ОФИЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
В вопросе объединения Алтайского края и Республики Алтай случайно или, возможно, намеренно руководством республики производится явная подмена понятий. Данными политиками позиция края интерпретируется как якобы агрессивная, преднамеренно направленная на принудительное присоединение республики. При этом точка зрения руководства края никогда не выходила за пределы желания только выяснить мнения по этой проблеме жителей наших территорий. Вызвано это развернувшейся в последнее время широкой общественной дискуссией об укрупнении субъектов федерации. Причем наибольший резонанс эта идея получила как раз в самой республике. После того, как в адрес властей уже стали поступать обращения с просьбой обратиться к данной проблеме, законодательный орган края принял решение провести даже не референдум, а изучение настроений жителей края. Именно избиратели, а не краевой совет, губернатор, Государственная Дума или Президент России в соответствии с Конституцией могут принимать решения такого уровня. Если избиратели скажут нет, вопрос будет снят раз и навсегда, и не будет даже самой почвы для непрекращающихся споров на наших территориях.
Почему управленческая элита республики категорически против того, чтобы население высказало свою точку зрения, а переводит разговор в плоскость столкновения двух регионов, причем, в том числе, на базе очень опасного национального фактора? По всей видимости, во-первых, потому что уверено - население проголосует за объединение. Отсюда, во-вторых, это поставит под вопрос легитимность существования на протяжении всех этих лет управленческих структур республики и их нормативных документов. Ведь решение об отделении республики принималось не всенародным волеизъявлением, а законодательным органом данной территории. Возможный референдум станет первым и единственным конституционным утверждением статуса республики.
Говорить же сегодня об экономической целесообразности или нецелесообразности объединения, в общем-то, не имеет смысла. Как будто именно уровень зарплаты или темпы роста отдельных отраслей в крае определяют, захочет ли население республики к нам присоединиться. Ведь в очень уж в разных плоскостях находятся наши территории. Республика глубоко дотационная территория, находящаяся фактически на содержании Федерации. Уровень благосостояния здесь определяется финансовой помощью с федерального уровня, и принципиальный вопрос только в том, захочет ли Федерация и дальше содержать местные органы власти.
Край - это очень сложный организм, объем только промышленного и сельскохозяйственного производства которого, превышает республиканский даже не на 100 процентов, а в сто(!) раз. Благополучие жителей края, помимо дотаций, зависит от огромного множества факторов: от конъюнктуры цен на наши товары на межрегиональных рынках до административных барьеров на пути развития малого бизнеса. Населению здесь, наверно, необходимо ориентироваться на позицию федеральных органов власти. Если в ближайшие годы правительство сохранит принципы распределения и нынешние объемы дотаций, то, учитывая, что они распределяются из расчета на количество населения, принципиальной разницы, где получать эту дотацию, нет. Однако если будет продолжен нынешний путь реформирования государственной системы России через увеличение ответственности территорий за наполнение собственных бюджетов, то республике, конечно, выгодней интегрироваться в экономически более развитый Алтайский край.