18+

Более жесткий порядок взимания подоходного налога с банковских депозитов и льготных ссуд введен изменениями и дополнениями № 4 инструкции госналогслужбы РФ № 35 от 29 июня 1995 г. «По применению закона Российской Федерации „О подоходном налоге с физических лиц“ от 27 марта 1997 г.»

Основное изменение состоит в расширении объекта налогообложения путем включения в налогооблагаемый совокупный доход физического лица доходов, поручаемых в виде материальной выгоды по вкладам в кредитных организациях, по страховым выплатам, в виде экономии на процентах при получении займа. Подоходный налог, таким образом, выплачивается: а) если проценты и выигрыши, полученные по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, внесенным в рублях, превышают ставку рефинансирования ЦБ РФ (сейчас 24%), а по вкладам, внесенным в иностранной валюте, если проценты превышают 15% годовых от суммы вклада; б) если процент за пользование заемными средствами, полученными у предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, составляет менее двух третей от ставки рефинансирования ЦБ в рублях, либо менее 10% годовых при получении займа в иностранной валюте.

Вопрос расчета налогооблагаемой материальной выгоды конкретно рассмотрен в изменениях № 4, где сказано, что налогообложению подлежат суммы материальной выгоды по процентам в части, превышающей ставку рефинансирования ЦБ, действовавшую в течение периода существования вклада. Если в течение периода, за который производится начисление процентов, учетная ставка ЦБ изменялась, то при расчете необлагаемых процентов учитываются последовательно действовавшие ставки в течение всего периода, за который начисляются проценты. Вновь установленная ставка рефинансирования, применяемая в целях налогообложения материальной выгоды, применяется, начиная с месяца, следующего за месяцем ее изменения. Сумма материальной выгоды по валютным вкладам исчисляется как положительная разница между суммой начисленного дохода по ставке, определенной условиями договора банковского вклада, и суммой начисленного дохода по этому вкладу, исчисленной в размере 15% годовых от суммы вклада.

Материальная выгода подлежит включению в совокупный налогооблагаемый доход при предоставлении займа кредитным учреждением, так и некредитной организацией, предприятием, учреждением, а также физическим лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя. При предоставлении займа физическим лицом, не являющимся предпринимателем (это допустимо в соответствии с гл. 42 Гражданского кодекса РФ), материальная выгода подоходным налогом не облагается. В законе указано, что налогообложению подлежит материальная выгода в виде положительной разницы между суммой, исчисленной, исходя из двух третей ставки рефинансирования, установленной Банком России по средствам, полученным в рублях, или исходя из 10% годовых по средствам, полученным в иностранной валюте, и суммой фактически уплаченных процентов по полученным заемным денежным средствам. Следует обратить внимание на то, что здесь речь идет именно об уплаченных процентах, а не о процентах, предусмотренных договором. Если уплата процентов по заемным средствам не производилась, расчет производится, исходя из суммы процентов в размере двух третей ставки рефинансирования Банка России. Налогообложение материальной выгоды определяется ежегодно в течение всего срока пользования заемными средствами по истечении каждого расчетного месяца, исходя из разницы между суммами фактически уплаченных процентов за истекший период и суммой, исчисленной в размере двух третей ставки ЦБ, действовавшей в этом периоде.

Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Нет комментариев
09.10.2026
08.10.2026