28 июля правительство РФ собирается рассмотреть обновленную
Федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию внутреннего и въездного туризма, рассказали «Известиям» Минспортуризме. По сравнению с первоначальным вариантом программа сильно «похудела».
В общем виде концепция была утверждена еще в июле 2010 года и задавала амбициозные цели. Предполагалось, что к 2015 году
въездной турпоток в Россию увеличится в 7 раз — до 68 млн
человек. Количество россиян, отдыхающих дома, должно вырасти в 1,4 раза. И все — за счет создания сети специализированных
кластеров в разных регионах страны.
На реализацию проекта организаторы просят 332 млрд рублей, 96
млрд рублей из которых должен был дать федеральный бюджет, 25
млрд рублей — субъекты федерации, остальное (211 млрд. рублей) —
деньги частных инвесторов. «В заявках вместе с экономическим
обоснованием обязательно должен быть указан инвестор. То есть,
например, газопровод строят власти, а гостиницу — инвесторы», —
рассказывает вице-президент Российского союза туриндустрии, член
экспертного совета Юрий Барзыкин.
До правительства программа дошла в усеченном виде. «Из-за кризиса
в Минфине сочли, что бюджет не потянет таких трат и предлагали
растянуть ее реализацию на 20 лет», — пояснили в Ростуризме.
Получить комментарий от Минфина не удалось.
В итоге программа рассчитана на период до 2018 года, а один из восьми уже отобранных комиссией пилотных проектов — создание
туристскорекреационного комплекса в районе станицы
СтароЧеркасской из списка исключили.
В 2011 году 2 млрд рублей получат 7 пилотных проектов: в Рязанской области, в Ивановской области (строительство пристани в городе Плес), в Ярославской области (гостиничный комплекс в Переславле-Залесском), в Псковской области (реконструкция
псковского Кремля), два объекта в Алтайском крае (Белокуриха и автокластер в районе Бийска), и в Ростовской области (создание
автокластера в районе Аксая). Заявки в экспертный совет при
Минспортуризме предоставляли регионы, они же и будут получать
деньги.
Скорее всего, речь идет о реализации туристических кластеров
«Белокуриха-2» и «Золотые ворота», который планировалось
сформировать у въезда в Бийск. Ранее сообщалось, что на реализацию данных проектов в течение 6 лет власти Алтайского края
рассчитывали получить 11,2 млрд рублей.
Однако обновленная ФЦП по развитию внутреннего и въездного
туризма, куда были включены алтайские проекты, видимо,
предполагает гораздо меньшее финансирование.
В частности, президент агентства «Качалов и коллеги» Игорь
Качалов считает, что «2 млрд рублей на семь проектов — это
копейки. Чтобы получить экономический эффект нужны инвестиции в разы больше».
По словам Качалова, у туризма в России есть несколько больших
проблем. Нет инфраструктуры (дорог, коммуникаций), человеческих
ресурсов (там, где в Турции работает 1 человек, в России нужны 3-
4).
«Окупаемость высококлассной базы отдыха на берегу Байкала, при
текущем состоянии транспорта и цен на авиабилеты, составит от 30
до 40 лет. К некоторым объектам, которые могут пользоваться
огромным спросом у туристов (например, долина гейзеров) вообще
можно добраться только на вертолете. ФЦП в первую очередь, должна
решить именно проблемы федерального масштаба, тогда инвесторы
смогут без опасений развивать остальную инфраструктуру
привлекательных с точки зрения туризма регионов», — считают
эксперты проекта «Путешествия» портала Mail.ru.
Чтобы внутренний туризм мог составить конкуренцию выездному, цены
должны быть ниже, добавляет руководитель Центра проблем
федеративных отношений Института экономики РАН Сергей Валентейн.
А они сейчас, даже без модернизации туристических объектов на уровне европейских и выше.
Причем для иностранцев одних только низких цен будет
недостаточно, продолжает гендиректор компании «Финэкспертиза»
Агван Микаелян. «Вопервых, иностранцы даже не знают, чем может
быть привлекателен отдых в России. Чтобы им это объяснить, нужна
массовая pr-компания. Во-вторых, нужно обеспечить комфорт и безопасность. Даже в Москве сейчас нет таких элементарных вещей,
как таблички на английском. В-третьих, нужно снижать визовые
барьеры», — говорит Микаелян.
Но даже и в этом случае, увеличение въездного потока в 7 раз за 7
лет выглядит невыполнимой задачей. «Турции, чтобы раскрутить свои
курорты, понадобилось 15 лет, Египту — 20», — говорит Микаелян.