Как известно, федеральное законодательство допускает несколько
форм избрания глав муниципалитетов, что и послужило правовой
основой для конфликта. При этом глава РА Михаил Лапшин настаивает
на всенародном избрании глав районов, а избранные в декабре 2002
г. представительные органы власти районов, напротив, хотят
сохранить это право за собой. Местная пресса связывает
возникновение данного конфликта с тем, что главы районов получат
доступ к наиболее "ликвидному" в республике ресурсу - процессу
распределения земельных участков. При этом, в ситуации, когда
кандидатуры, поддерживаемые Михаилом Лапшиным, не сумели создать
большинство как раз в районных советах туристической зоны,
республиканская власть оказалась под угрозой быть вытесненной из
процесса перераспределения земельного фонда.
Последним по времени всплеском конфликта была встреча Михаила
Лапшина с населением и депутатами Майминского района, прошедшая
18 января (большая часть депутатов здесь тяготеет к партии
"Единая Россия"). Расцененная депутатами как средство давления на
них, встреча вызвала ряд жалоб группы депутатов райсовета в
официальные органы. В них Михаил Лапшин был обвинен в
"откровенном запугивании" депутатов. В то же время, в качестве
примера более здравого подхода к этому вопросу майминские
депутаты упоминали Алтайский край, где, по их данным,
практикуются все три разрешаемые законом формы избрания главы
района, в том числе порядка 40% глав избрано из числа депутатов
или по контракту.