Top.Mail.Ru
18+

Министр образования Республики Алтай Наталья Гусельникова: мыне ставили задачу по сокращению школ - это принципиальнаяпозиция, ведь каждая школа является социокультурным центром...

Министр образования Республики Алтай Наталья Гусельникова: мыне ставили задачу по сокращению школ - это принципиальнаяпозиция, ведь каждая школа является социокультурным центром... Министр образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Наталья Гусельникова рассказала о том, как в соседнем с Алтайским краем регионе осуществляется комплексный проект модернизации образования (КПМО).

- У нас нет сокращения школ. Дело в том, что это принципиальная позиция. Мы дважды подавали заявку на участие в КПМО - в 2007 году и 2008 году. В 2007 году мы не прошли, а в 2008 году мы приняли участие в проекте модернизации образования. И в первой, и во второй заявке мы не писали о закрытии школ... Это принципиальная позиция главы региона, а, соответственно, и министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.

Мы не собираемся закрывать или сокращать школы. Конечно, в рамках нормативного финансирования тут есть проблема - это содержание малокомплектных школ, а таковых у нас огромное количество. На содержание малокомплектных школ в республике расходуется около 30% объема субвенций, выделяемых на общеобразовательные школы, тогда как численность обучающихся в малокомплектных школах составляет всего 15% от общего количества обучающихся. И, соответственно, получается, что расходы на одного обучающегося в малокомплектной школе в два раза, а где-то может и более того - выше, чем в полнокомплектной. Поскольку мы изначально определились с принципиальной позицией не закрывать школы, возникал вопрос о том - как и что сделать, чтобы сохранить финансирование малокомплектных школ в необходимом объеме.

Во-первых, у нас улучшается демографическая ситуация в республике - мы, по-моему, республика в числе первых в сибирском регионе, у кого наибольший естественный прирост населения.

В тоже время мы проводим оптимизацию штатных расписаний, ведем достаточно планомерную работу. Планомерную не в смысле регулярную, а в том смысле, что у нас действительно есть планы по каждому образовательному учреждению, которые направлены на повышение эффективности его деятельности. Мы создаем выравнивающие условия финансирования малокомплектных школ с помощью поправочных коэффициентов, применяемые к нормативу подушевого финансирования и, конечно, мы будем их сохранять. Новые методики в подходе к "малым" школам позволяют оставить нам финансирование в том объеме, в каком было. То, что такая проблема есть, мы, конечно же, осознаем, но есть и динамика демографического развитии. И завтра малокомлетные школы наполнятся детьми!

Когда мы оптимизируем штатное расписание, фонд оплаты труда у муниципалитета остается тоже прежним, то есть появляется возможность для каких-то перераспределений его . И, кроме того, мы в 2009 году вошли в федеральную программу "Ветхие школы". В рамках этой программы Республика Алтай получила, кажется, 178 млн рублей, всего по рейтингу такую сумму получили 4 или 5 субъектов РФ.

Ещё одним пунктом по затратности малокомплектных школ является то, что, как правило, такие школы расположены в старых зданиях. Например, в нескольких зданиях, где несколько кочегарок, и, соответственно, несколько кочегаров. Мы, получается, держим увеличенный штат обслуживающего персонал. В рамках этого проекта мы ремонтируем эти помещения так, что можем отказаться от какого-то школьного помещения, соответственно, мы отказываемся от дополнительного кочегара, то есть, снижаем процент обслуживающего персонала, и эти деньги остаются у нас в штате школы. Несмотря на то, что наполняемость школы небольшая, здание остается на месте и ни в какую аренду не отдается. Бывают случаи, когда есть возможность, к примеру, комплекс какой-то сделать: например, если есть лишнее здание, мы там размещаем сельскую библиотеку. Но это редкие случаи. В этом случае тоже происходит экономия по культуре, по их бюджету. То есть в каждом конкретном случае по-разному эти вопросы решаются.

У нас в республике всего 202 школы, из них 53,3% малокомплектные. В рамках модернизации образования в 2010 году мы увеличили норматив финансирование на 10%. Увеличение фонда заработной платы произошло в республике в первый же год перехода на КПМО. Для того, чтобы увеличить фонд зарплаты, общее вложение из бюджета региона составило 45 млн рублей. В момент вступления в проект модернизации средняя зарплата у учителей составляла 10 650 рублей, а сейчас она - 12 800 рублей, в целом повышение зарплаты произошло на 16%. В группе из 31-ого региона мы где-то по середине стоим по этому показателю.

Однако, мы же не за счет федеральных денег увеличивали зарплату. Комплексный проект модернизации подвел ко всем системным изменениям во всей сфере образования, в том числе - внедрению новой системы оплаты труда. В 2009 году, как я уже говорила, у нас произошло увеличение на 45 млн - это республиканские деньги. Мы увеличили нормативы финансирования по ступеням образования, в расчете на одного обучающегося в среднем, наверное, на 10%, и ввели в норматив вот эти дополнительные средства. Важно было не просто эти 45 млн отдать учителям на зарплату, а ввести их в норматив, потому что как только это законом стало, меньше она теперь не будет никогда. Теперь в любых условиях зарплату учителям мы будем давать по этому нормативу. Это все только за счет республики! Федеральные средства выделялись на ремонт, на приобретение учебного оборудования, учебники и т.д.

КПМО в целом включает ряд направлений - это не только подушевое финансирование, но и новая система оплаты труда, изменение в сети образовательных учреждений, реструктуризация школ. Мы в проекте участвуем полностью, только кардинальные меры, такие как "реструктуризация", не принимаем. Если быть точнее, вместо "реструктуризации" сейчас говорят "развитие школьной сети" - и именно это происходит в республике.

Реорганизация у нас заключается не в закрытии школ, а во временном переводе их из одного статуса в другой - из средней общеобразовательной в основную общеобразовательную, а основную общеобразовательную иногда переводим в начальную - в том случае, когда, к примеру, на ближайшие пару лет у нас детей мало. Это как раз та мера, которая реализуется на уровне муниципалитетов. То есть, как только демографическая ситуациия выравнивается, - на местах могут точно также провести обратный процесс. В рамках реформирования школ здания остаются на месте, а учителя пенсионного возраста выходят на пенсию. А для школьников осуществляем подвоз. В 2010 году мы переоборудовали 63 автобуса для безопасной перевозки детей. Например, как только у нас улучшились условия в школе - сделали ремонт, теплые туалеты, то тогда встаёт вопрос об объединении детей в одной школе, но это редкие ситуации. А так, чтобы школы были закрыты, конечно, нет! Напротив, социокультурные центры создаются.

Все подобные процедуры происходят в школах на виду, в них участвует общественность - во всех школах создаются советы, разрабатываются публичные отчёты.

Одним из плюсов является тот факт, что школьная сеть перестала быть закрытой, перестала быть вещью в себе. Да, есть, конечно, и недостатки. Мы понимаем, что нужно работать над системой механизмов, которые обеспечат прозрачность деятельности педагогов. Также есть кадровый вопрос, нам нужны высокоспециализированные специалисты. Ни для кого не секрет, что сейчас учитель является только проводником информации.

Было и недовольство родителей (там, где нужно было осуществлять подвоз детей), но мы работаем над проблемами, это обычная рабочая ситуация.

Почему мы не ставили задачу по сокращению школ? Это принципиальная позиция, ведь школа является социокультурным центром в любом селе. Поэтому, каких-либо публичных недовольств у нас не было. Нет, конечно же, нас бы не поддержали бы, если бы мы стали сокращать школы...

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 4
Andy

20.03.2010 23:30

А может правда объединить АК и РА, причем со столицей в Г-А? У них там тоже губер, как говорится "не true", однако, в отличие от нашего, хоть умником себя не считает, оттого и глупостей меньше. Вон, в Тольятти тоже умники собрались (см. нижний топ), так у них воровства и бардака еще больше, чем у нас. Тенденция, однако.
Вася

24.03.2010 04:08

школы должны быть! подвозить сложно, но можно, понятно что просторы республики огромные, но по моим знакомым, которые учились, ехали в другие города учиться, я могу судить, что все определяется тягой к знанием и их наличием в данном месте, а наличия знания уже все меньше
Олег Шмаков

24.02.2016 14:21

К вопросу о так называемой "оптимизации " в школах : наше РаАЙОНО пошло на явное нарушение приказа Министра.. О компенсациях работниками при сокращении.. В школах бухгалтеров поставили перед фактом... или вы пишете "заявление по собственному"".. Или у директоров школ будут "проблемы".. Кроме всего прочего , так называемый " аутсорсинг ( который по "странному " стечению обстоятельств достался человеку близкому к Администрации , уже принес свои плоды.. Стоимость питания возросла, траты бюджета возросли ( ведь компенсации на питание идут из этого же бюджета .. только по другой статье) , питание стало отвратительным.. Вплоть до того , что стали завозить дешевый и не свежий хлеб.. В общем там косяков вагон и малая тележка.. Что начинает казаться, что в нашей власти ( конкретно в Минобре) какие-то "засланные госдеповские казачки" вредят.. Как говорил Сталин: Они или дураки или враги...или просто ТРУСЫ, боящиеся за свое теплое и уютное кресло. Можно сказать, что если директора не встанут за своих людей, то грош им цена , как руководителям..
Выборы на носу.. Им население надо раскачивать и направлять против власти.. Отсюда и такие дибильные действия идут.. Как они говорят, они получили приказ "сверху" из Минфина.. (Который никому не показывают и не факт , что таковой вообще существует...А если существует, значит приказано не показывать зачинщиков этого безобразия в Москве.. ) Бухгалтерам надо просто досиживать до конца положенного срока и получать свои компенсации.. Иначе об них просто вытрут ноги и выбросят на улицу по "собственному " , как использованные тряпки.. В общем стоит задуматься, откуда ветер дует.. Кстати.. А чем занимается в ведомстве под названием "КУ РА «Центр по обеспечению деятельности Министерства образовани
Олег Шмаков

24.02.2016 14:24

КУ РА «Центр по обеспечению деятельности Министерства образования и науки Республики Алтай 70 чиновников, нафиг никому не нужных и не приносящие НИКАКОЙ пользы и тупо получающие зарплату..( я так понимаю, что весьма не малую) Вот и начните с себя сокращения.. Или страшно и оччень не хочется..?
Календарь
/ /
18.04.2024