Top.Mail.Ru
18+

Окружай и властвуй: оптимизация МСУ по инициативе федералов вышла на новый уровень в Алтайском крае?

Окружай и властвуй: оптимизация МСУ по инициативе федералов вышла на новый уровень в Алтайском крае?

Инициативы о преобразовании районов Алтайского края в муниципальные округа могут перестать носить добровольный характер. По сведениям «Банкфакса», массовый ажиотаж вокруг оптимизации сельсоветов, который наблюдается в этом году, вероятно, инициирован на региональном уровне и может предвосхищать очередную реформу местного самоуправления. Ее уже активно обсуждают в Госдуме, в связи с чем внутриполитический блок краевого кабмина мог начать превентивную подготовку к новеллам.

В Алтайском крае, как и в других регионах России, ведется преобразование муниципальных районов в одноуровневую систему органов местного самоуправления. Это делается в целях оптимизации и предполагает объединение всех сельсоветов в единый округ с централизацией власти и процессов управления в окружной администрации. Такое укрупнение влечет за собой упразднение исполнительных и представительных органов сельских поселений в МО. При этом в селах формируют филиал окружной администрации с ограниченным количеством сотрудников или назначают старосту.

Любопытно, что с начала текущего года муниципалитеты Алтайского края стали повально заявлять о желании перейти в статус округа. Например, в течение текущего месяца депутаты Зонального, Михайловского и Панкрушихинского районных собраний поддержали упразднение сельсоветов. Кроме того, в Солонешенском районе этот процесс подошел к финальной стадии - вопрос обсудят на сессии Алтайского Заксобрания уже 30 января. Также оптимизация обсуждается еще примерно в 10 районах.

В сообщениях местных властей это подается как инициатива снизу. По данным источника «Банкфакса», на местах стараются создать видимость добровольной оптимизации. Однако, по некоторым данным, в муниципалитеты могла поступить разнарядка от кураторов внутренней политики Алтайского края. При этом в некоторых случаях сельских депутатов якобы пытаются убедить в том, что преобразований будто бы требуют в АКЗС. Предположительно, таким способом внутрипол отрабатывает федеральную рекомендацию формально отстраниться от процесса. Интересен и тот факт, что работа в этом направлении в регионе ведется весьма активно, и счет запланированных к реформе районов уже идет на десятки. В других регионах России такого пока не наблюдается.

Собеседники агентства пока затрудняются найти объяснение такому рвению. В то же время можно предположить, что оно обусловлено спецификой Алтайского края как региона с наибольшим числом районов в стране. По данным Росстата на 2023 год (на сегодняшний день данные могут отличаться), в крае насчитывалось 694 муниципальных образования, в том числе 56 районов и 618 сельских поселений. Больше муниципальных образований только в Татарстане - 956, в основном это сельские поселения, коих 872, тогда как районов 43. По числу районов Алтайский край является лидером. Такая специфика субъекта требует больших средств на формирование и содержание управленческого аппарата, включая расходы на местные администрации и выборы депутатов сельсоветов.

Что касается целей оптимизации, то экономия бюджетных средств является лишь одной из них. Кроме того, одноуровневая система МСУ фактически упрощает контроль над территорией и повышает ее управляемость. Вместе с тем это решает проблему с кадрами, которых на селе не хватает на фоне оттока населения и низких зарплат муниципальных служащих.

Стоит отметить, что реформа местного самоуправления обсуждается на федеральном уровне с 2020 года - с момента, когда в Конституции РФ по итогам общероссийского плебисцита муниципалитеты внесли в единую вертикаль публичной власти. Законопроект с поправками в № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе предусматривающий переход на одноуровневую систему МСУ, был внесен в Госдуму еще в 2021 году. В первом чтении его приняли в начале 2022 года, но с тех пор процесс реформирования поставили на паузу, хотя у регионов осталась возможность самостоятельно экспериментировать с округами, что затронуло и Алтайский край. Теперь ожидается, что закон примут в 2025 году. При этом предполагается, что за властями субъектов оставят право выбора - полностью перейти на одноуровневую систему или оставить двухуровневую. В то же время откат к «базовым настройкам» не предусмотрен.

Добавим, что в настоящий момент в Алтайском крае насчитывается пять муниципальных округов– Залесовский, Чарышский, Суетский, Славгород и Змеиногорск. Залесовский округ перешел на одноуровневую систему самый первый в регионе, получив этот статус в 2021 году. Далее в 2022 году округами стали Славгород и Суетский район, а в 2023 - Чарышский район. Змеиногорский округ получил этот статус летом 2024 года. Не исключено, что активизация процесса преобразования предвосхищает полный переход региона на одноуровневую систему местного самоуправления и является подготовкой к тому, что соответствующий федеральный закон примут в 2025 году.

О предпосылках к этому в Алтайском крае уже говорят. Например, вице-спикер Алтайского Заксобрания, председатель комитета по правовой политике и местному самоуправлению Денис Голобородько (ЕР) на одной из сессий в 2024 году обмолвился, что региону может быть необходима административно-управленческая реформа через создание муниципальных округов в силу сельской специфики. Об этом он заявил в ходе обсуждения промежуточных итогов преобразования Залесовского округа. Некоторые парламентарии тогда выразили мнение о том, что заметных результатов оно не принесло, хотя положительные моменты в этом все же проглядываются. Глава округа Александр Пластеев среди плюсов отмечал концентрацию управленческих процессов, эффективное принятие решений, общий бюджет, инвестиционную привлекательность и единую систему жизнеобеспечения. В минусы он записал повышение ответственности главы округа и уменьшение субвенций на полномочия военно-учетного стола.

На фоне грядущих перемен в структурах МСУ стоит напомнить, что это далеко не первая реформа муниципального уровня власти в Алтайском крае за последние 20 лет, и не все произведенные ранее преобразования можно считать удачными. В 2000-х годах в регионе ввели так называемое «двуглавие», когда упразднили всенародные выборы глав, вместо которых появились сити-менеджеры, то есть нанимаемые по контракту начальники администраций. Главой муниципального образования тогда считали руководителя представительного органа, избранного из числа депутатов. «Двуглавие» внедрялось в районах края с большим трудом и неоднозначно оценивалось как экспертами, так и местными элитами.

В 2015 году структуру местного самоуправления в Алтайском крае снова начали менять, после чего главой района или города стали считать начальника администрации, а председатель депутатского корпуса остался руководить народными избранниками. Этот процесс (по сути, возврат к старой схеме за минусом всенародных выборов глав) называли «политоптимизацией». Преобразование должно было предотвратить конфликты и политические противостояния между главами населенных пунктов и руководителями администраций и устранить недопонимание между этими ветвями власти. Переход на эту систему длился несколько лет, причем, снова болезненно, со скрипом и скандалами из-за мутных требований законодательства. На фоне этого в некоторых МО были казусы «трехглавости», когда одновременно властными полномочиями были наделены глава муниципалитета, спикер представительного органа и глава администрации. Реформа завершилась только к концу 2017 года.

Фото: freepik.com

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 49
Слуги Народа, политики решили оптимизировать Хозяина- НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ НАРОДА РФ.

24.01.2025 16:51

Слуги Народа, политики решили оптимизировать Хозяина- НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ НАРОДА РФ?
село

24.01.2025 16:57

Ну это правильно. Живу в селе и примерно лет 8 уже даже не заходил в здание сельсовета- вопросы тут не РЕШАЮТСЯ !!!!!!!! Только получают зарплату.
селу

24.01.2025 18:42

село писал(а): Ну это правильно. Живу в селе и примерно лет 8 уже даже не заходил в здание сельсовета- вопросы...
Может для начала, брагу перестанешь калдырить))
Точки

24.01.2025 19:29

село писал(а): Ну это правильно. Живу в селе и примерно лет 8 уже даже не заходил в здание сельсовета- вопросы...

Они нигде не решатся для вас,не волнуйтесь
правильно

24.01.2025 18:25

Давно пора.. Чиновник на чиновнике.... Вопросы не решаются на местах.
гость

24.01.2025 22:18

правильно писал(а): Давно пора.. Чиновник на чиновнике.... Вопросы не решаются на местах.


Так если бы их меньше стало, а то сельсоветы упразднят, но 146%, что в администрациях откроют какую-нибудь хрень типа отдела по сельским поселениям с начальником, кучей замов и спецов. А в "правительстве" министер появится типа великого спеца из минздрава.
житель села

24.01.2025 18:34

Глава округа Александр Пластеев среди плюсов отмечал концентрацию управленческих процессов, эффективное принятие решений, общий бюджет, инвестиционную привлекательность и единую систему жизнеобеспечения. В минусы он записал повышение ответственности главы округа и уменьшение субвенций на полномочия военно-учетного стола. ---- Вот и вывод, плюсов больше! Конечно ответственность главы возрастает. И это даже не минус, а плюс!
якобы жителю

24.01.2025 18:39

житель села писал(а): Глава округа Александр Пластеев среди плюсов отмечал концентрацию управленческих процессов,...
Ты такой же житель села, как солист большого театра))
гость

24.01.2025 19:20

житель села писал(а): Глава округа Александр Пластеев среди плюсов отмечал концентрацию управленческих процессов,...
бла бла бла..
Ага

25.01.2025 16:43

житель села писал(а): Глава округа Александр Пластеев среди плюсов отмечал концентрацию управленческих процессов,...

Сначала назови в денежном выражении выгоду такого преобразования.
гость

24.01.2025 19:06

Ведут себя как царьки. И машина и шофёр. А делов то и нет.....
1

24.01.2025 19:30

гость писал(а): Ведут себя как царьки. И машина и шофёр. А делов то и нет.....

Какой народ-такова и власть
Поддерживаю

24.01.2025 20:22

65 районов в каждом районе по 10 и более сёл, в каждом селе здание с/с, машина, шофёр глава и плюс несколько сотрудников плюс техничка вот и подсчитайте. А работы то и нет. Как решить что езжай в район....
Поддерживателю

24.01.2025 21:25

Ты не с гор спустился,или Голобородькин засланец,вам просто на жителей сел наср.......ть, Залесоский скоро сам убежит с должности он просто сознатся не хочет,танцор .
цирк с конями

24.01.2025 21:31

Как гласит известная русская поговорка: Заставь дурака богу молиться- он и лоб расшибёт. Так случилось у нас в Крутихинском районе. На недавно состоявшемся заседании так называемой рабочей группы глава района в свойственной ей истеричной манере не нашла лучшего аргумента в пользу создания муниципального округа, заявив «С какими глазами я буду ходить по кабинетам Правительства!?». Получается, что главное – это угодить краевым чиновникам, а не сделать лучше для жителей района. Как выразилась управделами администрации – сначала всё шло по плану, а потом план кончился. И это элита партячейки ЕР района – великие ораторы, стратеги и политики!!! В результате глава района ретировалась с гипертоническим румянцем не попрощавшись с рабочей группой.
Похоже. что и в крае, нет понимания для чего эта реформа. Все сводится к тому, чтобы вперед всех выполнить план и угодить Москве.
Не наезжай

24.01.2025 22:17

цирк с конями писал(а): Как гласит известная русская поговорка: Заставь дурака богу молиться- он и лоб расшибёт. Так...

Нашу управдавплку и залётную шалаву не обижайте-их Бог обидел морплью.
А два наказания за одну кадровую трагедию не полагается.
Йте
из камня

25.01.2025 09:26

цирк с конями писал(а): Как гласит известная русская поговорка: Заставь дурака богу молиться- он и лоб расшибёт. Так...

Соседи, у нас таже фигня. Ванча наш решил что он самый умный, ни с кем(кроме кураторов) не посоветовался и встрял. Поездил по селам. его там народ на три буквы алфавита отправил. Теперь хвост прижал и притих.
Немецкий

26.01.2025 12:23

из камня писал(а): Соседи, у нас таже фигня. Ванча наш решил что он самый умный, ни с кем(кроме кураторов) не...
наш Ванчо тоже рвется в передовики, уже спит и видит округ Немецкий во главе,а на людей ему .........
Панкрутиха

24.01.2025 21:52

Почему, кто позволил им рушить то , что создано нашими отцами. Все рушат и не кто с их не спрашивает. Разрушили колхозы, совхозы, сельхозтехники, теперь осталось и сельскую власть уничтожить. А мы все стерпим и проглотит. Ведь видим, где начинаются реформы, там сокращение и беда. ведь находятся средства на то. что у нас происходит страшное и кровавое... Ведь из села в основном идут в армию и в обслугу городам. Жалко терпилова и Державу.
Правда

24.01.2025 22:05

Согласна с комментатором цирк с конями, на народ всем наплевать. Видите ли надо с экономить на главах сельсоветов которые решают все вопросы на местах за мизерную зарплату. А почему бы великим реформаторам не сократить раздутые персоналы различных министерств и ведомств в краевом центре. Данные чиновники какую пользу приносят нам сельчанам, да и они и не разу не были не в одном селе. У них одна работа завалили без толковыми бумажками эти же сельсоветы и делают видимость своей работы. Позор Антинародной реформе!
Что не так

24.01.2025 22:21

А кто умудрился пригреть в АКЗС этого "слащеного" мальчика Белобородько с окладом министра? И этот мальчик не где не работавший и не чем себя не зарекомендовавший сегодня стоит во главе угла псевдо реформирования МСУ всего Алтайского края. Для этого деятеля два пути, первый отправить старостой в любое поселение этак лет на пять, а потом посмотреть как он запоет И если не согласится то на СВО, хватит в кабинетчике сидеть штаны протирать...
Уточнение

24.01.2025 22:57:27

Этот пользователь нарушил правила общения на сайте ИА «Банкфакс», поэтому его комментарий удален. Будьте взаимовежливы!
гость

25.01.2025 14:02

Что не так писал(а): А кто умудрился пригреть в АКЗС этого \
вот именно, безголовый исполнитель. Не понимает, к чему может привести эта реформа.
Вот это точно

24.01.2025 22:31

А Голобородько СЛАБО
хорошо

25.01.2025 10:11

Хорошо бы и Думу урезать в численности и оплате.
Распустить и точка!

25.01.2025 12:41

хорошо писал(а): Хорошо бы и Думу урезать в численности и оплате.


Этих пожирателей Российского бюджета - на вольные хлеба!
1

25.01.2025 10:31

Шо за башенки на фото?
Сроду таких не видел...

25.01.2025 10:54

Главного ,,реформатора" Голобородько и всё его окружение АКЗС разогнать. Уволить и на улицу. Будет огромная экономия финансов бюджетных. Вот они и главные пожиратели денег в крае и ещё многие ведомства.
Панкрушиха

25.01.2025 11:20

₽ писал(а): Главного ,,реформатора\
Наш глава за время правления с 18 года разбогател невиданно 😁 машины, квартиры, дома на третьих лицах.... 📜 царь, машина под ж.... Даже в туалет на ней ездит... Теперь округ делает, чтобы совсем ограбить... Люди людишки, а он царь, сколько денег, сколько хамсва. Нужно возвращать всенародное голосование ане шайки депутатов, подобрал под себя дураков, выборы подделал, с детьми ему надо в одном месте... Всему своё время Вася . Людей которые тебя оставили ты разогнал , эх Вася Вася
Гость

25.01.2025 13:11

Присоиденить Алтайский край к Горному Алтая - и съэкономить на самом затратном - правительстве края
Почему у народа не спросили

25.01.2025 16:55

Гость писал(а): Присоиденить Алтайский край к Горному Алтая - и съэкономить на самом затратном - правительстве края

Нужны ли нам министры и министерства и правители?
гость

25.01.2025 13:56

Точно: окружай и властвуй. В точку прям. Михайловский район отличился, как обычно. Сначала районные депутаты втихаря проголосовали за централизацию, потом, когда население взбунтовалось, назвали это голосование "инициированием рассмотрения объединения", то есть они проголосовали якобы не за объединение, а за то, чтобы только объявить об объединении. Дело даже не в упразднении сельсоветов, а в самой сути централизации.

Что такое централизация власти:
1.Центр будет в райцентре, все поселения района станут периферией центра
2. Дома культуры, социальные центры, школы - вся инфраструктура становится филиалами центральных учреждений райцентра, раз уж он становится центром. Филиализация при централизации всегда плохо - филиалы живут хуже центра. Доехать до райцентра (округа) еще нужно. В Алтайском крае поселения находятся далеко от райцентров, поэтому поселения просто будут умирать. Будут села умирать. А если сократится число поселений, значит, население резко сократится. А если во главе округа будет стоять дурак, страдать будет весь округ, тогда уж вводить прямые выборы станет необходимостью.
гость

25.01.2025 14:24

население края против этой реформы, потому что централизация всегда плохо для него, сила (финансы) то уходит в центр. Не нужны никакие реформы. Нужно просто нашей власти понять, что люди живут в муниципалитетах, значит, средства должны оставаться в муниципалитетах. А для этого не нужно объединяться. Просто все средства, отпущенные районам, распределять ПРОПОРЦТОНАЛЬНО числу населения в поселениях Сейчас средства остаются в райцентре, никто не следит за справедливым распределением средств в районах. Централизация - это оптимизация сёл, неужели непонятно? Это сокращение населения страны.

Непонятка

25.01.2025 14:34

С таким подходом управляемость территорий станет только хуже.
Надо создать филиалы правительства прямо в зданиях районных администраций.
Благовещенка

25.01.2025 16:22

Игра в демократию и выборы закончилась? Теперь кто старостой будет райцентра? Все атрибуты налицо.Голобородько псевдореформатор не позорь родину
Житель

25.01.2025 18:48

вообще народу края не понят но как этот псевбореформатор в такие молодые годы получил эту должность ? Он гден работал до этого?
Да,да

26.01.2025 18:39

Житель писал(а): вообще народу края не понят но как этот псевбореформатор в такие молодые годы получил эту...

Нигде не работал. Во время учёбы тусовался в молодёжном парламенте. Заглядывался в глаза старшим по партии. Карлин и продвинул его. Но не за просто так. Надо бы спросить самого Голобородько или Карлина ,как всё было на самом деле. Имеются свои соображения, но нет прямых доказательств за какие достижения это из села Благовещенка оказался в АКЗС, да ещё вице-спикером.
Перенесено из ОК

25.01.2025 20:04

В 2011 году в нарушение Федерального Закона 131 от 06.10.2003г. без проведения референдума села были разделены на две части и Законами Алтайского края от 2011 номер 116-ЗС и 92-ЗС присоединены к городу Славгороду. Только в одном селе Славгородском была встреча жителей с депутатами. Это всё сделано было для того, чтобы край выделил 90 миллионов. Эти деньги нужны были администрации для выполнения их полномочий по Уставу. Так были с нарушением упразднены сельсоветы 21 села. Так были нарушены права жителей города, у которых даже не спросили: присоединять или нет. А в 2022 году снова у администрации созрела мысль получить денежные потоки и случилось то, что случилось. Я понимаю, когда присоединены к городу села граничащие с городом, но не расположенные в 100 км радиусе от города. Земли сельхозназначения необходимо было переводить в городские земли, а нужны ли они городу? А при подсчёте соотношений: земли сельхозназначения используемые горожанами могли войти в подсчёт, но не поросшие бурьяном. Напишите: в чем отличие города от сел? Ведь села стали городом Славгородом. Представляете эту урбанизацию за которую в 2022 году радела Прусакова М. Н.? А сейчас изменилось мнение?
Всем все понятно

25.01.2025 21:21

Уважаемые жители не дайте себя околпачить в очередной раз этим горе реформаторам.
из села

25.01.2025 21:56

Всем все понятно писал(а): Уважаемые жители не дайте себя околпачить в очередной раз этим горе реформаторам.

Сельсоветы сами не очень то хотят работать засучив рукава. День прошёл и ладно.
Даже так?

25.01.2025 22:12

из села писал(а): Сельсоветы сами не очень то хотят работать засучив рукава. День прошёл и ладно.


Сколько на сельсоветы выделяется средств, чтобы они засучив рукава работали? Нужно заставить власть выделять средства не только на заработную плату и отчисления, а и на развитие сел. Тогда и засучат рукава и будут работать.
Любопытный

25.01.2025 23:47

А окружной прокурор и шериф в каком году появятся?
Любопытный

26.01.2025 00:12

А может лучше не в округа переходить, а в княжества? Или рано ещё? Князь павловский, князь ребрихинский, князь славгородский, князь михайловский, князь гальбштадский, князь каменский...и тд.
Нет

26.01.2025 07:21

Любопытный писал(а): А может лучше не в округа переходить, а в княжества? Или рано ещё? Князь павловский, князь...


Слишком высоко их цените, если бы они были князья настоящие. А эти так, мелкие сошки возомнившие о себе невесть что. Назначенцы. Те, кто вошёл в коррумпированную до мозга костей так называемую элиту, покупающие на ворованные деньги места под солнцем.
Обидно

26.01.2025 07:52

Обидно за народ, в чем он виноват? В том, что доверил свой голос депутатам АКЗС? Да, в этом только и виноват. Всё попавшие в состав АКЗС, а особенно те, которые не один депутатский срок находятся в составе представительной власти, не достойны избираться народом. Что они делают с Алтайским краем? Тарифы на электроэнергию, тепло воду, канализоаание огромные. Дутые средние зарплаты. Учитывая, что из края люди уезжают, плюс высокая смертность, поднимают минималку выше, чем по всей Сибири. Это какими недалекими нужно быть? Разбазаривать решили земли сельхозназначения отменой Закона Алтайского края на продажу земли ель. Торговлю в одни руки без ограничений. И кому? Кому решили выделить 4,2 миллиарда рублей на мпгакоровник? Приезжему казачку из Германии. Он таким способом приобрёл земли Новосибирской области, Омской области и т. д. А кто думать будет к чему это приведёт? Где цифры? Вот то же самое происходит с образование округов. Никакой выгоды народ не будет иметь от преобразования в округа. Протестовать нужно! Об'являть о референдуме! Пусть коммунисты АКЗС используют своё право и потребуют референдум. Им это позволяет Закон АК "О выборах, референдумее, отзыве депутатов.. ". Вот тогда и посмотрим, что решит народ об округах и т. д.
.
Гость

27.01.2025 08:00

Обидно писал(а): Обидно за народ, в чем он виноват? В том, что доверил свой голос депутатам АКЗС? Да, в этом...

в ПАССИВНОСТИ и БЕЗРАЗЛИЧИИ
можно еще добавить

26.01.2025 08:05

Любопытный писал(а):
славгородский, князь михайловский, князь гальбштадский, князь каменский...и тд.
Маркиза Крутихинская))
гость

26.01.2025 10:38

почему первым делом считают, что главное в реформе - это упразднение поселенческих администраций? Вовсе это не главное. Особой роли они не играли, потому что нет средств. Много минусов реформы - это и концентрация финансов в центре, что негативно скажется на поселениях, люди станут покидать села, жить хуже, усилится криминогенная обстановка и прочее.
в итоге

26.01.2025 16:55

Что нам федеральном уровне решили, так и будет! Чего вы здесь спорите. Это бесполезно!
Календарь
/ /
19.02.2025