20 лет назад Алтайский госуниверситет принял первых студентов
для обучения по специальности «журналистика». Неоднозначно
трактуемые в медийном сообществе итоги 20-летнего периода
подготовки журналистов в Алтайском крае оценивает все эти годы
курировавшая этот процесс Валентина Мансурова.
…Бегущая строка, сопровождавшая передачи местного телеканала, несколько дней кряду адресовала аудитории сакраментальный текст: «Требуются на работу журналисты. Профессиональное образование не обязательно». Это объявление можно было бы отнести к нечаянной ошибке, заблуждению провинциальных «мастеров телеэкрана», если бы реальность не свидетельствовала о том же: журналистским промыслом сейчас занимаются все, кому «просто нравятся» микрофон, видеокамера или компьютер. Доступность технических средств получения и передачи информации породила заманчивую иллюзию простоты и понятности параметров журналистской профессии. Отсюда — словоблудие и чудовищная неграмотность новоиспеченных газетчиков, нарциссическое самовыражение теле- и радиоведущих, дорвавшихся до эфира. Эдакое балетное фуэте в кроссовках…
Трудно представить себе школу или больницу, где трудятся «любители» учить и врачевать, а в редакциях таковых — большинство. Хотя давно отбушевали дискуссии о том, какие журналисты нужны сегодня: быстроногие или умные. «Умные!» — заявили в один голос самые именитые работодатели — руководители крупнейших медиахолдингов и медиакорпораций страны. Столкнувшись с реалиями информационного производства, они убедились в том, что специалистов, способных из фактологического хлама генерировать добавочную информационную стоимость, без специального вузовского образования не получить. Эту истину очень своевременно осознали в Алтайском крае, где двадцать с лишним лет назад была предпринята попытка организовать в стенах классического университета подготовку профессиональных журналистов.
Сказки Шахерезады померкли бы, начни перечислять коллизии выживания, а потом и развития журналистского образования на Алтае. Его становление пришлось на драматичные девяностые годы, приснопамятные своим безденежьем и социальной неопределенностью. Но тем не менее поэтапно были созданы сначала кафедра журналистики на филологическом факультете, потом — отделение и, наконец, факультет журналистики.
Алтайский госуниверситет оказался среди очень немногих, появившихся в семидесятые годы вузов, где подготовка журналистов изначально выстраивалась в полном соответствии с образовательными стандартами: без скидок на провинциальные «авось» и «как-нибудь». Это быстро оценили в профессиональном журналистском сообществе. Выпускников приняли «на равных» с питомцами ведущих профессиональных школ, а университет занял ведущее место в рейтинге учебно- методического совета университетов страны по журналистскому образованию. Открыты все виды образовательной подготовки: дневная, вечерняя и заочная. В числе первых университетов России мы начали обучение журналистов по программе бакалавриата и магистратуры. Работает аспирантура по специальности «журналистика», есть свои кандидаты наук.
В нынешнем году из стен университета «ушел» в большую жизнь пятнадцатый выпуск студентов с дипломами журналиста. Теперь их около тысячи — с алтайской пропиской профессиональной подготовки! Cреди них — граждане Вьетнама, Китая, Армении, Казахстана, Кыргызстана. Наши выпускники работают в ведущих редакциях Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, в русско-язычных газетах Нью-Йорка, Израиля, а алтайские газеты и телерадиокомпании «говорят и показывают» голосами и ликами журналистов в основном «местного производства».
Не без проблем и «хождений по мукам» создавались фонд учебной литературы, компьютерный класс и учебная телерадиостудия, формировались учебные подразделения и подбирались преподаватели и наставники. Мы все учились друг у друга: студенты и преподаватели, с пониманием относясь к «издержкам» учебного процесса. Скромная, если не сказать нищенская, зарплата устраивала не всех. Ушли многие, но и им студенты благодарны за искреннее желание научить и научиться. Однако есть те, кто беззаветно, многие годы предан университетской журналистике. Шестнадцать лет преподает в вузе выпускник МГУ, ныне главный редактор газеты «Вечерний Барнаул» Олег Купчинский, более десятка лет работают со студентами начальник отдела управления по печати и информации администрации края, ведущий специалист страны по газетному дизайну Любовь Ныркова, журналист-радийщик, генеральный директор ГТРК «Алтай» Олег Говорщенко. А издательский дом «Алтапресс» и вовсе создал прецедент, не повторенный больше никакой другой структурой страны, — открыл на св оей базе учебно-производственную кафедру «Современные медиатехнологии», возглавляет которую профессор нашего университета, генеральный директор Юрий Пургин…
Но юбилейная дата, даже скромная, не повод для фейерверков и слов умиления. Каждый день, как в кадровое агентство, звонят и приходят в деканат факультета журналистики работодатели с неизменной просьбой: нужны специалисты. Одним — просто с университетским образованием. Другим, и их становится все больше, требуются репортеры, телерепортеры, социопсихологи интерактива СМИ, интернет-журналисты, менеджеры СМИ, дизайнеры печатных СМИ, юристы СМИ, специалисты по рекламе… Речь идет уже не об утилитарных потребностях в кадрах, способных грамотно написать заметку и сочинить сюжет. Так, к примеру, образно подытожил эту надобность редактор газеты «Деловой Петербург» Роман Романюк: «Ситуация изменилась: если прежде мы продавали воду в пустыне, то теперь вынуждены продавать воду в бассейне. Нужны другие специалисты».
Невозможность вуза сиюминутно и широким жестом ответить на запрос медийной отрасли самой отраслью воспринимается однозначно: журфак отстает от требований времени. Только ленивый не высказался по поводу замшелости университетской подготовки журналистов. А посему медиаменеджеры пускаются во все тяжкие в поисках семинаров и тренингов, названия которых убедительно ласкают слух гарантией быстроты профессионализации требуемых кадров. Но вскоре обнаруживается все та же беда: из информационного потока «быстро обученными» многоразово клонируется одна и та же, всем известная информация. И никакого креатива, вода в бассейне имеет «вторую свежесть».
По большому счету, предъявлять требования к качеству подготовки журналистов в государственном вузе могут только два субъекта: государство, которое субсидирует образовательный процесс, и студенты, из своего или семейного бюджета оплачивающие обучение. Но именно коммерческие структуры являются основными потребителями кадров, достающихся им, по сути, даром. И именно они высказывают претензии к уровню их готовности к работе.
Подготовка хорошего журналиста — штучное производство, и стоит оно дорого. Даже если ректор университета станет денно и нощно думать только о том, чем и как оснастить аудитории для журналистов и где найти средства для достойной оплаты труда медиапедагогов, проблема кадров для медиаиндустрии края вряд ли решится эффективно и быстро.
Чтобы соответствовать требованиям времени, факультет должен располагать несколькими специализированными аудиториями, моделирующими работу реальных медийных структур: компьютерными классами с полным оснащением программными средствами для создания всех видов медиапродукта, телерадиостудией с набором мобильных комплектов для съемки и монтажа. Необходим ньюс-рум с полным набором технических средств, дающих возможность в режиме реального времени создавать информационный продукт для печатных, телевизионных и аудиовещательных структур.
Многие редакции уже сегодня переходят к конвергентным формам работы, то есть требуют от сотрудников одновременного владения технологиями создания всех видов информации — от газетных заметок до видеосюжетов и гипертекстовых сообщений. При этом желательны глубокая аналитичность и интеллектуальный блеск оперативно сотворяемых шедевров!
Конвергенция медиа как глобальный тренд, выдвинутый современными информационными технологиями, предполагает такое же глобальное вложение средств в технологию подготовки специалистов. Пока же не государство с его весьма скромным финансированием лишь зарплат и стипендий (за счет госбюджета наш факультет имеет только несколько компьютеров), а одна-единственная бизнес-структура в лице издательского дома «Алтапресс» взяла на себя бремя подготовки кадров для медиаиндустрии региона. Около тысячи аудиторных часов более двухсот студентов проводят в стенах редакционно-издательского комплекса, участвуя во всех видах производственного и творческого процесса. Причем абсолютно бесплатно для университета.
Хотя за порогом «Алтапресса» нет-нет да возникают разговоры о приоритетах того или иного учебного заведения в подготовке кадров. Недавно появилась информация о том, что один из вузов Барнаула готов начать подготовку кино-видеорежиссеров и операторов. Очень актуальное решение, только и оно вызывает вопрос: а хватит ли одних только амбиций для решения острейшей кадровой проблемы медиаиндустрии края? Дело в том, что зачастую одни и те же преподаватели и практики-наставники преподают во всех вузах сразу, одинаково бедно оснащенных необходимым оборудованием. Назрела проблема создания единой мощной площадки для подготовки кадров необходимых информационных специальностей. Тем более что все редакции — от городской газеты «Вечерний Барнаул» до «Алтайской правды» и ГТРК «Алтай» — уже включились в эту работу. Никем не финансируемую, создающую дополнительную нагрузку журналистам и менеджерам этих структур.
Несмотря на все усилия, «черных дыр», год за годом без остатка поглощающих дипломированные кадры тех же журналистов, не становится меньше. Если к началу двухтысячного года в редакциях местных газет насчитывалось около 30 процентов журналистов с высшим образованием, то на сегодня их не более 20 процентов. В десятке редакций работают сотрудники, вообще не имеющие никакого высшего образования.
Из года в год сокращается количество редакций, готовых принять на практику студентов- журналистов: некому их учить и негде поселить на 4 недели. Низкая заработная плата, отсутствие жилья, а за последние годы и ротация кадров после смены глав районов и городов приводят к «вымыванию» доли профессиональных журналистов. Хотя именно районные газеты являются сегодня самым востребованным проводником инициатив местной власти, а по насыщенности на единицу населения они «бьют» мировые рекорды.
Редакции газет «Змеиногорский вестник», ключевской «Степной маяк», шипуновской «Степная новь» и другие, неоднократно получавшие гранты и премии республиканского значения, — наглядное подтверждение старой истины о кадрах, которые «решают все». Их редакторы прошли переподготовку в Алтайском госуниверситете по программе второго высшего образования, а сотрудники выучились или завершают учебу в том же вузе. Настало время разработки и решения комплексной программы «Информационные (журналистские) кадры» в масштабах всего края — от лицейских классов, осваивающих программу медиаобразования, до многоуровневой подготовки и переподготовки кадров, востребованных развивающейся медиаотраслью. Без совместных инвестиций, на уровне власти и бизнеса, они появятся не скоро.
Тем более что по решению Минвуза страны, год за годом в вузах идет сокращение бюджетных мест для гуманитарных специальностей. Журналистика — не только самый эффективный поставщик социально значимой информации. Как выразился известный в стране журналист Павел Гутионтов, она — «самый человекообразуемый департамент власти».
…Бегущая строка, сопровождавшая передачи местного телеканала, несколько дней кряду адресовала аудитории сакраментальный текст: «Требуются на работу журналисты. Профессиональное образование не обязательно». Это объявление можно было бы отнести к нечаянной ошибке, заблуждению провинциальных «мастеров телеэкрана», если бы реальность не свидетельствовала о том же: журналистским промыслом сейчас занимаются все, кому «просто нравятся» микрофон, видеокамера или компьютер. Доступность технических средств получения и передачи информации породила заманчивую иллюзию простоты и понятности параметров журналистской профессии. Отсюда — словоблудие и чудовищная неграмотность новоиспеченных газетчиков, нарциссическое самовыражение теле- и радиоведущих, дорвавшихся до эфира. Эдакое балетное фуэте в кроссовках…
Трудно представить себе школу или больницу, где трудятся «любители» учить и врачевать, а в редакциях таковых — большинство. Хотя давно отбушевали дискуссии о том, какие журналисты нужны сегодня: быстроногие или умные. «Умные!» — заявили в один голос самые именитые работодатели — руководители крупнейших медиахолдингов и медиакорпораций страны. Столкнувшись с реалиями информационного производства, они убедились в том, что специалистов, способных из фактологического хлама генерировать добавочную информационную стоимость, без специального вузовского образования не получить. Эту истину очень своевременно осознали в Алтайском крае, где двадцать с лишним лет назад была предпринята попытка организовать в стенах классического университета подготовку профессиональных журналистов.
Сказки Шахерезады померкли бы, начни перечислять коллизии выживания, а потом и развития журналистского образования на Алтае. Его становление пришлось на драматичные девяностые годы, приснопамятные своим безденежьем и социальной неопределенностью. Но тем не менее поэтапно были созданы сначала кафедра журналистики на филологическом факультете, потом — отделение и, наконец, факультет журналистики.
Алтайский госуниверситет оказался среди очень немногих, появившихся в семидесятые годы вузов, где подготовка журналистов изначально выстраивалась в полном соответствии с образовательными стандартами: без скидок на провинциальные «авось» и «как-нибудь». Это быстро оценили в профессиональном журналистском сообществе. Выпускников приняли «на равных» с питомцами ведущих профессиональных школ, а университет занял ведущее место в рейтинге учебно- методического совета университетов страны по журналистскому образованию. Открыты все виды образовательной подготовки: дневная, вечерняя и заочная. В числе первых университетов России мы начали обучение журналистов по программе бакалавриата и магистратуры. Работает аспирантура по специальности «журналистика», есть свои кандидаты наук.
В нынешнем году из стен университета «ушел» в большую жизнь пятнадцатый выпуск студентов с дипломами журналиста. Теперь их около тысячи — с алтайской пропиской профессиональной подготовки! Cреди них — граждане Вьетнама, Китая, Армении, Казахстана, Кыргызстана. Наши выпускники работают в ведущих редакциях Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, в русско-язычных газетах Нью-Йорка, Израиля, а алтайские газеты и телерадиокомпании «говорят и показывают» голосами и ликами журналистов в основном «местного производства».
Не без проблем и «хождений по мукам» создавались фонд учебной литературы, компьютерный класс и учебная телерадиостудия, формировались учебные подразделения и подбирались преподаватели и наставники. Мы все учились друг у друга: студенты и преподаватели, с пониманием относясь к «издержкам» учебного процесса. Скромная, если не сказать нищенская, зарплата устраивала не всех. Ушли многие, но и им студенты благодарны за искреннее желание научить и научиться. Однако есть те, кто беззаветно, многие годы предан университетской журналистике. Шестнадцать лет преподает в вузе выпускник МГУ, ныне главный редактор газеты «Вечерний Барнаул» Олег Купчинский, более десятка лет работают со студентами начальник отдела управления по печати и информации администрации края, ведущий специалист страны по газетному дизайну Любовь Ныркова, журналист-радийщик, генеральный директор ГТРК «Алтай» Олег Говорщенко. А издательский дом «Алтапресс» и вовсе создал прецедент, не повторенный больше никакой другой структурой страны, — открыл на св оей базе учебно-производственную кафедру «Современные медиатехнологии», возглавляет которую профессор нашего университета, генеральный директор Юрий Пургин…
Но юбилейная дата, даже скромная, не повод для фейерверков и слов умиления. Каждый день, как в кадровое агентство, звонят и приходят в деканат факультета журналистики работодатели с неизменной просьбой: нужны специалисты. Одним — просто с университетским образованием. Другим, и их становится все больше, требуются репортеры, телерепортеры, социопсихологи интерактива СМИ, интернет-журналисты, менеджеры СМИ, дизайнеры печатных СМИ, юристы СМИ, специалисты по рекламе… Речь идет уже не об утилитарных потребностях в кадрах, способных грамотно написать заметку и сочинить сюжет. Так, к примеру, образно подытожил эту надобность редактор газеты «Деловой Петербург» Роман Романюк: «Ситуация изменилась: если прежде мы продавали воду в пустыне, то теперь вынуждены продавать воду в бассейне. Нужны другие специалисты».
Невозможность вуза сиюминутно и широким жестом ответить на запрос медийной отрасли самой отраслью воспринимается однозначно: журфак отстает от требований времени. Только ленивый не высказался по поводу замшелости университетской подготовки журналистов. А посему медиаменеджеры пускаются во все тяжкие в поисках семинаров и тренингов, названия которых убедительно ласкают слух гарантией быстроты профессионализации требуемых кадров. Но вскоре обнаруживается все та же беда: из информационного потока «быстро обученными» многоразово клонируется одна и та же, всем известная информация. И никакого креатива, вода в бассейне имеет «вторую свежесть».
По большому счету, предъявлять требования к качеству подготовки журналистов в государственном вузе могут только два субъекта: государство, которое субсидирует образовательный процесс, и студенты, из своего или семейного бюджета оплачивающие обучение. Но именно коммерческие структуры являются основными потребителями кадров, достающихся им, по сути, даром. И именно они высказывают претензии к уровню их готовности к работе.
Подготовка хорошего журналиста — штучное производство, и стоит оно дорого. Даже если ректор университета станет денно и нощно думать только о том, чем и как оснастить аудитории для журналистов и где найти средства для достойной оплаты труда медиапедагогов, проблема кадров для медиаиндустрии края вряд ли решится эффективно и быстро.
Чтобы соответствовать требованиям времени, факультет должен располагать несколькими специализированными аудиториями, моделирующими работу реальных медийных структур: компьютерными классами с полным оснащением программными средствами для создания всех видов медиапродукта, телерадиостудией с набором мобильных комплектов для съемки и монтажа. Необходим ньюс-рум с полным набором технических средств, дающих возможность в режиме реального времени создавать информационный продукт для печатных, телевизионных и аудиовещательных структур.
Многие редакции уже сегодня переходят к конвергентным формам работы, то есть требуют от сотрудников одновременного владения технологиями создания всех видов информации — от газетных заметок до видеосюжетов и гипертекстовых сообщений. При этом желательны глубокая аналитичность и интеллектуальный блеск оперативно сотворяемых шедевров!
Конвергенция медиа как глобальный тренд, выдвинутый современными информационными технологиями, предполагает такое же глобальное вложение средств в технологию подготовки специалистов. Пока же не государство с его весьма скромным финансированием лишь зарплат и стипендий (за счет госбюджета наш факультет имеет только несколько компьютеров), а одна-единственная бизнес-структура в лице издательского дома «Алтапресс» взяла на себя бремя подготовки кадров для медиаиндустрии региона. Около тысячи аудиторных часов более двухсот студентов проводят в стенах редакционно-издательского комплекса, участвуя во всех видах производственного и творческого процесса. Причем абсолютно бесплатно для университета.
Хотя за порогом «Алтапресса» нет-нет да возникают разговоры о приоритетах того или иного учебного заведения в подготовке кадров. Недавно появилась информация о том, что один из вузов Барнаула готов начать подготовку кино-видеорежиссеров и операторов. Очень актуальное решение, только и оно вызывает вопрос: а хватит ли одних только амбиций для решения острейшей кадровой проблемы медиаиндустрии края? Дело в том, что зачастую одни и те же преподаватели и практики-наставники преподают во всех вузах сразу, одинаково бедно оснащенных необходимым оборудованием. Назрела проблема создания единой мощной площадки для подготовки кадров необходимых информационных специальностей. Тем более что все редакции — от городской газеты «Вечерний Барнаул» до «Алтайской правды» и ГТРК «Алтай» — уже включились в эту работу. Никем не финансируемую, создающую дополнительную нагрузку журналистам и менеджерам этих структур.
Несмотря на все усилия, «черных дыр», год за годом без остатка поглощающих дипломированные кадры тех же журналистов, не становится меньше. Если к началу двухтысячного года в редакциях местных газет насчитывалось около 30 процентов журналистов с высшим образованием, то на сегодня их не более 20 процентов. В десятке редакций работают сотрудники, вообще не имеющие никакого высшего образования.
Из года в год сокращается количество редакций, готовых принять на практику студентов- журналистов: некому их учить и негде поселить на 4 недели. Низкая заработная плата, отсутствие жилья, а за последние годы и ротация кадров после смены глав районов и городов приводят к «вымыванию» доли профессиональных журналистов. Хотя именно районные газеты являются сегодня самым востребованным проводником инициатив местной власти, а по насыщенности на единицу населения они «бьют» мировые рекорды.
Редакции газет «Змеиногорский вестник», ключевской «Степной маяк», шипуновской «Степная новь» и другие, неоднократно получавшие гранты и премии республиканского значения, — наглядное подтверждение старой истины о кадрах, которые «решают все». Их редакторы прошли переподготовку в Алтайском госуниверситете по программе второго высшего образования, а сотрудники выучились или завершают учебу в том же вузе. Настало время разработки и решения комплексной программы «Информационные (журналистские) кадры» в масштабах всего края — от лицейских классов, осваивающих программу медиаобразования, до многоуровневой подготовки и переподготовки кадров, востребованных развивающейся медиаотраслью. Без совместных инвестиций, на уровне власти и бизнеса, они появятся не скоро.
Тем более что по решению Минвуза страны, год за годом в вузах идет сокращение бюджетных мест для гуманитарных специальностей. Журналистика — не только самый эффективный поставщик социально значимой информации. Как выразился известный в стране журналист Павел Гутионтов, она — «самый человекообразуемый департамент власти».
Валентина Мансурова, декан факультета журналистики Алтайскогогосуниверситета, профессор, доктор философских наук, газета"Алтайская правда", 16.09.
16.09.2008 11:13
16.09.2008 12:04
Что греха таить - многие ее не любят. Она сложный, порой тяжелый человек. Среди выпускников является хорошим тоном сказать за глаза "фи" в ее адрес. Но если присмотримся - увидим, что хаят ее в основном серые бездарности, которые пришли на факультет уже сложившимися "гениями", не считавшие нужным ходить на лекции. Между тем получить на ФЖ можно ОЧЕНЬ много - если у тебя, в свою очередь, хватит мозгов это взять и усвоить. Последних, к сожалению, за все эти 20 лет наберется едва ли сотня. Но именно ради них, я уверен, стоило все это когда-то затевать.
16.09.2008 12:15
16.09.2008 12:31
16.09.2008 12:35
16.09.2008 12:37
16.09.2008 13:02
16.09.2008 13:48
Государство - это вроде бы все мы со своими налогами, а в данном случае - престарелый декан журфака МГУ Ясен Николаевич Засурский,по личным причинам благоволящий Барнаулу. Почему Валентина Дмитриенва отказывает СМИ в праве оценивать качество подготовки журналистов? А об основном заказчике - аудитории - она вообще молчит. А мнение народа о контенте наших СМИ очень интересно...
16.09.2008 13:49
16.09.2008 13:54
16.09.2008 14:06
16.09.2008 14:20
16.09.2008 14:23
16.09.2008 14:27
16.09.2008 14:43
16.09.2008 14:52
16.09.2008 14:54
16.09.2008 14:57
16.09.2008 15:34
16.09.2008 15:46
16.09.2008 16:18
16.09.2008 16:25
16.09.2008 19:13
16.09.2008 20:10
16.09.2008 20:24
16.09.2008 20:30
-----------------------------
Не скажи! всегда считал пресс-релиз самым сложным журналистским творением!
16.09.2008 21:23
16.09.2008 22:38
16.09.2008 22:42
16.09.2008 22:48
— Ба! Да ведь это писательский дом. Знаешь, Бегемот, я очень много хорошего и лестного слышал про этот дом. Обрати внимание, мой друг, на этот дом! Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов.
— Как ананасы в оранжереях, — сказал Бегемот и, чтобы получше полюбоваться на кремовый дом с колоннами, влез на бетонное основание чугунной решетки.
— Совершенно верно, — согласился со своим неразлучным спутником Коровьев, — и сладкая жуть подкатывает к сердцу, когда думаешь о том, что в этом доме сейчас поспевает будующий автор «Дон Кихота», или «Фауста», или, черт меня побери, «Мертвых душ»! А?
— Страшно подумать, — подтвердил Бегемот.
— Да, — продолжал Коровьев, — удивительных вещей можно ожидать в парниках этого дома, объединившего под своею кровлей несколько тысяч подвижников, решивших отдать беззаветно свою жизнь на служение Мельпомене, Полигимнии и Талии. Ты представляешь себе, какой поднимется шум, когда кто‑нибудь из них для начала преподнесет читающей публике «Ревизора» или, на самый худой конец, «Евгения Онегина»!
— И очень просто, — опять‑таки подтвердил Бегемот.
— Да, — продолжал Коровьев и озабоченно поднял палец, — но! Но, говорю я и повторяю это — но! Если на эти нежные тепличные растения не нападет какой‑нибудь микроорганизм, не подточит их в корне, если они не загниют! А это бывает с ананасами! Ой‑ой‑ой, как бывает!
16.09.2008 22:59
17.09.2008 02:20
На мой взгляд, проблема в том, что картина мира Валентины Дмитриевны может сильно расходиться с потребностями отрасли. Позиционировать журфак как чуть ли не единственный способ повысить качество региональной журналистики - лукавство. Если рассматривать эффективность системы, то для отрасли гораздо более оптимальным способом было бы дополнительное профессиональное журналистское образование для человека с любой базовой специальностью. Разбираешься в архитектуре и хочешь об этом писать/снимать/публиковать? В интенсивном режиме этому можно научить за год. И тогда больше шансов, что студент не превратится в "подставку под микрофон". Что он будет со знанием дела слушать собеседника и задавать более глубокие вопросы, чем "Расскажите, что у вас здесь происходит?"
Жизнь не обманешь, если падает процент журналистов с журфаковским образованием, это не значит, жизнь вокруг виновата. Это значит, что менеджмент образовательного процесса построен не на реальных потребностях, а на мифе. "Девочка хорошо пишет сочинения? Ей надо обязательно надо идти на журфак". А журналистика - это не сочинения. Это не "описание собственных ощущений по поводу пережитого интервью". Это внимание к Другому, умение собирать из разрозненных осколков вариант мозаики события, умение сомневаться в том, что тебе говорят и перепроверять информацию. Это требует богатого личного и социального опыта. Требует твёрдости характера, неуёмной любознательности и стремления показать мир (а не себя).
17.09.2008 02:22
Быть может, наступит то время, когда менеджеры региональных СМИ поймут свои кадровые потребности и то, что ждать милостей от журфака им не приходится. Быть может тогда они учредят свою профессиональную школу. И тогда не студенты будут проходить практику в стенах СМИ и получать за это зачёты. А СМИ будут определять критерии качества профессионального образования и трудоустраивать тех, кто действительно нужен на рынке труда.
И насчёт "сделала всё, что могла". Менеджмент - штука командная. Если бьётся кто-то один - это некачественный менеджмент.
17.09.2008 04:29
я в 1993 г. отказался от предложения идти на филфак отделение журналистики
уже тогда так называемый творческий конкурс был определен
захотелось реально попробовать сввои силы, не получилось... ну и ладно... мы и в другое место прошли, но!!!
в то время делалось все и против т.н. МВД!!!
Давайте вспомним многих, котоые делали сайты и делали их великолепно!
В АГУ не было никогда школы журналистики: должна быть не только вита, но и и король... но, все в единственном лице...
грустно...
17.09.2008 10:02
17.09.2008 10:45
Знают много, могут много, но - цензура...Мешает самореализации!!!
17.09.2008 12:13
17.09.2008 14:49
17.09.2008 15:06
17.09.2008 16:31
17.09.2008 17:07
Хватит наезжать на журналистов. Вам не кажется, что проблема все-таки в болезне нашего общества, которое, попав в первые 10 лет капитализма, сразу стало заниматься массовым потреблением всего и вся. В том числе и денег, и левых заработков и пр. Это и понятно. Все же хотят жить хорошо, не правда ли?
17.09.2008 17:19
17.09.2008 18:25
Каков профессор - такова и газета...Свободный курс.
17.09.2008 18:29
17.09.2008 18:31
17.09.2008 21:22
17.09.2008 22:32
18.09.2008 01:29
18.09.2008 02:01
18.09.2008 08:43
18.09.2008 09:15
18.09.2008 13:56
18.09.2008 14:03
+1!!!Даже легендарная Комсомолка пожелтела как гепатитная,а уж с алтайским вкладышем едва ли на приличную многотиражку потянет!
20:10 16-September-2008
"Комсомолку" не люблю, она действительно типичная желтая газета, таблоид. НО Я НЕ ОСУЖДАЮ ЕЕ! Вы попробуйте заработать, издавая умную, культурную, высоконравственную газету. Много у вас будет читателей? У "Комсомолки" - много. Это называется, пипл хавает. Я бы сказал проще: быдло жрет, быдлу нравится. Кто в этом виноват - другой вопрос.
18.09.2008 14:04
18.09.2008 15:31
С юбилеем, Валентина Дмитриевна!
18.09.2008 15:49
18.09.2008 16:01
18.09.2008 17:41
18.09.2008 19:39
18.09.2008 23:01
19.09.2008 11:09
Я уважаю МВД за открытую позицию и последовательность взглядов. Нужно понимать и то, что любой факультет бьется в тисках учебных планов, где напихано много разных гуманитарных (и не очень) предметов, а деканы и ректоры соревнуются друг перед другом (и перед Москвой) в количестве остепененных, а вовсе не в качестве сортиров в корпусе на Димитрова и питания для студентов, как некоторые наивные думают.
Но. Правда и то, что журфак полностью утратил обратную связь со своими студентами - я имею в виду оценку качества образования. Нашим мнением никто и никогда не интересовался, по определению, мы были лишены такого права - оценивать преподавателей. А между прочим в США профессура регулярно проходит по конкурсу, и одним из критериев оценок - опросы студентов. Получил низкий рейтинг студентов - собирай вещички, езжай ищи работу в другой универ...
У нас же общим местом стали разговоры о том, что журфак стал факультетом бесполезных вещей, но никого это не волнует.
Не права МВД и по поводу денег - не такой уж нищий факультет - куча бабла идет по линии внебюджетного набора. Только, похоже, распределеяются эти деньги отнюдь не в пользу наиболее востребованных преподов, которые могут научить профессии.
19.09.2008 12:10
19.09.2008 12:25
19.09.2008 16:01
19.09.2008 16:55
19.09.2008 18:53
19.09.2008 20:01
20.09.2008 00:24
20.09.2008 00:38
20.09.2008 01:20
20.09.2008 01:30
20.09.2008 14:54
Переведу в более понятные образы: писатель - это художник, журналист - это маляр. И там, и там краска, но разница! И всем, кто хочет стать журналистом советую это учесть.
20.09.2008 16:29
20.09.2008 16:49
20.09.2008 22:49
21.09.2008 10:59
Ничего удивительного: они уже давно и успешно работают в других городах нашей Раши. Фамилий во всеуслышание называть не буду: спалюсь)))
21.09.2008 11:07
21.09.2008 18:08
21.09.2008 22:07
22.09.2008 11:41
И по каким критерию определяет, что ""Комсомолка" пожелетела"?
Критерий очень простой: на первой полосе фото-плакат, на котором изоражена "няня" и огромными буквами подпись, типа "Сергей Жигунов разводится с женой ради Анастасии Заворотнюк". То есть, ясно, как газета себя позиционирует. И это вполне объяснимо - люди деньги зарабатывают. И пусть зарабатывают, только я, например, считаю ниже своего достоинства читать такую газету. Хотя многие так не считают.
22.09.2008 11:50
22.09.2008 12:50
22.09.2008 13:20
Анна, не смейтесь...Конечно, добывать информацию - тоже профессионализм. Но разговорить бабушку-соседку жертвы убийцы-педофила или купить фотку у одноклассников - это одно, но совсем другое - уметь объективно и беспристрастно анализировать. Склонности к неангажированному анализу ни у КП, ни у дргуих федеральных да и местных газет не наблюдается
22.09.2008 14:43
22.09.2008 17:58
22.09.2008 20:41
22.09.2008 20:59
23.09.2008 00:00
23.09.2008 03:09
23.09.2008 07:54
23.09.2008 09:29
Споры о жёлтой и качественной журналистике радуют. С одной оговоркой. Вспомните, пожалуйста, о разнообразии мира. О том, что у разных людей разные информационные потребности. Что "качество", о котором вы говорите, разными людьми понимается по-разному. В силу образования, культуры, опыта, политических и прочих взглядов. И для разных людей должны быть разные медиа. И в этих разных медиа должны работать разные журналисты. Желание выработать один стандарт на всё - ну попробуйте. Хотя, на мой взгляд, это противоестественно. Попробуйте посмотреть на мир как на мозаику, а не как на одноцветный лакированный стол.
23.09.2008 10:44
25.09.2008 22:58