Ксения Ларина о преследованиях режиссера Золотаря
провинциальными губернаторами: не понравился его «Войцек» —
время, типа, на дворе светлое, Россия вот-вот с колен встанет,
народ от патриотизма сводит, а у вас тут какое-то очернение
действительности…
— Знаменитый фильм Леонида Филатова о том, как актеры забаррикадировались в театре и объявили голодовку в знак поддержки своего главного режиссера — это вымысел чистой воды. Филатов смоделировал ситуацию. Его художественное «так могло бы быть» задумывалось ради коллективного портрета времени, душного, смрадного, подлого. Кто помнит фильм, помнит и финал: актеры выходят на улицу, держа на плечах гроб с телом умершего товарища, и застывают в оцепенении — на улице никого нет. Никто, ни один человек в стране не узнал об этой акции протеста, потому что о ней никто не сообщил.
Презрение к художникам у наших чиновников в крови. По мнению чиновника, художник обязан приносить им, чиновникам, пользу, только тогда его существование на бюджетные деньги будет хоть как-то оправдано. Ну, допустим, приедет в город краевой губернатор, пойдет в театр и спектакль ему понравится. Смеется губернатор, утирает слезу рукавом, крякает. И мэр смеется — чего ж не смеяться, если начальнику весело. Хороший добрый спектакль — и чиновникам в радость, и театру польза. А если наоборот? Если чиновник, не дай бог, углядит в спектакле нехорошие намеки? Ну, представьте, был в его жизни неприятный эпизод: перепутал он склянки и капнул в ухо своему брату не то лекарство, а брат возьми да помри. С кем не бывает. Всю жизнь старался забыть об этом, врачей-убийц привлек к ответу, брату памятников понаставил по всей губернии, вдову его обеспечил, детей его на хорошие должности пристроил, книгу воспоминаний о нем написал, пришел в театр отдохнуть — а тебе тут подарочек… И не надо нам рассказывать про шекспиров, знаем мы, что у вас, лицедеев, на уме.
Скандальная слава режиссера Владимира Золотаря начиналась с похожей истории — в Барнауле местным чиновникам не понравился его «Войцек», чего-то они там такое подозрительное унюхали. Время, типа, на дворе светлое, Россия вот-вот с колен встанет, народ от патриотизма сводит, а у вас тут какой-то мрак и очернение действительности. И не рассказывайте, что не про нас, от вас, Золотарь, за версту несет «пятой колонной». Спектакль «Войцек», практически запрещенный алтайскими властями, получил восхитительную прессу и «Золотую Маску». Золотарь уехал в нижегородский ТЮЗ, труппа которого в конце августа объявила голодовку в его защиту. Причины его конфликта уже с нижегородскими властями — те же. Не управляем. Делает в театре все, что захочет. К замечаниям начальства не прислушивается. Датских спектаклей не ставит. Деньги бюджетные пускает черти на что — говорят, у него в спектакле голого мужика видели. Общественность волнуется. Нам такие золотари не нужны. И назначили новое руководство. Фантазии Филатова воплотились в реальность. И выяснилось — что автор ни в чем не соврал, нигде не преувеличил. Все как в кино. Новый директор подозревал голодающих актеров в обмане и устраивал в их гримерках унизительные обыски, надеясь обнаружить спрятанную еду. Департамент культуры врал в телевизор, что театр работает в нормальном режиме, никаких акций протеста нет, и вообще счастливые артисты пьют водку и объедаются пирожными. Актеров, попытавшихся провести пикет у местного кремля с требованием быть услышанными, разогнали милиционеры. Чиновники всех рангов, не стыдясь, демонстрировали свое полное презрение к протестующим — «что с них взять, артисты». Одна из актрис с горечью бросила журналистам: «Они же нас за людей не считают, понимаете?» А в театре уже начались сердечные приступы, обмороки, нервные срывы. До самосожжения оставался один шаг.
История столкновения свободы творчества с несвободой системы стара как мир. Золотарь не первый и не последний. Не таких ломали. Мейерхольд, Таиров, Эфрос, Любимов. История русского, советского театра — это кладбище закрытых и исковерканных спектаклей, сломанных судеб, несостоявшихся побед и постыдных компромиссов. Освободившись от власти серости, от стертых лиц и застегнутых пиджаков минкультовских комиссий, утвердив и законодательно зафиксировав свободу творчества в конституции, художники остались заложниками традиционной советской системы устройства театрально-зрелищных предприятий (вот гадость-то). И пока художники от нее не откажутся — они будут обречены на унижения. Одни будут стараться угодить власти, подписывать инициированные ею письма и публично одобрять любые ее решения. Другие — хитрить и увертываться. Третьи — молчать и не высовываться. Четвертые — и их меньшинство — будут числиться в «несогласных», на вечном подозрении. Карманная культурка приятна и выгодна: гремучая смесь рынка и властной вертикали дает чиновникам возможность пользовать храмы искусства как дома терпимости: и бабки отмыть, и удовольствие получить. Или доставить его вышестоящему начальству.
14.09.2009 11:36
14.09.2009 11:43
14.09.2009 11:46
14.09.2009 14:07
14.09.2009 14:33
14.09.2009 14:54
14.09.2009 16:22
14.09.2009 16:27
14.09.2009 16:34
14.09.2009 16:40
14.09.2009 16:41
14.09.2009 16:47
14.09.2009 17:15
14.09.2009 17:25
14.09.2009 19:01
14.09.2009 19:33
14.09.2009 19:49
Окса́на Андре́евна Баршева(псевдоним — Ксения Андреевна Ларина) (1963, Москва) — журналист, обозреватель радиостанции "Эхо Москвы" (с 1991).
В разное время — ведущая программ «4 минуты с театром», «25-й кадр», «Все на выход», «Книжное казино», «Дифирамб», «Кремлевские палаты», «Отдел кадров», «Родительское собрание», «Театральная площадь», «Человек из телевизора», «Детская площадка», «Коробка передач», «Как в кино», «Говорим по-русски. Передача-игра», «Собрание Третьяковки», «Смешарики», «Мифы о России», «Успех», «Музейные палаты», «Культурный шок».Закончила актёрский факультет ГИТИСа им. Луначарского (1985) с красным дипломом. Работала актрисой в Театре имени Пушкина, в театре Сатирикон.С 1990 года публиковалась в газетах и журналах, вела музыкальные эфиры на радио «Ностальжи» под псевдонимом «Ксения Ларина».Отец Ксении Лариной — известный радиоведущий и переводчик Андрей Баршев
Думаю, такому "авторитету" вполне равнозначно можно противопоставить другое мнение. Кстати, тоже не специалиста в театральной сфере. "Карлин – умеренный традиционалист во взгляде на культуру. Искусство подлинное он ценит и любит. Завершил реставрацию местной филармонии, с размахом отпраздновал 80-летие Василия Шукшина. Но там, где око главы зрит порок, сей порок будет непременно посрамлён. Так, краевой Театр драмы покинул юный главный режиссёр В. Золотарь, смело насаждавший нудизм на сцене – до звона генитального. Стоило, правда, главе отвернуться – тут же и другого «подающего надежды» питерского юношу кликнули". Геннадий Старостенко, «Литературная газета» (один из последних номеров).
14.09.2009 20:11
14.09.2009 21:09
14.09.2009 21:18
14.09.2009 21:24
14.09.2009 21:45
14.09.2009 21:48
14.09.2009 21:51
14.09.2009 22:00
14.09.2009 22:08
14.09.2009 22:11
14.09.2009 22:14
14.09.2009 22:27
14.09.2009 23:53
15.09.2009 00:00
15.09.2009 00:19
15.09.2009 00:42
15.09.2009 08:37
15.09.2009 09:16
15.09.2009 09:30
15.09.2009 09:41
15.09.2009 09:54
15.09.2009 09:58
Ваш стиль аргументации - передёргивание в целях отвлечения внимания от главного. Один из действенных приёмов манипуляции, кстати. Вы упустили из виду главный к вам вопрос - почему чиновник становится критерием. И почему Карлин всё-таки вручал лично приз Золотарю?
15.09.2009 10:14
15.09.2009 10:16
15.09.2009 10:19
15.09.2009 10:21
2 Брат Че. Боюсь, Дерида не потянет, если потомок писателя, да и сам писавший, с термином "интертекст" так вот неосмотрительно обращается.
15.09.2009 10:27
15.09.2009 10:46
15.09.2009 11:04
15.09.2009 11:19
15.09.2009 11:48
15.09.2009 13:08
15.09.2009 13:17
15.09.2009 14:03
15.09.2009 14:09
15.09.2009 14:21
15.09.2009 14:49
15.09.2009 15:02
15.09.2009 15:13
15.09.2009 18:18
15.09.2009 18:21
15.09.2009 20:34
Зря Вы так о Пелевине , например, эта цитата имеет отношение к многим здешним писателям:
Татарский еще раз посмотрел на плакат с тремя пальмами и англоязычным
обещанием вечных метаморфоз.
- Кем? - спросил он.
- Криэйтором.
- Это творцом? - переспросил Татарский. - Если перевести?
Ханин мягко улыбнулся.
- Творцы нам тут на х.. не нужны, - сказал он. - Криэйтором, Вава,
криэйтором.
15.09.2009 21:51
15.09.2009 23:10
ужас. пойду перечитаю "голубое сало". это полезней. это содержательней. это светлее.
16.09.2009 03:18
16.09.2009 09:19
16.09.2009 09:21
16.09.2009 14:32
17.09.2009 09:32
17.09.2009 10:06
17.09.2009 10:20
Лично меня злит (читайте - делает злее, превращает в злую людишку) тот факт, что некто, обличённый властью решает за меня. За меня решили, выбирать мне губернатора или нет, за меня решили, кто будет президентом, за меня решили, какая у нас будет система образования, за меня решили, хорошо ли для моих детей ЕГЭ. И теперь вот добрались до того, что за меня решают, что мне смотреть (пусть даже за бюджетные деньги). По телевизору - давно решили, теперь в театре. Так же ведь недалеко до момента, когда будут решать, что мне читать. Меня пугает тенденция. А Золотарь сам по себе в этой ситуации мне меньше всего интересен. Это другой вопрос - искусствоведческий. А в статье Лариной, которую здесь как бы обсуждают, дело не в худ. ценности пьес...
17.09.2009 10:28
17.09.2009 12:45
17.09.2009 17:30
17.09.2009 17:41
17.09.2009 21:27
17.09.2009 22:27
И ещё позволю себе оффтоп. По поводу тут одного гневного обличения мутных времён перестройки. Интересно наблюдать, как быстро современная пропоганда создаёт новый миф - миф о "лихих 90-х".Благодаря 90м появилась у нас не только порнуха и джинсы, но ещё социальная философия, теория массовой коммуникации, социология. Среди потоков всякой дряни, я лично с удовольствием выжрала (простите, цитата) многочисленные труды прекрасных западных авторов. В 90-ые вам дали альтернативу - хотите купите голливудский боевик, а хотите - того же Деррида, Фуко или Домбровского, если Маркес или Кундера, по вашему, дерьмо. Хотите станьте гражданским обществом, а хотите обществом потребления. Дело же не во времени а в людях. И общество потребления выбрали не те ли, кто был воспитан до ельциновских мутных времён, те, кто якобы застали и настоящий театр и настоящую литературу?
18.09.2009 09:29
18.09.2009 11:32
19.09.2009 18:16
20.09.2009 22:08
20.09.2009 22:12
20.09.2009 22:13
20.09.2009 22:24
зачем тебе столько ников?
не знал, что у тебя есть определенная ссыклявость
20.09.2009 22:28
21.09.2009 12:09
21.09.2009 15:29
21.09.2009 15:43
21.09.2009 15:57
21.09.2009 16:06
21.09.2009 17:48
21.09.2009 20:48
Теперь понятно кто тут ноль.
21.09.2009 20:52
21.09.2009 20:56