Семерка спортсменов из Новокузнецка, во главе с мастером
спорта по лыжному туризму Евгением Суздальцевым, совершила поход
длиной 322 км, растянувшийся на 17 суток. Своей целью они ставили
добраться до заимки в глухой хакасской тайге, где в 1941 году
поселились отшельники-староверы Лыковы, пишет 20 марта газета
«Комсомольская правда».
Лыжники Николай Белых и Сергей Гладков сфотографировались со знаменитой отшельницей Агафьей на память, переделав на таежной заимке уйму дел.
После марш-броска на заимку Агафьи Лыковой лыжники с удивлением рассказывали о невероятно трудном маршруте.
«Добравшись до домика Агафьи, без сил, мы были потрясены, — говорит Евгений Суздальцев, входящий в число лучших лыжников России, серебряный призер Чемпионата страны 1987 года, исходивший с товарищами пол-Сибири. — Как можно было дотащить туда свою семью по черневой тайге, по опасным рекам? Как могли они все это преодолеть, ведь Лыковы — обычные люди, не спортсмены?»
Обнаружение в 1978 году на юге Западной Сибири заимки отшельников-староверов Лыковых стало сенсацией. Тогда в семье было пять человек: 79-летний Карп Осипович (отец) и дети — 52-летний Савин, 42-летняя Наталья, 38-летний Дмитрий и 33-летняя Агафья. Мама — Акулина — умерла задолго до появления там геологов. Но микробы, которые принесла с собой цивилизация, погубили семью отшельников, одного за другим, оставив в живых лишь Агафью.
Кузбасская экспедиция, добравшись до заимки, застала перезимовавших Агафью и Ерофея бледными и усталыми, но по-прежнему сильными духом.
С тех пор на заимку Лыковых пару раз в году прилетает вертолет с продуктами и заходят летом сотрудники заповедника. И каждый раз редкие гости удивляются, как же Карп Осипович смог с женой и детьми в далеком 1941 году добраться до самой недоступной географической точки Западных Саян и Сибири…
«Там, действительно, край света, и дальше, за заимкой Лыковых, жить невозможно. И дороги туда никакой нет, даже намека на тропку… Например, русло замерзшей речки Каир-су — 20 километров, 13 из которых — каньон. Входишь туда и не знаешь, чем это закончится: водопадом, ледопадом, камнепадом или открытой водой», — делится Евгений Суздальцев.
Путь к заимке Лыковых чрезвычайно опасен и непредсказуем: там сплошь и рядом каньоны, полыньи и бурелом.
Лыжникам трижды пришлось перейти зимнюю речку вброд. Переодеваться им было не во что — от непременной пневмонии спасла только современная ткань спортивных костюмов, которые хоть и промокли насквозь, но быстро нагрелись от тела и не пропускали ветер. А вот как шел здесь в ветхой самотканой одежке Лыков с семьей, и как они не заболели после — остается загадкой.
«Мы прошли слияние трех рек и вскоре увидели следы Агафьи. Там, внизу, они с соседом — Ерофеем Седовым — сено хранят. Собака у них на привязи, нас увидев, залаяла. Агафья сразу вышла и Ерофей — со словами: «Ой-е-е, ясное море! Не может быть! Еще никто никогда в это время года и этой «дорогой» до нас не добирался!» — рассказывают спортсмены.
Речка Еринат промерзла до дна, вода пошла по верху и подтопила избу Ерофея. Кузбасские лыжники успели в последний момент и помогли Ерофею с эвакуацией.
Гости помогли Агафье по хозяйству: вырубили колодец во льду, сбросили снег с крыши и спасли шесть кубов дров, напиленных зимой из леса-плавуна на реке, но из-за ранней вешней воды ставших недоступными. А наутро, достигнув своей цели и попрощавшись с Агафьей Лыковой и Ерофеем, повернули назад.