, что Шукшин — наше все?"
title="Бывший главреж алтайского драмтеатра Илья Ротенберг: какой может быть манифест в таком театре? О чем? О том, что Шукшин — наше все?"
width="200″
height="200">
Все стало местью
— Илья, вы приехали в Барнаул в августе прошлого года. Как давно вы подумываете о том, чтобы отсюда уехать?
— С Нового года. У нас получилась неприятная история с новогодним капустником, ставили вот этот пресловутый «Кто поедет в Новый год-2». Там все явно шло к неудаче, к провалу. А поскольку я параллельно репетировал свой спектакль, не мог держать руку на пульсе, и на прогоне у меня, что называется, волосы встали дыбом. И я достаточно грубо — режиссер до сих пор обижается; правильно делает, но выбора у меня не было — влез в эту работу, из-за чего мы очень сильно не поладили с директором. Мы и до этого не сказать, чтобы жили душа в душу, но напряженность как-то сдерживалась, а с этого момента со мной началась настоящая расправа. Я начал понимать, что так работать не получится: если самый главный человек в театре вот так настроен и так себя ведет…
— Как — вот так? В чем это выражалось?
— У нас была договоренность, что театр оплачивает мне квартиру — с января директор перестала это делать. Мы же здесь жили большой семьей; моему ребенку полтора года, и с нами была Дашина мама, моя теща. Директор выгнала ее из квартиры, сказала: раз вы так… Мне неудобно об этом говорить. Есть трудовой договор, там написано, что главный режиссер контролирует творческий процесс, в том числе работу других режиссеров, на этот пункт я и опирался. А Любовь Михайловна решила опереться на свои личные амбиции, так как-то… по-женски. Все это вдруг стало местью. Что я должен был делать? До свидания, раз так.
— Что было дальше?
— Дальше я выпускал «Никио и великий самурай», и как-то еще смутно надеялся, что у нас с директором найдется общий язык, но он так и не нашелся. Тем более, что началась небезызвестная история с «Островом Рикоту». В ней меня, если честно, больше всего возмущает, что впервые это письмо Холодова я увидел в интернете. То есть, письмо попало в театр, Любовь Михайловна отправила его режиссеру Саше Сазонову, а меня никто даже в курс не поставил.
Это решение изъять сцену из спектакля, которое потом было принято вице-губернатором Бессарабовым — законно ли оно? У каждого подобного вопроса две стороны — моральная и правовая. Наверное, если спектакль вызывает бурные споры, решения должны принимать эксперты. Бессарабов точно не эксперт.
Я расценил эту ситуацию, как плевок в лицо. И об меня, и об моих коллег, актеров, режиссеров, вытерли ноги. Единственное, что я мог сделать — публично выказать отношение ко всему этому.
— Любовь Михайловна обсуждала с вами эту ситуацию? Она просила вас не увольняться?
— Было так. У нас фойе вывесили статью «Самые яркие цитаты месяца», и среди прочего там была моя, как раз о ситуации с «Островом Рикоту» — «Брошу все к чертовой матери». «Вот так вам и надо поступить», — сказала Любовь Михайловна, и я в тот же день написал заявление.
Какой там манифест
— Илья, не думаете ли вы сейчас, что труппа ждала от вас решительного, открытого противостояния всему этому?
— Не надо ждать от режиссера, что он будет устраивать революцию. Я приехал сюда ставить спектакли. Но когда ты загнан в жесткие рамки, то понимаешь, что ничего сделать не можешь, и в первую очередь — не можешь сделать спектакля. Я десяти холодовым отвечу и пяти губернаторам, но в этом театре я не отвечаю за то, что я должен делать как главный режиссер.
В Алтайском краевом театре драмы я оказался в ситуации: плюнь на актеров, на театр — вообще на все; сиди, получай зарплату и все будет нормально. Я в такие игры играть не хочу. Мне не хочется быть бесцветным, ничего из себя не представляющим, но с хорошей зарплатой. Лучше я соберу чемоданы — по крайней мере, моя совесть будет чиста.
— Вы поставили в нашем театре «Последнюю любовь» и «Никио». Некоторых зрителей выбор спектаклей как-то озадачил, что ли.
— Я приехал сюда, победив в фестивале малых городов со спектаклем «Игроки» — мне казалось, и сейчас кажется, что я нашел в Гоголе что-то свое, и хотелось поискать что-то еще. Я предложил Любови Михайловне: давайте поставим «Ревизора». «Нет, скоро будут выборы, не надо». «Никио и великий самурай» — это то, на чем мы сошлись. Вот и Лоевский сказал, что все ждали от меня манифеста. Но какой может быть манифест в таком театре? О чем? О том, что Шукшин — наше все?
Вы представьте только: ты делаешь спектакль, какой-нибудь придурок, или наоборот, очень умный человек, возмутится, пишет письмо и зам губернатора единолично принимает решение изъять из спектакля сцену. Никаких манифестов; сиди, делай выводы, зарплату получай — извините, я лучше уеду.
День животновода
— Вы знаете, кто будет следующим главным режиссером в нашем драмтеатре? Какими качествами он должен обладать, чтобы не хлопнуть дверью через полгода?
— На все разговоры о том, кем будет новый главный режиссер и каким ему надо быть, у меня есть такой ответ, — совет Любови Михайловне. Ей вообще не надо брать главного режиссера.
Пусть лучше укрепит свой менеджерский аппарат, возьмет себе творческого заместителя, который будет организовывать какие-то проекты. Возможно, ей следует выбрать такой путь. Она не отдаст на откуп главному режиссеру творческую составляющую, но в этом случае получается история взаимной травли. Мне совсем не хочется, уходя, хлопать дверью — правильней и этичней сказать: «у нас не совпали позиции, театр, который вам нужен, мне кажется невозможным».
— Вы понимаете, какой театр пытается сделать Любовь Березина? Куда она его ведет?
— Политика театра: надо, чтобы был полный зал. Другой нет. Как-то это странно звучит, в этом смысле Стас Михайлов легко выигрывает у театра. Большинству людей театр не нужен, моды на театр нет. Есть театры с репертуаром, где названия в афише одно хлеще другого: «Он, она, покойник», «Я хочу выйти замуж», «Любовник и кто-то там…» — если пойти по пути зарабатывания, все придет к этому; к этому все и идет.
Потом, в Алтайском театре драмы по два, по три раза в месяц — то День животновода, то День госнаркоконтроля, то еще какой-то День. Я ничего не имею против таких культурно-массовых мероприятий, пусть у каждой отрасли будет свой праздник, но вообще-то для них существуют ДК. Мы из-за этого отменяем репетиции, отменяем спектакли. Понимаете? Животноводы поют! Вот все отношение администрации края к театру: такое здание красивое, отреставрированное, мрамором обшито, люстры, витражи — а в нем кучка актеришек каких-то окопалась, и они время от времени вонь устраивают.
— А вы не думаете, что везде так, в любом региональном театре?
— Не везде. Мы были на театральном форуме, и там выступал начальник управления по культуре Новосибирска. Там тоже кто-то очень резко не принял спектакль, но там ответ такой: «мы не уполномочены вмешиваться в такие вопросы». Вопрос, то есть, не в системе. Закон есть закон — а ситуация существенно отличается от барнаульской.
— Очень жалко, что мы не увидим вашу «Зависть».
— Я все время думаю об этом. В Барнауле я остро ощутил: людям становится неважно, хорошо или плохо делает человек дело, вообще, неважно, что он делает, любое проявление индивидуальности и свободы вызывает какую-то необъяснимую ненависть, как в комментариях на вашем сайте. Спектакль ты поставил, книгу написал, магазин открыл — неважно. Вся страна у нас такая, в Барнауле это просто проявляется больше, из этого состоит атмосфера города. Помимо таланта и, я не знаю, предприимчивости надо иметь гигантскую выдержку, понимать: «так, стоп, ты ничего плохого не сделал, ты не перед кем не виноват». Ни перед кем не виноват Петя Шерешевский, который поставил здесь «Три сестры» — спектакль, который никому не понравился. Вот Золотарь поставил «Войцека», спектакль, ставший выдающимся достижением в русском провинциальном театре — а результат-то тот же. Помните, в «Зависти» Кавалеров говорит: «я жалею, что родился в России, родись я в маленьком городке во Франции, я бы приехал в столицу и всего там добился»? Может быть, во Франции свои заморочки, но в России победа равна поражению — сейчас я уверен.
«Свободный курс»
Фото: Анна Зайкова
,
20.03.2013 11:44
20.03.2013 12:46
20.03.2013 13:59
20.03.2013 15:29
20.03.2013 16:02
20.03.2013 16:42
20.03.2013 17:03
20.03.2013 17:22
20.03.2013 19:43
20.03.2013 22:22
20.03.2013 22:50
Кстати, и зря он на наркоконтроль наезжает - видимо, не смотрел он видео с УАЗиком. такие бравые парни могут и обидеться, каких-нибудь замороченных московских экстази у него найдут сугубо случайно. И под панфары!
20.03.2013 22:57
В честь скошенного урожая озимой манки, мог бы поставить какой-нибудь один день из жизни заведующего свиноводческим комплексом. Или один день из жизни специалиста по свинообкорму. А то все обидеть норовит.
20.03.2013 23:05
А вот Бутусов ни на кого не обижается - как пел мимо нот, так и поет. И всем очень нравится...
21.03.2013 08:12
21.03.2013 10:50
21.03.2013 11:43
21.03.2013 16:08
21.03.2013 19:31
22.03.2013 09:42
22.03.2013 10:12
22.03.2013 10:59
22.03.2013 12:52
22.03.2013 13:50
Мужик оборачивается и говорит ей с укоризной:— Это же надо так деньги любить!!!
22.03.2013 13:58
— Продолжайте, дитя мое. Это не грех, это заблуждение. .
22.03.2013 14:15
22.03.2013 17:34
Сара послала мужа вынести мусорное ведро. Проходит час, два, три, наконец, он возвращается.
- Абрам, где ты так долго ходил?!
- Сара, я ведь его-таки продал!
22.03.2013 20:23
И насчет Шукшина... Я здесь сильно вспоминая, явно нелюбимый, рассказ Шукшина "Артист Федор Грай"....
Федор переживал неудачи как личное горе: мрачнел, за, днем с ожесточением работал в кузнице, а вечером шел в клуб на репетицию.
... Готовились к межрайонному смотру художественной самодеятельности.
Режиссер крутился волчком, метался по сцене, показы, как надо играть тот или иной "художественный образ".
-- Да не также!.. Боже ты мой! -- кричал он, подлетая к Федору. -- Не верю! Вот смотри. -- Он надвигал на глаза кепку, засовывал руки в карманы и входил развязной походкой в "кабинет председателя колхоза". Лицо у него делалось на редкость тупое.
-- "Нам, то есть молодежи нашего села, Иван Петрович, необходимо нужен клуб... Чаво?"
Все вокруг смеялись и смотрели на режиссера с восхище. Выдает!
22.03.2013 20:41
Но надо сразу честно рассказать, что труппа была у нас не профессиональная. В смысле актеров. Но зато все с юмором. И вот когда у нас вечером на ВРЗ в частном доме с низкими окнами, где мы репетировали, закончилось пиво, мы решили посмотреть, как он срежиссирует выход за пивом (ну и за водкой, конечно) в темную, темную ночь (в 90-ые еще продавали).
22.03.2013 20:50
22.03.2013 21:34
22.03.2013 21:36
22.03.2013 21:38
22.03.2013 21:40
ну тут самое интересное и началось)
22.03.2013 21:43
22.03.2013 22:35
22.03.2013 23:05
22.03.2013 23:16
22.03.2013 23:18
22.03.2013 23:20
22.03.2013 23:52
23.03.2013 02:31
22.03.2013 23:52
Мойша - Спилберг
А мне почемута кажется, шта эта случаем Мишаня Рапопорт. Ну пачемута кажется и кажется.
23.03.2013 09:22
23.03.2013 21:40
24.03.2013 06:06
24.03.2013 11:44
24.03.2013 12:01
24.03.2013 12:44
24.03.2013 11:44
А почему Мишка рапопорт с бакенбардами?
Не знаю, просто ассоциации (не инсинуации). Обшибся? Вы там Мойши уж разберитесь промеж с собой кто там у вас главный с бакенбардами.
24.03.2013 13:28
24.03.2013 13:38
24.03.2013 14:25
Маша, я прямо интересно, какая уже и вас фигура?
24.03.2013 14:32
24.03.2013 14:37
24.03.2013 14:38
24.03.2013 15:40
24.03.2013 16:09
Маша, вырисовывается с хорошей фигурой, да и без бакенбардов! Где только таких берут!
24.03.2013 16:50
24.03.2013 16:52
24.03.2013 17:05
Они ему говоря:
- Ну всё, ты помер!
- Это кто это помер?!
- Ну это Иоан Васильевич котрый, не тот...
- А, ну я же восстану?
- Восстанешь, восстанешь...
А насчет шила я не знаю - может, и алмазное, но колесо я за 20 рэ покупал...
24.03.2013 17:32
24.03.2013 18:57
24.03.2013 18:58
Трехслойная фанера лопается
И еще хочет
24.03.2013 19:27
24.03.2013 17:32
а мойша-то, оказывается, ко всем прочим достоинствам мужчина с алмазным шилом. и достаются же некоторым женщинам такие!)))
Чёта двусмысленно таки за алмазное шило. Не позволяйте, девушка, мойше куданить его засовывать.
24.03.2013 19:53
тассу. вообще-то, если не ошибаюсь, евреи всегда были ооочень хорошими портными. так что, думаю, они хорошо с шилом управляются.
кумандинцу. вы даже не представляете, как тяжело, но я пока справляюсь.
24.03.2013 20:01
Просто оно с шипами и усиками...
И лопается постоянно...
24.03.2013 20:07
24.03.2013 20:11
24.03.2013 20:40
24.03.2013 20:42
24.03.2013 20:44
24.03.2013 20:47
24.03.2013 21:13
24.03.2013 21:45
По сценарию, актер (высокий парень) должен был выпить бутылку воды... а голос за кадром: "Пей дружок томатный сок - будешь строен и высок!" потом он падал и киздец...
Так вот, мы ему нифуячили туда водки.. Ну а сцену же по Станиславскому не бросишь..
Допивает он пузырь. Здесь надо сказать, что он служил в Афганистане... Трезвые - они робята нормальные,,,
24.03.2013 21:46
24.03.2013 21:48
24.03.2013 21:48
24.03.2013 21:48
24.03.2013 21:49
24.03.2013 21:51
25.03.2013 11:30
25.03.2013 12:55
25.03.2013 19:03
25.03.2013 19:07
25.03.2013 19:08
26.03.2013 13:28
26.03.2013 14:59
26.03.2013 15:10
26.03.2013 15:52
26.03.2013 18:13
26.03.2013 21:43
26.03.2013 22:04
26.03.2013 22:11
26.03.2013 22:41
26.03.2013 22:55
27.03.2013 00:02
27.03.2013 07:39
27.03.2013 19:42
27.03.2013 20:03
кстати, напильнику! на "что делать" не я вас оскорбляла. это какая-то лже-маша. а я там почти не бываю.
28.03.2013 08:00
Любопытством и трепетом вся толпа сражена.
По столичному городу проезжает в коляске
Кружевная, капризная властелина жена.
Улыбаясь презрительно на крутые поклоны
И считая холопами без различия всех,
Вдруг заметила женщина - там, где храма колонны,
Нечто красочно-резкое, задохнувшее смех.
Оборванец, красивее всех любовников замка,
Шевелил ее чувственность, раболепно застыв.
И проснулась в ней женщина, и проснулась в ней самка,
И она передернулась, как в оркестре мотив.
Повелела капризница посадить оборванца
На подушку атласную прямо рядом с собой.
И толпа оскорбленная не сдержала румянца,
Хоть наружно осталася безнадежной рабой.
А когда перепуганный - очарованный - нищий
Бессознательно выполнил гривуазный приказ,
Утомленная женщина, отшвырнув голенищи,
Растоптала коляскою марьонетку проказ...
28.03.2013 09:47
В школе на уроке литературы я вылез со стихами (в противовес любимому учителем Маяковского, стихи которого обозвал квадратными) с Ананасами в шампанском и Я - гений, Игорь северянин. Думал, влепят мне трояк за такой декаданс... Но, как ни странно, получил пять и в последующем получал по литре только пятерки... И еще после этого меня долго в школе звали "вон гений идет"...
28.03.2013 09:54
28.03.2013 10:00
28.03.2013 10:13
28.03.2013 10:20
28.03.2013 11:39
29.03.2013 09:51
29.03.2013 12:11
как соберусь с мыслями и попытаюсь написать, чтобы не слишком пошло было, так сразу....
29.03.2013 23:09
В 7 утра заходил в нашу общаковскую опочивальню пьяный с ночи в гавно директор нашего пионерлага (кстати. двухметровый деревенский конь), которого прозвали за пристрастие к музыке и малолетним девочкам - Сионист Пидоров. заходил он, естественно, с пионерским горном. И тому, кто спал возле дверей, он со всей силы в 5.30 утра в ухо дул в трубу пионерскую зорьку. Ту-ту-ту, ту-ту-ту-ту!!!
Мы взбадривались.
Однажды сунул трубку и дунул так в ухо Эдику-боксеру-токсикоману, который в 18,5 лет приехал в пионерлагерь потрахать малолеток перед армией в силу своей умственной отсталости... У Эдика были тогда конкретные видения, страхи и глюки, но весил он уже от опухания воды после сушняка тоже за сотку... Короче, Эдик всёк директору... и началась антогонистическая борьба классов...
Женя-братан с Осипухи, который реально был уверен с детства и всегда считал, что причем тут здоровые зубы, нужно для красоты ставить золотые... полез тоже в драку...
(продолжение следует... в том числе и о чем намекает Маша)
29.03.2013 23:14
К вечеру тех, кто случайно в силу высокого роста, несмотря на совсем щенячий возраст, брали с собой в деревню ебать баб.
30.03.2013 12:28
30.03.2013 12:36
30.03.2013 12:44
30.03.2013 15:48
30.03.2013 17:30
30.03.2013 23:25
31.03.2013 08:36
31.03.2013 08:45
Это дурак ломанулся, ну я его и прикрыл там, причем как бы случайно сломал ключ в замке... А поскольку другого трудовика пришлось ждать из другой школы, он долго там сидел...
31.03.2013 08:51
31.03.2013 10:22
пишите сюда - vasha-masha22@yandex.ru
31.03.2013 11:11
31.03.2013 11:20
31.03.2013 12:03
31.03.2013 12:09
31.03.2013 12:39
31.03.2013 12:58
31.03.2013 13:28
31.03.2013 14:09
31.03.2013 14:44
31.03.2013 21:11
31.03.2013 21:25