Top.Mail.Ru
18+

Экологи созданием нацпарка "Сайлюгем" не смогли запереть "алтайские ворота" России в Китай: Модест Колеров рассуждает о геополитическом значении Горного Алтая.

3 марта ИА Regnum публикует большой материал о геополитическом значении Горного Алтая для развития отношений между Россией и Китаем. Материал подается как редакционная статья агентства, однако, вероятно, ее можно рассматривать как авторский материал главреда этого СМИ - известного эксперта в области геополитики Модеста Колерова.

27 февраля правительство России приняло решение о создании на территории Республики Алтай природного парка "Сайлюгемский". Заместитель министра природных ресурсов Республики Алтай Василий Манышев отметил, что парк будет состоять из двух кластеров - территории, расположенной на хребте Сайлюгем (площадь около 40 тыс. га) и территории нынешнего Шавлинского заказника в долине реки Аргут (около 80 тыс. га). Общая площадь составит 118 380 га.

Целью создания парка является охрана трансграничной группировки алтайского горного барана аргали и снежного барса.

Создание "Сайлюгема" можно рассматривать как частичную реализацию плана создания на Алтае трансграничной охраняемой природной территории. Предполагается, что с разных сторон государственных границ в нее могли бы войти территории Республики Алтай (Россия), Баян-Ульгийского аймака (Монголия), Алтайского округа Синьцзян-Уйгурского автономного района (Китай), Катон-Карагайского и Маркакольского районов (Казахстан). Данная концепция была одобрена на совещании представителей названных стран и регионов в Урумчи в 2004 году, а первоначально с инициативой создания биосферной территории "Алтай" еще в 1992 году выступило Федеральное ведомство по охране природы (BfN) Германии.

Изначально планировалось, что непосредственно на хребте Сайлюгем под особо охраняемую природную территорию в статусе заповедника будет отдано 240 тысяч га. Однако к 2007 году власти пересмотрели свой подход к созданию "экологических запоров" вблизи и на государственных границах. Было принято решение об изменении проектируемого статуса особо охраняемой территории с заповедника на национальный парк, а также существенном сокращении ее площади - до 40 тыс. га на хребте Сайлюгем, в том числе 18 тыс. га, прилегающих к российско-монгольской границе.

Эти намерения вызвали недовольство экологов и Федерального ведомства по охране природы Германии. В октябре 2008 года в Горно-Алтайск прибыл "экологический десант" во главе с руководителем BfN Беатой Ессель. Экологи пытались убедить власти не пересматривать границы и статус особо охраняемой территории на российско-монгольской границе, но получили отказ. В последующем часть активистов экологического движения продолжали выступать с требованиями о пересмотре намерений российских властей, называя парк в предлагаемых властями границах "профанацией". "Экологи могут требовать что угодно, - заявил в этой связи ИА Regnum г-н Манышев. - Мы действовали в интересах государства и местного населения".

Он напомнил, что в 2007 году вопрос создания заповедной территории в Кош-Агачском районе обсуждался на встречах с местными жителями, и они высказались против создания заповедника. Такая позиция местного населения связана с тем, что строгий режим заповедника мог создать проблемы для традиционного животноводства, которым занимается большинство коренных жителей. Кроме того, практически 45% предполагаемой площади заповедника приходится на земли сельхозназначения, являющиеся паевой собственностью. Вместе с тем участники обсуждения единогласно высказались и поддержали идею создания на территории района национального парка, поскольку его режим позволит решать не только природоохранные, научные и эколого-просветительские задачи, но и будет способствовать социально-экономическому развитию района через создание дополнительных рабочих мест, развитие традиционных форм хозяйственной деятельности и организованного туризма.

Помимо этого, в районе хребта Сайлюгем находится несколько месторождений природных ископаемых, разработка которых является частью программы социально-экономического развития республики.

Василий Манышев также сообщил, что в 2010 году Минприроды России внесет в федеральное правительство предложения о создании ФГУ "Национальный парк "Сайлюгем", то есть о создании органа управления этим парком. "Будут внесены предложения о структуре, штатной численности, и уже после этого будут решаться кадровые вопросы", - отметил он.

Руководитель группы экспертов проекта WWF "Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона" Михаил Пальцын рассказал, что офис парка предполагалось разместить в Кош-Агаче, а директора назначить из числа коренного малочисленного народа - теленгитов, проживающих на территории Кош-Агачского района.

Комментируя решение властей о сокращении площади особо охраняемой территории по сравнению с первоначальным, Пальцын отметил: "Я считаю, что брать нужно то, что возможно взять, и не ставить нерешаемых задач". По его мнению, прежние варианты "не учитывали интересов местного населения и планов Республики Алтай по развитию промышленного сектора".

Однако помимо экономических и социальных причин сокращения площади охраняемой территории на российско-монгольской границе эксперты называют и геополитические причины. По данным местных СМИ, вопрос о создании парка "Сайлюгем" обсуждался в 2009 году главой Республики Алтай Александром Бердниковым и премьер-министром России Владимиром Путиным, который находился на Алтае на отдыхе. При этом, сообщают источники, Путин усомнился в целесообразности создания данной охраняемой территории на российско-монгольской границе и рядом с самым западным участком границы России с Китаем в требуемых экологами границах, поскольку это "невыгодно РФ".

Считается, что создание заповедников у госграниц привело и еще может привести к ограничению реализации государственной политики страны. В случае с Республикой Алтай речь идет о реализации одного из энергетических проектов - строительства газопровода "Алтай", по которому газ с месторождений Западной Сибири планируется поставлять в северо-западный Китай.

Тем более, что послабления, которые делались в отношении экологов в 90-х годах, дали о себе знать. В 1998 году плоскогорье Укок, расположенное в Республике Алтай на стыке границ России, Монголии, Китая и Казахстана (здесь проходит самый западный участок российско-китайской границы протяженностью 55 км), было внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Тогда внимание этой международной организации очень польстило и местному населению, и местным властям, которые, в числе прочего, надеялись и на получение финансовой помощи на решение локальных проблем (денег, конечно же, регион не получил). На территории Укока по инициативе природоохранных организаций был создан природный парк.

Последствия этого шага вскоре дали о себе знать. Когда в 2000 году власти республики поддержали инициативу строительства прямой автомагистрали из Новосибирска в китайский Урумчи, их сразу же стали "тыкать носом" в особый статус плато Укок. Экологи развернули масштабную кампанию против хозяйственного освоения западного участка российско-китайской границы: в ход шли публикации в местной и центральной печати, организация сбора подписей, проведение пикетов в разных регионах страны. Бывший в то время главой Республики Алтай Семен Зубакин отмечал, что действия экологов четко скоординированы, что говорит о едином центре руководства, казалось бы, разобщенными группами протестантов. Однажды Зубакин заявил, что за действиями экологов стоят спецслужбы Германии. "Есть политические интересы Германии, Японии, США, которые выражаются в том, чтобы строительство дороги в Китай у нас не состоялось", - говорил Зубакин в 2001 году.

О том, что западные державы не заинтересованы в развитии российско-китайских отношений и препятствуют в том числе реализации российско-китайских проектов на Алтае, заявлял и нынешний глава региона Александр Бердников, и полпред президента в Сибири Анатолий Квашнин, и многие другие политики.

Видимо, экологи понимали, что развитие политической конъюнктуры в России может пойти по невыгодному для них тренду - а именно по пути активного экономического и индустриального развития, в период которого государство предпочтет и экономическую целесообразность проектов, а не только их экологическую составляющую (ярким примером такого подхода сегодня является Китай). В этом случае наличие объекта всемирного наследия ЮНЕСКО и природного парка вряд ли послужит для властей основанием для отказа от каких-либо экономических проектов, которые легко могут быть согласованы с интересами экологии. В этой связи было необходимо создать более мощный заслон на пути в Китай - заповедник. Собственно, в связи с этим и возникла инициатива создания Сайлюгемского заповедника.

Еще в советские годы Горный Алтай имел достаточно важное военно-стратегическое значение для СССР, поскольку граничил с северо-западными районами Монголии и Китая. Алтай служил перевалочной базой для доставки в Монголию военной техники, которая использовалась для укрепления рубежей МНР с КНР. Некоторые аналитики считают, что Монголия рассматривалась СССР как некая "буферная зона" между Советским Союзом и Китаем, отношения которых были длительное время достаточно напряженными. В советскую эпоху основная инфраструктура приграничных отношений с северо-западным Китаем находилась в Казахской, Киргизской и Таджикской ССР, которые имели более 2 тыс. километров границы с китайским Синьцзяном. В те времена это был самый западный участок советско-китайской границы. В этих масштабах 54 км границы, которые проходили в Горно-Алтайской автономной области, не имели существенного значения. Здесь располагались лишь военные пограничные объекты, о развитии другой инфраструктуры речи не шло. Это было обусловлено не только сложным рельефом, но и тем обстоятельством, что в 260 километрах юго-западнее в Казахстане были более удобные в ландшафтном плане и традиционные коммуникации. Например, в районе так называемых Джунгарских ворот располагается железнодорожный переход Дружба (Достык) - Алашанькоу. Железная дорога до Дружбы была долгое время основным железнодорожным путем из СССР в Китай.

После распада СССР у России в качестве самого западного отрезка российско-китайской границы остался лишь только участок протяженностью 54,57 км в Республике Алтай (далее на восток следует 3.484,9 км российско-монгольской границы, и лишь затем - на Дальнем Востоке - самый протяженный (4.195,22 км) участок границы с Китаем).

В первые годы существования Российской Федерации этому, в силу обилия других неотложных задач, не придавалось особенного значения. В то же время государства, замеченные в осуществлении "гуманитарной интервенции", осознали возросшую геополитическую роль Горного Алтая практически сразу. Позже, тем более учитывая все более возрастающий уровень взаимодействия РФ и КНР, российские власти также обратили внимание на Горный Алтай как возможный и естественный коридор налаживания сотрудничества с Китаем. В условиях конкурентной борьбы между среднеазиатскими и европейские государствами за доступ на стремительно растущий китайский рынок Россия сочла нецелесообразным держать "алтайские ворота" закрытыми.

Сначала появился проект строительства здесь автомобильной дороги в Китай, от которого российские власти вскоре из-за давления экологов отказались (при этом нужно отметить, что Китай до сих пор настаивает на строительстве дороги). В 2006 году президент России Владимир Путин поддержал обсуждавшуюся ранее инициативу строительства через западный участок российско-китайской границы газопровода в КНР. В Пекине было подписано соглашение о строительстве газопровода "Алтай". Это событие вызвало волну протестов со стороны экологов, однако на этот раз российские власти не пошли у них на поводу. Несмотря на сложности в переговорах по цене газа, стороны до сих пор заявляют о намерении построить к 2016 году газопровод.

На самом деле всегда присутствовали сомнения, что в деятельности экологов-активистов преобладает только экологическая тревога, а не продолжение глобальной нефтегазовой конкуренции экологическими средствами. Избирательность экологической критики, экологический рэкет в отношении корпораций, использование экологических претензий в интересах экономико-политической конкуренции - слишком распространенное явление, чтобы общество могло и в этом случае исходить из презумпции абсолютной святости экологического чиновника, отмечал, говоря о проблемах Алтая, главный редактор ИА REGNUM Новости Модест Колеров.

"Само по себе строительство газопровода в Китай через Горный Алтай - конечно же, с соблюдением необходимых экологических норм, которым просто дорога и просто трубопровод вряд ли угрожают, - первый и последний шанс региона вырваться из исторической нищеты. Коммуникации из Китая в Россию и на Запад пройдут через регион в любом случае, но мимо Алтая они пройдут через Казахстан, Киргизию и Таджикистан, в отношении России лишь увеличивая ее транзитную зависимость и транспортно-экономическую тупиковость Алтая. Трудно сейчас восстановить всю картину экологополитической борьбы вокруг "алтайского коридора", но очевидно, что его успешное открытие - в интересах России и Китая, а его отсутствие - в интересах тех, кто хочет "сдерживать" Китай через Синьцзян и Монголию, делая Россию пассивной игрушкой этого "сдерживания", - писало ИА Regnum еще в феврале 2008 года.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 4
ЛЛХ

03.03.2010 16:52

А Манышев не эколог? Пора к доктору = вон из кресла.
эколог

03.03.2010 18:36

Вообще-то экологи хотят сохранить природу Горного Алтая (думается, что это неоспоримое благо, в первую очередь - для самих жителей Горного Алтая). В принципе многие жители Горного, уже сейчас поближе познакомившись с понятием "техногенного прессинга" на родную окружающую среду, догадались (взять тот же земельный вопрос), что материальные блага в эпоху рынка распределяются неравномерно, что хорошо олигарху, не значит хорошо местному жителю: поэтому ни от транзитного газопровода, ни от такой же дороги простым людям хорошо не будет. Можно с точки зрения геополитики легко рассуждать, что из себя представляет соседняя страна, хоть КНР, хоть Монголия. С точки зрения экологов хотелось бы, что когда будут реализованы планы того или иного олигарха или корпорации, простям жителям осталось где жить..
Альтернативный Вариант строительства дороги и газо-нефтепровода через Монголию означает только одно - строительство пройдет через уже освоенную территорию, и это позволит сохранить: территорию традиционного природопользования в Кош-Агачском районе РА для местного населения, а также места обитания диких животных и птиц (в т.ч. эндемичных), которые, слава богу, в Горном Алтае пока водятся.
наталья

16.03.2010 16:44

какая прелесть,меня прямо умиляют эти поиски происков врагов.ну конечно сохранение уникальной природы Горного Алтая в первую очередь необходимо германской разведке, а уж потом нам, местным жителям
Елена, эколог

05.04.2010 20:57

присоединяюсь к предыдущим комментариям. Что касается "исторической нищеты" может быть, у нас самих спросите? Так вот, я пожелаю каждому народу так сохранять и беречь свою мудрую традиционную культуру и образ жизни в гармонии со своей любимой землёй, как это смогли алтайцы. Сколько можно навязывать свои западные потребительские взгляды на мир тем, кто их не хочет? Что, мало опыта с индейцами в обеих Америках? Не надо нас спасать от того что вы называете "нищетой" - нам хорошо. Для нас важнее, чтобы наш Алтай всегда процветал всем своим буйным разнообразием трав, цветов, зверья и птиц, чистыми родниками и реками, чем материальные псевдоблага западной цивилизации. Поверьте, я говорю от имени всех жителей Горного Алтая! (Не чиновников, конечно, потерявших разум.)
Календарь
/ /
28.03.2024