21 сентября газета "Ведомости" публикует редакционную статью
"Всюду тандемы",
в которой дает
катастрофические прогнозы последствий массовых попыток
губернаторов отменить выборность мэров крупных городов.
Авторитетное издание, основываясь в том числе и на алтайском
опыте, прогнозирует резкое падение популярности режима и развал
городских хозяйственных механизмов.
Созданная в федеральных коридорах модель двойного управления с
неясным разделением полномочий расползается по России. Жители
четвертого по численности населения - более 1,3 млн человек -
города страны, Екатеринбурга, могут лишиться права выбирать мэра.
Представительские функции будет выполнять председатель городской
думы, а управлять хозяйством - назначенный сити-менеджер.
Поправки в городской устав одобрены на общественных слушаниях,
их, вероятно, вскоре примут и депутаты. Столица Урала - один из
многих примеров последнего времени, где региональная
администрация стремится заменить неудобного городского голову
тандемом. В июне 2010 г. прямые выборы мэра отменили в Перми,
игнорировав мнение горожан, 79% которых, по данным
"Левада-центра", высказались за их сохранение. В 2009-2010 гг.
всенародно избранных мэров лишились также Нижний Новгород,
Иваново, Калуга, Владимир, Оренбург, Челябинск, Благовещенск,
Смоленск и Элиста - не говоря уже о менее крупных городах.
Почему фигура сити-менеджера стала столь популярной в современной
России? Модель муниципального управления, когда мэр, учитывая
мнение профессионалов и чаяния жителей, принимает стратегические
планы развития и представляет город в высших эшелонах власти, а
хозяйством занимается специалист в строительстве жилья, дорог и
эксплуатации коммунальных сетей, работает во многих странах. Сама
по себе она не означает нарушения прав жителей и подписанной
Россией европейской Хартии местного самоуправления.
Вопрос в разделении полномочий, способе назначения сити-менеджера
и, наконец, цели замены. В Европе мэр и менеджер, как правило,
мирно сосуществуют, стараясь не вторгаться в полномочия друг
друга, если, конечно, в городе нет дорожного коллапса и не
отключают тепло зимой.
Для российских губернаторов замена мэра-популиста
профессиональным управленцем лишь одна из целей, равно как и
контроль над городскими финансами. Раньше губернаторы осознавали
собственный вес и, несмотря на финансовые и политические
конфликты, мирились с сильными мэрами. Сейчас главы регионов,
особенно недавно назначенные, чувствуют недостаток собственной
легитимности по сравнению с избранными прямым голосованием
городскими головами и пытаются удалить их с политического поля.
Еще одна цель смены строптивого мэра послушным - показать Москве,
что ситуация в порученной провинции под контролем.
Но вот с этим - все чаще проблемы. Последние выборные кампании в
глубинке показали, что громкие обещания и грубое давление в
сочетании с портретами дуумвиров начинают раздражать обывателей,
у которых нет достойной работы и текут батареи в домах. Многие из
них готовы голосовать за любого кандидата или партию, которые
ставят во главу угла повседневные вопросы: безработицу, ремонт
дорог и жилья, содержание коммунальных сетей.
В Иркутской области, где за короткий срок сменилось три
назначенных губернатора, единороссы в марте 2010 г. крупно
проиграли выборы мэров в областном центре (коммунистам) и в
четвертом по численности населения городе - Усть-Илимске
("Справедливой России"). Итоги краткого управления Александра
Мишарина Свердловской областью (он заменил летом 2009 г. Эдуарда
Росселя) с электоральной точки зрения плачевны: партия власти
набрала всего 40% голосов на выборах в заксобрание и проиграла
выборы мэров сразу в трех городах - Асбесте, Лесном и
Североуральске. В Мурманской области, где губернатор сменился год
назад, "Единая Россия" проиграла выборы глав трех городов и
районов из пяти. В Алтайском крае единороссы проиграли выборы
мэров во втором по значению городе - Бийске и двух районах,
победив лишь в одном.
Назначение сити-менеджера в таких случаях - это попытка
губернатора взять реванш и создать единую управленческую команду,
нацеленную на успешный результат. Назначение на ответственный
пост губернаторского выдвиженца и выбор "правильного"
председателя гордумы при их нынешнем составе вряд ли встретит
препятствие. Проблемы начнутся внутри тандема, когда
губернаторский полпред попытается ставить интересы региона выше
местных. При нечетко прописанных полномочиях мэра и
сити-менеджера конфликт между ними грозит окончательным
расстройством хозяйства. Политическая ситуация тоже может
доходить до абсурда. Отдельные российские города, например
Владикавказ осенью 2008 г., оказывались одновременно без
городского головы и гордумы. Об эффективной работе городских
властей - главной цели назначения профессионального управленца -
в таком случае придется забыть.