драматический театр и Горно-Алтайский музыкально-драматический ансамбль в краевой
музыкальнодраматический театр в г. Бийске». Но поскольку в Бийск
переехал отнюдь не весь ансамбль, а лишь несколько лучших
вокалистов и артистов балета, главный дирижер Джон Амирагов и заслуженный артист РСФСР Павел Алдахин, который в 1960 году стал
главным режиссером нового театра, усердно занимались
формированием труппы, приглашая солистов и артистов хора, балета
и оркестра из разных городов России. Так в театре появились
молодые актеры, которые стали впоследствии признанными мастерами
сцены и посвятили театру всю творческую жизнь. Это Петр Рябов и Валентина Герасимова, Алексей Богородицкий, Валентина Прогунова,
Новелла Пляскина (Гутнева) и Юрий Жеребцов. В 1964 году, когда
театр наконец переехал в Барнаул, к ним присоединился Николай
Напалков. Все они были любимцами публики. Но звания заслуженного
артиста РСФСР был удостоен лишь один из них — Алексей
Богородицкий.
За полвека театр осуществил постановку более 250
спектаклей: оперетт, музыкальных комедий, мюзиклов,
театрализованных представлений и музыкальных сказок. За творческие достижения был удостоен многих дипломов
государственного масштаба. С первой версией рок-оперы «Юнона и Авось» он в 1988 году участвовал в первом Всесоюзном фестивале
музыкальных театров в Свердловске, и главный хормейстер театра
Валерий Киричков получил за свою работу диплом лауреата. В девяностые годы прошлого века спектакли театра дважды становились
лауреатами муниципальной премии Барнаула. В 1996 году это была
оперетта И. Штрауса «Летучая мышь», в 1997 году — новогоднее
театрализованное представление «Снежное ревю», поразившее публику
и выразительностью исполнения, и разнообразием жанров, и оригинальностью сценографии и костюмов. Музыкальный спектакль
«Ангелы во времени», авторами которого стали санкт-петебургский
композитор Виктор Плешак и театральный композитор и дирижер
Евгений Гутчин, был удостоен диплома первого фестиваля новых
музыкальных проектов России, который проходил в Новосибирске в 2004 году, и получил высокую оценку столичных критиков. А в 2005
году премии Алтайского края в области архитектуры, литературы,
искусства и народного творчества была удостоена оперетта «Девичий
переполох» Ю.Милютина. Все эти постановки осуществил заслуженный
артист России Владимир Филимонов.
Ежегодно в театр приходят не менее 10 тысяч зрителей. Произведя
несложные подсчеты, можно сказать, что за полвека в театре
побывали примерно полмиллиона жителей и гостей города и края.