18+

2-ой номер "ликбеза": панегирик лишним людям и немного радикально

На днях вышел в свет 2-ой номер литературного альманаха "Ликбез". Как сообщалось, теперь он выходит в онлайновой форме на специально созданном сайте. И хотя читатели лишились возможности подержать журнал в руках, зато теперь они могут почитать творения алтайских и иных литераторов каждый месяц - по крайней мере, так они обещали нам (и пока это обещание выполняют).

Итак, что же замечательного представила в февральском номере компания "радикальных доцентов" (так их как-то обозвал рекламный баннер, на пару суток заклеивший весь Рунет)?

"Гвоздем номера" номинирован отрывок из нового романа Владимира Токмакова "Настоящее длится десять секунд". Да, пора бы уж Токмакову разразится чем-то новым, не все же кропать опусы для "Алтайской правды", и размахивать на литературных вечерах своим "Детдомом"... На сей раз его лирический герой, отрясая со своих ног пыль родного Букаранска, в компании некой длинноногой студенточки и книжного жучка Прашкевича (не Геннадия) отправляется по миру в поисках таинственного артефакта. Ну что тут скажешь? Есть, есть сильные страницы, да и отказ от немодных ныне постмоджернистских штучек явно пошел Токмакову на пользу. Но! НО! Сколько, блин, можно писать о том, о чем не имеешь ни малейшего представления? Т.е. имеешь представление только по прочитанным книгам? Вот ведь тянет ликбезовцев писать о быте бандитов, примочках американских миллионерах, и вкусах международных аферистов... Картонно это получается, увы... Самая ароматная и живая сцена в отрывке - совращения героем девушки на остановке, ей веришь - наверное, потому, что самому Токмакову уж явно не раз пришлось пережить подобные диалоги. Но пока еще роман можно развернуть к реальной жизни - хочется надеяться, что Токмаков больше будет опираться на свои жизненные переживания и опыт друзей, чем на книжные коллизии.

Примером такой, идущей "от жизни" прозы стали итальянские путевые очерки Евгения Платунова "По горам, по долам". Украшающий сейчас кадровый состав российской армии Платунов - непростая, мягко говоря, личность (чего стоит его карьера полицейского в Румынии!), но в этих очерках платуновские способности проявились в полной мере - браво, ваше благородие! Италия предстает в них как живая, прямо вспоминаются итальянские путевые записки Бунина. Крепко написано! Стоит обратить внимание Владимира Токмакова и гг. писателей - рядом с вами обитает организм, являющийся кладом житейских наблюдений и заметок, а вы жизненную фактуру из детективчиков черпаете.

Среди журнальной прозы, я полагаю, стоит отметить ряд крепких вещей (ничего не скажу о поэзии - не понимаю и не принимаю я этого жанра). Вот, например, будни малахольных девиц - операторов пейджинговой компании в рассказе "Машка" сетевой писательницы Виктории Дегтяревой (в редакции о ней ничего неизвестно). Немного хаотично и малоосмыслено, но чувствуется жизнь - девушка явно владеет пером, и умеет выразить свои чувства. Вот еще научится сюжеты половчее клепать - и будут очень даже ничего себе рассказы. Или вот рассказ "московской эротической девушки" (как ее неофициально рекомендуют в редакции "Ликбеза") Ольги Шевченко "Рекламные люди". Нет, паралеллей с "Люди 10 часов утра", как мне сначала показалось, здесь нет. Просто компания неудачников, подрабатывающих рекламой, умирающий старик, вообще бессмыслица кругом. Неплохо в целом, хотя можно было бы поострее ситуации прописать, характеры поярче, немного все же сыровато получилось. Но девушка она (г-жа Шевченко) хоть и эротическая, но явно с талантом, есть в рассказе интересные места, вполне крепко прописанные. И вообще - мне бы как читателю было интереснее прочитать ее опус не от лица мужчины, а от собственного. Ведь уж если уродил Господь женщиной, так этим надо пользоваться - на всю катушку!

А вот многочисленная фантастика меня разочаровала. Вся. Кроме рассказа сетевого автора Михаила Меро "Копирайтер". Ловко написанная вещичка - вполне на уровне того стандарта, что сейчас именуется "большой литературой". Идея может быть не слишком оригинальна - московские пиарщики вводят в моду поедание генетически выращенного человеческого мяса ("Скушай кусочек Путина!"), но автор явно незауряден во владении пером - я бы оценил его рассказ как лучшее литературное произведение номера.

Ну и конечно, "Ликбез" не был бы "Ликбезом", если бы не отдал дань политическому радикализму. Вполне вменяемая статья нацбола и журналиста Евгения Берсенева (знающим его, этот эпитет не показался бы странным) о поездке на суд к Лимонову. Грамотное интервью с легендарным Александром Прохановым. Все это придает журналу тот самый колорит прибежища "радикальных доцентов", который является фирменным стилем "Ликбеза". Вполне стильно также выглядит и мемуарная подборка о художнике Юрии Эсауленко - все более и более вырисовывает она ту волну, что сейчас видится золотым веком алтайской культуры ушедшего столетия - конец 80-х - начала 90-х, ярким представителем которой был ушедший.

Ждем следующего номера.

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Регистрация / Вход

Комментариев 0
Календарь
/ /
20.10.2021