Три четверти АЗС в Алтайском крае уже в сентябре 2025 года могут столкнуться с серьезным топливным кризисом, который наметился на российском рынке. Из-за ремонтов на нефтеперабатывающих заводах и политики нефтяных компаний, которые стремятся к мопонолизации, частные АЗС рискуют, не выдержав конкуренции, прекратить свою деятельность. Это в свою очередь может привести к появлению очередей на заправках и еще большему повышению цен в условиях дефицита, рассказали ИА «Банкфакс» эксперты в топливной отрасли.
Стоимость бензина на потребительском рынке к началу августа 2025 года достигла максимальных значений за последние пять лет. Согласно данным Росстата, за год цены в регионах Сибири на ГСМ марок АИ-92 и АИ-95 выросли в среднем на 5 рублей, сообщает «Коммерсантъ». Участники топливного рынка в качестве причин роста цен называют дефицит горючего на фоне ремонта крупнейших НПЗ. При этом преимущественное право поставок топлива с нефтебаз, по их словам, имеют АЗС вертикально-интегрированных компаний. Для независимых предприятий сроки поставок увеличились с 30 до 45 дней. Эксперты полагают, что если в ситуацию не вмешаются федеральные власти, то уже в сентябре Сибирь столкнется с нехваткой ГСМ на АЗС. На сегодняшний день запас топлива предприниматели оценивают в пределах 30 дней.
Как рассказал «Банкфаксу» вице-президент Российского топливного союза, председатель Алтайского топливного союза Юрий Матвейко, цены на бирже за последние несколько дней снизились всего на несколько копеек, поэтому ситуация на рынке остается крайне напряженной. Кроме того, несколько крупных НПЗ находятся на плановых ремонтах, некоторые приостановили деятельность по другим причинам.
Юрий Матвейко, вице-президент Российского топливного союза:
То, что творится на Дальнем Востоке, вполне может повториться и на части территории Алтайского края. Правда, наш регион находится в несколько лучшем положении, поскольку у нас присутствуют две нефтяные компании, которые закрывают потребности более половины территории региона, но 30 % края, где их АЗС не представлены, могут оказаться с дефицитом топлива и более высокими ценами, чем на АЗС нефтяных компаний. Если говорить о том, что в Алтайском крае всего 500 АЗС, то около 130 из них принадлежат нефтяным компаниям, остальные являются частными – то есть почти три четверти. На мой взгляд, правильнее задавать вопросы именно руководству нефтяных компаний – на каком основании у них цена в розницу на 4-5 рублей ниже, чем оптовая. Это нарушение всех рыночных механизмов и, вероятно, нарушение ФЗ № 135 «О защите конкуренции», но регуляторы на это слабо реагируют.
По словам Матвейко, конечный потребитель не знает внутренних механизмов ценооборазования, и у него складываются ложные впечатления о том, почему цена на независимых АЗС оказывается дороже, чем у «Газпромнефти» или «Роснефти». Как пояснил эксперт, это происходит потому, что владельцу частной АЗС надо приобрести топливо по оптовой цене, которая уже выше, чем розничная у нефтяных компаний, заплатить своим работникам зарплату, покрыть расходы на содержание заправки и заплатить налоги. Таким образом, ему необходимо порядка 7-8 рублей на литр бензина, чтобы хотя бы оплатить все операционные расходы.
«При этом у каждого из предпринимателей есть кредитные обязательства, затраты на обеспечение безопасной эксплуатации станций, поэтому выиграть конкуренцию у АЗС нефтяных компаний может стать непосильной задачей для многих частников. Какое-то время они смогут продержаться на плаву, если у них имеется какой-то запас, но потом им ничего не останется, как прекратить деятельность», – заявил Юрий Матвейко.
При этом с дизельным топливом, по его словам, на сегодня вопрос закрыт. «У нас в стране его производится больше, чем потребляется. Поэтому приобрести дизель можно по нормальным ценам, в связи с чем я уверен, что уборочная кампания в Алтайском крае пройдет в штатном режиме», – резюмировал спикер.
Опасения Юрия Матвейко разделяет и руководитель алтайской сети независимых АЗС Terminal Евгений Боровков. Он рассказал «Банкфаксу», что на данный момент сеть включает восемь заправок в Барнауле и Ребрихе и три – на федеральных трассах. Собеседник редакции не исключил, что бизнес придется приостановить или прекратить деятельность, поскольку запасов топлива осталось всего на несколько недель, а цены уже значительно выше, чем у АЗС нефтяных компаний, поэтому у Terminal происходит отток клиентов, как и у многих других частных заправок. По словам Евгения Боровкова, нефтяные компании «Газпромнефть» и «Роснефть» официально отказывают им в поставках, заявляя о нехватке топлива, при этом владельцам АЗС очевидно, что объемов у них достаточно.
Руководитель сети уверен, что таким образом нефтяные компании якобы могут создавать себе привилегированное положение, ограничивать конкуренцию, не давая возможности независимым АЗС оставаться участниками рынка, становятся абсолютными монополистами. В связи с этим Евгений Боровков намерен обратиться в УФАС с жалобой на действия нефтяных компаний. Собеседник надеется, что антимонопольщики смогут повлиять на ситуацию. В противном случае ему придется задуматься о прекращении предпринимательской деятельности, и 50 сотрудников сети Terminal могут остаться без работы.
Тем временем владелец другой независимой АЗС ZavGar, известный бизнесмен Андрей Загарин смотрит на ситуацию более оптимистично. По его мнению, это лишь очередной сезонный топливный кризис, который к концу августа-началу сентября так или иначе будет разрешен. «Главный показатель для нас – цена бензина на бирже. Вот уже три года подряд в августе оптовые цены начинают резко расти – увеличивается турпоток, прет розничный спрос на бензин. Но потом повышенный спрос постепенно уменьшается, и цены тоже ползут вниз. С конца прошлой недели стоимость топлива на бирже начала падать, это говорит о том, что ситуация выравнивается», – заявил Загарин. Собеседник уверен, что нехватки топлива в Алтайском крае опасаться не нужно.
Редактор ИА «Банкфакс» также обратился за комментарием о ситуации в отрасли и предположениях о намеренном занижении розничных цен и завышении оптовой стоимости к представителям нефтяных компаний ОАО «Газпромнефть» и ПАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» с просьбой высказаться по ситуации. Однако в компаниях отказались предоставить оперативный комментарий, потребовав направить официальный запрос.
26.08.2025 08:56
26.08.2025 09:05
26.08.2025 14:37
26.08.2025 09:12
26.08.2025 09:27
26.08.2025 09:34
26.08.2025 09:44
К тому же с древних времен у этих нациков принято что сын жарит маму, а папа дочку.
А если родители старые то брат сестру.
Ужас короче.
27.08.2025 07:52
26.08.2025 09:50
Каждый божий год осенью происходит повышение цен на ГСМ.
Наживаются собственно говоря на нас, так как повышение цен на ГСМ автоматически приводит к повышению цен на продукты, проезд в общественном транспорте да на всё!
Закрыли бы давно экспорт бензина, нет всё мало хапуги, и так пойдёт.
"Прикол" в том, что цена на бензин может и упадет на 0,5% на месяца 3, а потом вновь полезет вверх, а цены нет, и з/п тоже не увеличится
26.08.2025 09:52
26.08.2025 11:21
26.08.2025 10:18
26.08.2025 11:05
26.08.2025 23:18
27.08.2025 00:40
26.08.2025 12:31
Матвейко про цены рыдает не одно десятилетие.
Вот диалог Александра Каролина с Юрием Матвейко, состоявшийся в 2013 году:
ЮМ: Мы находимся в неравных финансовых условиях. Если за два года "Роснефть" показала убыток, там порядка миллиарда рублей, наша "Роснефть-"Алтайнефтепродукт" это открытая информация.
АК: Юрий Витальевич, я прошу прощения, я вам разъясню, откуда этот миллиард. Вы что-то слышали, но не до конца знаете. Вы в курсе, что за все годы скидочной продажи нефтепродуктов сельхозтоваропроизводителям, все это отражалось в минусе на балансе нашей территориальной компании. Там этот миллиард. Если вы хотите справочно. И поэтому, когда вы это вбрасываете в пространство информационное, ведь немногие это знают. Вот вы мне сказали, я вам ответил.
26.08.2025 12:43
ЮМ: Это налоговая инспекция...
АК: Налоговая инспекция знает, что у него на балансе минус, а я вам объясняю почему. И когда вы такие дискуссии устраиваете в общественном пространстве, вы же не зовете туда тех, кто информирован. Я вот вам докладываю, откуда миллиард там.
ЮМ: Я дискуссий не устраиваю! У нас есть комплексы, построенные практически аналогичные. И они попросту не все, но и они...
АК: А живопырок сколько еще?
ЮМ: Есть.
АК: Когда живопырки нас покинут? Когда?
ЮМ: У "Роснефти" тоже еще 40 станций не переоборудовано.
АК: Я же про вашу грядку спрашиваю, что же вы меня на соседнюю уводите.
ЮМ: Мы идем вперед и равняемся на лучшее.
АК: Хорошо! (смеется) Поэтому со зрением у нас все в порядке...
26.08.2025 22:10
27.08.2025 00:46
🤣