Как сообщает интернет-портал РА, 11 февраля население
Республики Алтай отмечает встречу алтайского Нового года,
называемого Чага-Байрам.Этот праздник отмечается в конце
января-начале февраля согласно лунному календарю.
До 1997 года праздник не иел республиканского статуса и организовался либо районной, либо сельской администрациями.
Поскольку праздник Чага-Байрам долгое время (в советские годы) не проводился, многие его элементы утрачены. К тому же в прошлом
этот праздник отмечался не во всех районах Горного Алтая, а только в Кош-Агачском р-не и Чуйской степи.
В настоящее время республиканские власти выступают в качестве
основных организаторов Чага-Байрам. Праздник исторически включает
в себя как развлекательную, так и обрядовую часть. Старшее
поколение алтайцев довольно плохо помнит ритуалы совершения
многих алтайских обрядов, в том числе и необходимых для
проведения праздника Чага-Байрам. В настоящее время эти обряды
приходится совершать, взяв большую часть информации о них из научных книг.
Старшее поколение не одобряет этого, поскольку, согласно народным
представлениям, при неправильном исполнении какого-либо обряда
последует наказание. Поэтому в некоторых алтайских селениях
обрядовая часть праздника Чага Байрам стариками вообще не проводится.
Иногда в рамках Чага-Байрам проводится праздник сеоков,
Ученые
института этнологии и антропологии РАН
описали как проходил один из праздников Чага-Байрам в 90-е годы в районном центре Шабалино Алтайского края.
Рано утром, на восходе солнца, старейшины Шебалино, 70-летние
мужчины (от одного до четырех человек) отправляются к роднику
«Аржан-суу», который находится в местечке Шебелик. Согласно
традициям, старики должны быть «чистыми». Так, в обряде
участвуют только те из них, в чьих семьях не было похорон в течение года. Старики должны быть самыми авторитетными людьми. В тех алтайских селениях, в которых сохранилась родовая
организация, выбирают стариков из наиболее уважаемых родов.
Например, в сел. Беш-Озек обряды выполняет алтаец 76 лет из рода
«тодош». Там проводится обряд поклонения природе.
В то же время в небольшом алтайском селении Актел Шебалинского
р-на для проведения молений была допущена пожилая женщина. Во время обряда поклонения природе старики произносят молитвы, в которых просят благоденствия жителям их селения. Они приносят с собой алтайскую пищу (сырчик и толкан) и устраивают «природе»
угощение.
Затем все сельчане идут к священному дереву, которое
есть в каждом селении, и привязывают ленточки (они могут быть
только трех цветов — белые, голубые и желтые). Готовится общий
стол для всех жителей селения, для чего варят блюдо «кочо», а также мясо жеребенка. Вечером проводятся спортивные игры, а затем в сельском клубе организуется концерт, на который приезжают
популярные алтайские эстрадные певцы, а также хореографические
ансамбли.
29.01.2011 16:23