Top.Mail.Ru
18+

Майнинг по-черному: следком не стал возбуждать уголовное дело после обнаружения криптофермы на барнаульской ТЭЦ

По сведениям источников ИА «Банкфакс», на территории барнаульской ТЭЦ-3 была обнаружена крупная майнинг ферма, которая добывала криптовалюту. Об этом стало известно правоохранительным органам, и следователи пришли на предприятие с проверкой, что подтвердили редакции в региональных СУ СКР и прокуратуре. Однако в итоге в возбуждении уголовного дела было отказано из-за отсутствия заявления потерпевшего, указал следком. По некоторым данным, майнинг-ферма может также действовать на ТЭЦ-2, и если это так, то сам процесс, вероятно, организован с ведома, а может и при участии руководства теплоэнергетических предприятий.

Ранее источники «Банкфакса» в силовых структурах сообщили, что на ТЭЦ-3 Барнаула, входящей в структуру «Сибирской генерирующей компании», была выявлена майнинг ферма – объединенная система из компьютеров или серверов, которая в процессе специализированных вычислений «добывает» криптовалюту. Самой популярной из них является биткоин, однако сегодня существуют уже тысячи так называемых альткоинов или монет, которые также могут использоваться в качестве средства обмена на какие-либо товары и услуги, в том числе на черных рынках или в некоторых приложениях и сервисах. «Крипту» можно покупать и продавать за традиционную валюту на специальных биржах, и часто она становится инструментом инвестиций, хотя, из-за волатильности курсов, далеко не самым надежным.

Для функционирования фермы и поддержания ее вычислительных мощностей необходимо большое количество электроэнергии, поэтому их нередко организуют на территориях с дешевым электричеством. Так, еще в 2017 году интернет-омбудсмен при президенте РФ Дмитрий Мариничев рассказывал о плане привлечения $100 млн на постройку майнинговой фермы мощностью 20 МВт в районе с его излишками. В 2018 году РБК сообщало о покупке частным инвестором ТЭС в Пермском крае для майнинга.

Похоже, что в «Сибирской генерирующей компании» также решили диверсифицировать бизнес. «Банкфакс» направил запрос в СУ СКР по Алтайскому краю и региональную прокуратуру, чтобы выяснить, проводилась ли проверка в связи с выявлением майнинг-ферм на объектах теплоэнергетики Барнаула, было ли по ее итогам принято процессуальное решение и т.д. В следкоме пояснили, что действительно проводили проверку по оперативным материалам «об осуществлении на объекте ТЭЦ-3 противоправных действий, связанных с потреблением электроэнергии». Майнинг рассматривался по признакам преступлений, предусмотренных ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) и ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). В прокуратуре на запрос о майнинг ферме также подтвердили, что СУ СКР проводило доследственную проверку по факту хищения неустановленными лицами электроэнергии на ТЭЦ-3.

В то же время, согласно ответу СУ СКР по Алтайскому краю, в январе 2021 года следственные органы приняли решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием заявления от потерпевшего. Кто именно должен был выступить в такой роли, в следкоме не пояснили, также как и то, каким образом была выявлена ферма, и какой ущерб или доход она предположительно могла принести. Прокуратура в свою очередь указала, что потерпевшими по уголовным делам данной категории выступают электроснабжающие организации.

«Банкфакс» обратился в СГК, но там оперативно не прокомментировали ситуацию. В связи с этим редакция направила официальный запрос. В частности, планируется узнать, сколько криптовалюты «наработала» теплоцентраль, каков финансовый результат деятельности фермы, понес ли кто-либо ответственность за ее деятельность, почему не было заявления в правоохранительные органы от потерпевшего и т.д.

Отметим, что по сложившейся в России практике уголовные дела, связанные с майнингом, возбуждают обычно в случаях незаконного подключения к электросетям и неучтенного потребления, поскольку сам оборот криптовалют попадает в «серую» зону законодательства. Небаланс потребленной и оплаченной энергии выявляют энергосбытовые или снабжающие компании, а также операторы сетей. В зависимости от масштабов добычи «крипты» ущерб может исчисляться миллионами рублей и сотнями тысяч похищенных кВт.ч. С учетом того, что ТЭЦ-3, как и другие предприятия, должна оплачивать потребляемую энергию по тарифу, можно предположить, что помимо организаций из отрасли электрокомплекса пострадавшей может считаться и сама управляющая компания ТЭЦ или СГК.

По сведениям источников «Банкфакса», стоимость электроэнергии, которую за время существования потребила ферма на ТЭЦ-3, может составлять порядка 30 млн рублей, а к ее созданию могли быть причастны высокопоставленные должностные лица организации. Инсайдеры считают, что потерпевшей стороной должна была выступить именно «Сибирская генерирующая компания», но руководство, вероятно, пыталось добиться тихого разрешения ситуации. По имеющейся информации, все компоненты для майнинга и прочее оборудование было изъято с территории ТЭЦ-3 правоохранителями.

Тем временем, источники сообщают, такая же ферма предположительно была создана на ТЭЦ-2, и она работает по сей день. Если это так, то ее деятельность почему-то не привлекла такого внимания правоохранительных органов.

Отметим, что стоимость фермы сегодня высока, в основном за счет цен на флагманские модели видеокарт и специализированных ускорителей, которые подскочили на фоне высокого спроса среди криптовалютчиков. Самые дорогие экземпляры могут стоить сотни тысяч рублей, а для эффективной добычи их требуются десятки и сотни. При этом на момент публикации один биткоин котируется по цене примерно $47,05 тысяч или 3,465 млн рублей за монету. Однако его волатильность довольно высока: с апреля по июль текущего года он обвалился более чем на 50 % от исторического максимума в $63,2 тысяч, но уже начинает подниматься.

Добавим, что уже существуют экспертные научные исследования, в которых говорится, что добыча криптовалюты вредит окружающей среде из-за необходимости большей выработки электроэнергии, которая в Алтайском крае осуществляется за счет угольной генерации. Помимо этого, негативным фактором воздействия на экологию является теплоотдача от компьютеров и видеокарт, которые сильно нагреваются при работе на полную мощность. В таком контексте фраза «альтернативная котельная» обретает двойной смысл.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 47
КТО-ТО

17.08.2021 09:51

На халявном электричестве чего бы не майнить. А если что, можно тариф для населения поднять или субсидии у государства попросить. Куда ни глянь - везде плюсы!
Гость

17.08.2021 09:52

Государство всюду свои ручонки тянет и хобот сует
Ну как всегда

17.08.2021 10:15

эпоха безвременья - переводят добро на дерьмо , причем виртуальное . Сжигая уголь составами на тепловых электростанциях и вырабатывая электроэнергию , чтобы какие то любители халявы сидя ровно на попе " что то там зарабатывали " . Это ли не мечта идиота . И вот такие времена наступили . Похоже и в правительственных кругах засели такие же долбоящеры с куриными мозгами . Голь на выдумку хитра . Судя по количеству выставленных на продажу этих ферм для майнинга на Авито ребятки почувствовали что у них под задницей начинает припекать .
Любопытный барнаулец

17.08.2021 10:21

Любопытно, этот майнинг нам тоже в тариф включили? Скорее всего, да. Ведь губернатор Томенко добивался повышенных тарифов для барнаульцев.
Schutzmann

17.08.2021 10:23

Надо тарифы еще приподнять, а подачу тепла сократить. Дядьки лавэху мутят
Читатель

17.08.2021 10:33

Да не государство, а частники прибыль получают. А потом тарифы поднимают. А почему это не возбуждают дело? Несправедливо. Видимо, тоже связаны, раз не занимаются? Здорово! Вот такой рейтинг у нас.
7

17.08.2021 10:36

Крипта - редкостное дерьмо, на продаже самогона можно не меньше бабосов поднять!


Рома

17.08.2021 11:16

Да,не зря с первого августа тариф на электроэнегию повысили с 3.5руб .до 3.65 руб. за киловатт.
Точно буду самогон гнать,а не майнингом заниматся.
Вопрос

17.08.2021 13:17

Интересно, а возбудить дело от неопределенного круга лиц.ОПЛАТИВШИХ БИТКОИНЫ повышенными тарифами НИКАК? Наверняка потребление майнинг-фермы в потерях. Правда это дело краевой администрации -рассматривать потери в тарифах.
Гость

17.08.2021 13:30

Так вот откуда у Г. средства на покупку 3-комн. квартиры в Ялте и дорогостоящий многомиллионный ремонт ее?
Ну так

17.08.2021 14:00

куда конь с копытом туда и рак с клешней . Если Илон Маск не знает куда пристроить свои миллиарды и выносит сумасшедшие проекты на всеобщее обозрение и есть множество тех , для кого он кумир и образец для подражания . Вексельберг вон купил на Сотби яйца Фаберже и подарил Русскому музею , это максимум на что у него хватило фантазии . Зато назначен теперь куратором над Сколково , но дальше графена почему то не пошли . Не видно ни одного нобелевского лауреата из этой " силиконовой долины " . Тоже наверное биткоины куют на виртуальные счета .
Гость

17.08.2021 14:14

Руководство СГК майнит криптовалюту, а оплачивают этот праздник граждане?
Ну как всегда

17.08.2021 14:26

вот так ценят труд шахтеров выдающих уголь на гора , чтобы он вылетел в трубу и кто то при этом "нагрел руки " и пополнил собственные счета .
Ггсть

17.08.2021 14:27

В прокуратуре на запрос о майнинг ферме также подтвердили, что СУ СКР проводило доследственную проверку по факту хищения неустановленными лицами электроэнергии на ТЭЦ-3.

В то же время, согласно ответу СУ СКР по Алтайскому краю, в январе 2021 года следственные органы приняли решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием заявления от потерпевшего
^
Возможно, новое краевое руководство - прокурор края отменит решение СК об отказе УД. И СК под руководством нового генерала копнут клоаку формирования тарифов в крае.
Потерпевшие - все жители города, которым администрация города с подачи директора и депутата-едросовца шурика гросса повышает тариф за э/э.

гость

17.08.2021 14:32

Вопрос писал(а):
Интересно, а возбудить дело от неопределенного круга лиц.ОПЛАТИВШИХ БИТКОИНЫ повышенными тарифами НИКАК? Наверняка потребление майнинг-фермы в потерях. Правда это дело краевой администрации -рассматривать потери в тарифах.


Сроду не поверю, никогда-никогда, что нет здесь замешанных из краевого "министерства" и владельцы самой СГК. Это что же делается, это ж прям в открытую из карманов воруют, а мы терпим. Ещё и тюкаем тех кто в пикеты выходит. Люди, мы в кого превратились? Нашим властям не то что по шапке, тут уже расстрелы нужны. Они оборзели уже, потеряли чувство меры, это от безнаказанности и от нашей де бильной покорности и доверия к сказкам царейдепутатов о скорой сладкой жизни.
гость

17.08.2021 14:36

Рома писал(а):
Да,не зря с первого августа тариф на электроэнегию повысили с 3.5руб .до 3.65 руб. за киловатт.


Да вы жируете, у нас в Новоалтайске 4, 50.
последнему

17.08.2021 14:41

у вас в тариф включен износ проводов по которым электроны бегают к вам в тьмутаракань ...
Балто

17.08.2021 14:44

В статье только догадки. Что это за новость со словом "предположительно"?
Имя

17.08.2021 14:46

КТО-ТО писал(а):
А если что, можно тариф для населения поднять
не они поднимают, к слову
Имя

17.08.2021 14:56

Рома писал(а):
Да,не зря с первого августа тариф на электроэнегию повысили
не они же повысили, это на другом уровне делают, соответствующие органы
Гость

17.08.2021 14:59

Читатель писал(а):
а частники прибыль получают. А потом тарифы поднимают
это не верное заявление. Тарифы повышает департамент по тарифам
гость

17.08.2021 15:09

Гость писал(а):
это не верное заявление. Тарифы повышает департамент по тарифам


Вот они и гребут ручонками своими липкими.
Добрый

17.08.2021 15:12

КТО-ТО писал(а):
можно


Тарифы они не могут поднимать по своему желанию, так что ущерба от этого никому никакого нет
Добрый

17.08.2021 15:18

Ну как всегда писал(а):
эпоха безвременья - переводят добро на дерьмо , причем виртуальное . Сжигая уголь составами на тепловых электростанциях и вырабатывая электроэнергию , чтобы какие то любители халявы сидя ровно на попе " что то там зарабатывали " . Это ли не мечта идиота . И вот такие времена наступили . Похоже и в правительственных кругах засели такие же долбоящеры с куриными мозгами . Голь на выдумку хитра . Судя по количеству выставленных на продажу этих ферм для майнинга на Авито ребятки почувствовали что у них под задницей начинает припекать .


Так может стоить тоже начать, а не кудахтать сидеть, что все вокруг как-то не так зарабатывают?)) От этого никому плохо не делается, не вижу проблемы
Макс

17.08.2021 15:26

Любопытный барнаулец писал(а):
Любопытно, этот майнинг нам тоже в тариф включили? Скорее всего, да. Ведь губернатор Томенко добивался повышенных тарифов для барнаульцев.


Естественно нет, это невозможно, тарифы не владельцы тэц устанавливают
Гость

17.08.2021 15:56

Были времена там только в контрстрайк лупились, эх до чего же техника дошла..
Не сомневайтесь

17.08.2021 16:22

Даже не сомневайтесь, что всё организовано с ведома руководства, которое похоже делиться отказалось. Вот и всплыли подробности.
Максу

17.08.2021 16:25

Тарифы устанавливает не ТЭЦ. ТЭЦ их рисует и выдумывает из воздуха и как правило завышает раз в сто. А ты что это Макс опять СГК защищаешь? Приплачивают тебе они?
гость

17.08.2021 16:26

гость писал(а):
Да вы жируете, у нас в Новоалтайске 4, 50.

В Барнауле тоже 4,5 в жилье с газом. Таких очень много.
БО

17.08.2021 17:33

Криптоферма была не на территории ТЭЦ, выявили незаконное подключение ещё в прошлом году. К чему эта новость сейчас, выборы скоро? "Источники" - агентство ОБС?
Злюка

17.08.2021 18:48

Эту бы энергию, да для тепличного комплекса.И продавать бы не пришлось.
каргамандян

17.08.2021 18:55

слушай придурок чужая абсолютно незнакомая женщина не может изменить.
[удалено модератором]

17.08.2021 18:57

только очередной повод.
uuuu

17.08.2021 20:35

по этому делу работяг таскали несколько месяцев назад. Кстати в интервью Солженицина на вопрос о повышении зарплат работникам низшего звена он сказал денех нету.
гость

17.08.2021 21:09

гость писал(а):
В Барнауле тоже 4,5 в жилье с газом. Таких очень много.


Так у нас газа нет, а свет 4,50. Почему? Воры из администрации. объясните.
Классно

17.08.2021 21:55

Привыкли-фермеры, это добыча продуктов питания. А хрен! Фермеры это добыча денег. Без производства и продажи. Из электричества. За счёт тарифов?. ХАЛЯВА.? И нет пострадавших!!! А доят ВСЕХ. И "бедные" следаки с прокурорами уже голову сломали.
В интересах неопределенного круга лиц

18.08.2021 09:41

Майнинг, которым занимаются при соучастии энергетиков ( генераторов, сетевых компаний) является по определению преступным.
Потому что используемая энергия похищается в интересах частных лиц, а в учете эта электроэнергия проводится как технические потери, оплата которых закладывается в тарифы и оплачивается всеми жителями края.
Прокуратура ищет крупную тему что бы прославиться? Не нашли потрепевших?
Вот она, а потерпевшие - мы с вами, в интересах неопределенного круга лиц.
С участием ФСБ, конечно.
Не надо быть экспертом, что бы понять, по какой схеме воруется электричество. По счетчику проходит самый минимум, а все остальное расходуется втемную. Определяется реальная нагрузка , исходя их номинальной мощности оборудования, которое пашет 24 часа в сутки. Вся разница украдена и повешена на жителей края.

поршень

18.08.2021 14:40

Злюка писал(а):
Эту бы энергию, да для тепличного комплекса.И продавать бы не пришлось.


разницы-то, было бы незаконное подключение тепличного комплекса, тоже бы пресекли
поршень

18.08.2021 14:43

гость писал(а):
Так у нас газа нет, а свет 4,50. Почему? Воры из администрации. объясните.


какое к этому имеет отношение администрация? задавайте вопрос энергосбыту. должен быть 3,67: "Для городского населения без электроплит, а также для владельцев гаражей тариф утвержден в размере 4,50 рублей за кВт/час; Для городского населения с электроплитами — 3,67 рублей за кВт/час"
поршень

18.08.2021 14:48

В интересах неопределенного круга лиц писал(а):
Майнинг, которым занимаются при соучастии энергетиков

В интересах неопределенного круга лиц писал(а):
эта электроэнергия проводится как технические потери


а есть какие-то доказательства соучастия энергетиков и что украденная энергия была заложена в тарифы как технические потери или только выдумки так называемых инсайдеров?
поршень

18.08.2021 14:56

Классно писал(а):
Из электричества. За счёт тарифов?. ХАЛЯВА.?


это предположение вообще ни на чём не основано, даже сомнительные инсайдеры не сказали, что эта ситуация имеет хоть какое-то отношение к тарифам, не говоря о тех, кто действительно информирован - СК, прокуратуре, ТЭЦ, тарифных органах
Инсайдеры знают все

18.08.2021 16:39

Майнерам нужна дешёвая энергия. Такую можно получить только у энергетиков вчерную. А как энергетики отчитаются куда делась уворованная энергия ? Как куда , это же технические потери. А денежки в тарифе на технические потери обязательно закладываются. Вот и круг замкнулся.
А искать такие тёмные фермы у энергетиков на прикорме довольно просто. Берете анализ потерь по узлам питания , в первую очередь у крупных подстанций и там где превышается норматив серьезно в балансах, там майнеры и майнят за счет других потребителей.
Эта схема старая и пора бы ее раскрыть ФСБ.
Мичурин

24.08.2021 12:03

Гость писал(а):
Государство всюду свои ручонки тянет и хобот сует
если это противозаконно, то почему нет, но тут всё в порядке
Мичурин

24.08.2021 12:07

Schutzmann писал(а):
Надо тарифы еще приподнять, а подачу тепла сократить.
подача тепла по нормативам, нельзя ее сделать меньше, а тарифы так же установлены не ими. Они только соблюдают их
Имя

24.08.2021 12:10

7 писал(а):
Крипта - редкостное дерьмо, на продаже самогона можно не меньше бабосов поднять!
Вопрос писал(а):
ОПЛАТИВШИХ БИТКОИНЫ повышенными тарифами НИКАК?
обычная инфляция, тарифы росли и до биткоинов
Артур

24.08.2021 12:13

Не сомневайтесь писал(а):
Вот и всплыли подробности.
подробности на уровне Дарьи Донцовой. Настолько, что даже потерпевших нет и ничего не возбудили
Имя

24.08.2021 12:17

Максу писал(а):
ТЭЦ их рисует и выдумывает из воздуха и как правило завышает раз в сто
ничего страннее не слышал. Тарифами занимается соответствующий департамент и службы, чтобы не были они завышены, всё из года в года благодаря инфляции повышается. Не знаю где вы нашли информацию про раз в сто
Календарь
/ /
25.04.2024