"В конце мая этого года группа депутатов Государственной Думы (Валерий Останин и Юрий Щекочихин из фракции "ЯБЛОКО", Сергей Левченко и Александр Куликов из фракции КПРФ, Борис Резник из депутатской группы "Регионы России", Олег Финько из фракции ЛДПР и Александр Гуров из фракции "Единство") выступила с заявлением о создании внепартийного общественного движения "Чистые руки". Членами инициативной группы предложен ряд конкретных действий по борьбе с криминалом и коррупцией:
1. Создать институт независимых судов и прокуроров, наподобие того, который действовал в Италии в ходе операции "Чистые руки".
2. Создать отдельную федеральную спецслужбу, независимую от МВД, ФСБ и Генеральной прокуратуры, чьей функцией будет борьба с коррупцией в силовых ведомствах и государственных органах (подобные спецслужбы успешно действуют в США и многих других странах).
3. Создать федеральную программу защиты свидетелей и потерпевших.
4. Немедленно отстранить от должности руководителей правоохранительных органов, губернаторов, мэров и госчиновников, замешанных в коррупционных скандалах, в отношении которых имеются достаточные данные о их причастности к коррупции и должностным злоупотреблениям.
Зачем создано антикоррупционное движение, реально ли организовать общенациональную кампанию по борьбе с коррупцией и добиться ответственности высших должностных лиц: На эти и другие вопросы отвечает один из организаторов движения "Чистые руки", депутат Государственной Думы от Алтайского края Валерий Останин:
- Как проходила кампания "Чистые руки" в Италии? К каким результатам она привела? Можно ли перенести итальянский опыт на российскую почву?
- Италия издавна "славилась" мафиозными кланами. Но где-то к началу 80-х годов прошлого века произошло полное срастание криминальных структур и государства - под полное влияние мафии попали парламент, правительство, суды, правоохранительные органы. Обстановка стала совершенно нетерпимой: десятки тысяч людей исчезали бесследно, а убийства судей, депутатов, прокуроров, выступавших против мафии, стали обыденным делом. Тогда и возникло общенациональное движение борьбы с коррупцией, которое организовали простые студенты, рабочие, служащие, другие честные люди. Когда наверху ведущие политические партии осознали размах антикоррупционного движения, возможные социальные последствия, назревание в стране революционной ситуации, было принято решение начать широкомасштабную борьбу с коррупцией.
Был создан институт независимых судей, прокуроров, карабинеров, которые отбирались из числа тех, кто не запятнал себя коррупционными связями, пользовался репутацией кристально честного, принципиального, грамотного профессионала. Именно им поручили расследование и рассмотрение дел о коррупции среди членов правительства, депутатов, других высших должностных лиц. Причем, на первом этапе проведения операции "Чистые руки" те судьи и прокуроры, кто занимался "громкими" делами, потерпевшие по ним и свидетели, проживали в военных казармах под охраной карабинеров. Это исключило попытки давления, подкупа, физического уничтожения этих людей.
Принятые меры принесли серьезный успех. К середине 80-х годов коррупция в Италии была в целом подавлена. Доходило до того, что главари мафиозных группировок добровольно сдавались в руки правосудия, приходили с повинной, поскольку кара была для них неизбежной. Государственный аппарат подвергся решительной чистке от лиц, совершивших должностные преступления, замешанных в связях с мафией.
Перенести итальянский опыт на нашу землю можно. Сегодняшняя российская ситуация с коррупцией в системе госаппарата, в правоохранительных, судебных органах, очень близка к той, что в свое время сложилась в Италии. Чтобы победить коррупцию, в числе прочих мер, мы должны взять на вооружение и итальянский опыт. Иного пути у нас просто нет. Поэтому, мы с коллегами и стали инициаторами создания инициативной группы движения "Чистые руки", предложили нашей власти конкретные шаги по борьбе с коррупцией.
- Считается, что действующие законы позволяют эффективно бороться с коррупцией. Почему тогда до сих пор такой борьбы не ведется? Как можно повлиять на исправление ситуации?
- Законы наши, действительно, позволяют власти эффективно вести борьбу с коррупцией. Действующий уголовный кодекс предусматривает высокие санкции за должностные преступления. Зато в правоприменительной практике не действует главный принцип правосудия - неотвратимость наказания за совершенное преступление. Почему не ведется борьба с коррупцией, хотя нужные законы есть? Потому, что главные "правоохранители" не несут никакой ответственности за состояние борьбы с преступностью. Ежегодно проводятся совместные коллегии "силовых" ведомств, на которых присутствует Президент, звучат красивые, правильные слова - усилить, укрепить, углубить: Но никто еще не учинил строгий спрос, не сорвал ни с кого за бездействие генеральские погоны, не понизил в должности бездельников, не говоря уж об уголовной ответственности за халатность.
Когда у нас в стране происходит очередное "громкое" убийство или широкомасштабная афера, с экрана телевизора высокие лица начинают успокаивать граждан: возбуждено уголовное дело, ведется расследование, дело находится на контроле министра внутренних дел, генерального прокурора, начальника ФСБ, лично президента: Нужное, как говорится, подчеркнуть. У любого "громкого" дела находятся высокопоставленные "контролеры". Прав мой коллега по фракции "Яблоко" и комитету по безопасности Государственной Думы, Юрий Щекохичин, который суть наших бед вывел одной фразой: "у нас нет контролеров над контролерами". Таким главным "контролером" должно быть общество, народ, люди, которые и должны спрашивать у наших главных "силовиков", непосредственно у Президента: что сделано для расследования этих дел, когда найдут и накажут виновных. И спрашивать не от случая к случаю, а регулярно. А "силовики", правительство, президент должны отчитываться перед народом и докладывать - кто виновник преступлений, какое они понесли наказание или когда окажутся на скамье подсудимых.
- В России немало федеральных спецслужб, в чьи задачи входит борьба с коррупцией. В чем смысл образования новой? Как добиться того, чтобы новая федеральная спецслужба боролась с коррупцией не на бумаге, а на деле?
- Федеральных служб, призванных бороться с коррупцией, у нас немало. Беда в том, что эти спецслужбы также поражены коррупцией, и в большей степени решают меркантильные задачи - от "крышевания" до прямого участия в совершении преступлений. Буквально на днях будет заседать комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией, где должен быть поставлен вопрос об освобождении от должности двух заместителей Генерального прокурора, замешанных в коррупционных скандалах. До сих пор не пойман и не посажен в тюрьму заместитель бывшего министра внутренних дел Александр Орлов, объявленный в международный розыск за взятки и другие должностные преступления (хотя, как говорят, он ни от кого не скрывается). И таких случаев - множество.
Управления по борьбе с организованной преступностью руководством МВД и начальниками управлений внутренних дел разрушены под флагом борьбы с "крышеванием". Сегодня УБОПовцы ловят скотокрадов и проституток, вместо того, чтобы выполнять те задачи, ради которых в конце 80-х и создавали УБОП. На практике, к сожалению, сбылось "пророчество" "вора в законе" Витьки Антибиотика из сериала "Бандитский Петербург", сказавшего, что УБОП скоро разгонят, поскольку решает неактуальные задачи - уличная преступность растет.
Сегодня в России для эффективной борьбы с коррупцией нужна специальная независимая федеральная служба. Руководить которой должен профессионал высокого уровня, незапятнавший себя никакими связями с криминальными элементами. В штат своей службы он также должен набрать профессионалов, принципиальных и честных. Подобная служба должна получить право проводить расследование и оперативнорозыскные мероприятия в отношении всех без исключения представителей власти, правоохранительных органов, спецслужб. Подчиняться руководитель антикоррупционного ведомства должен напрямую Президенту РФ и только ему быть подотчетен.
- Заинтересованы ли Президент и Правительство в немедленном отстранении от должности коррумпированных губернаторов и министров? Возможно, им удобней иметь дело с теми, на кого есть серьезный компромат, и от того они особенно послушны? Что может повлиять на политическую волю Президента и Правительства?
- Вы сами ответили на свой вопрос. То, что Президент не заинтересован в проведении эффективной борьбы с коррупцией, ясно хотя бы потому, что эта тема никак не озвучена в его ежегодном послании Федеральному собранию. Я уж не говорю о Правительстве, в составе которого этих самых коррупционеров "пруд пруди". Достаточно вспомнить недавний скандал в комитете по рыболовству - Наздратенко и его замы незаконно выдают "самим себе" квоты на лов рыбы, способствуют разграблению биоресурсов в России, а, когда про это заговорили средства массовой информации, то эти чиновники в лучшем случае отделались легким испугом.
К сожалению, система нашей государственной власти глубоко порочна. Порочность заключается в том, что высшие чиновники подбираются не по критерию профессионализма, а по принципу личной преданности - так называемые "свои": из одного города, из одного ведомства, да просто родственники и старые приятели. При назначении очередного чиновника на должность во главе стоят не интересы государства, а стремление развивать семейный бизнес с использованием должностного положения. Круговая порука - второй порочный признак нынешней власти. В ней кроется незаинтересованность в выявлении фактов воровства и взяточничества. Если чиновник узнает что-то неблаговидное о действиях своего начальника или подчиненного, то сохранит это в тайне, чтобы использовать полученные сведения как инструмент шантажа и влияния для решения личных задач. Повязаны все: если Сидоров скажет об Иванове и Петрове, то Петров и Иванов скажут много интересного про Сидорова. У каждого сыновья и жены в бизнесе: у крупных чиновников - в крупном бизнесе, у средних чиновников - в среднем:
На политическую волю Президента и Правительства может повлиять только народ, и мы создаем общенациональное движение против коррупции именно для того, чтобы свое слово сказали граждане нашей страны.
- Насколько популярна "в народе" тема борьбы с коррупцией? Осознают ли люди связь между бедственным положением страны и воровством чиновников? Сможет ли инициировать общественное движение такую антикоррупционную кампанию, которая действительно станет общенациональной?
- Коррупция в системе государственного аппарата отражается на каждом из нас. Возьмем, к примеру повышение тарифов на электроэнергию или проезд в городском транспорте. В первом случае за счет рядовых граждан решают свои проблемы Чубайс и компания, во втором - владельцы частных автобусов. А принимаются решения о повышении тарифов коррумпированными чиновниками, имеющими свой интерес.
Повышаются тарифы на коммунальные услуги - значит, "коммунальные" деньги украли, списав на благоустройство и ремонт дорог. Когда число работников ЖЭУ увеличивается до размеров министерства - значит, увеличивается число родственников начальника и его друзей, которым надо кормиться за счет простых граждан, налогоплательщиков. Связь между бедственным положением страны и воровством чиновников люди, безусловно, видят и понимают. Беда в том, что многие наши сограждане относятся к коррупции как к само собой разумеющемуся явлению, неизбежности. Воровство и взятки стали настолько обыденным делом, что не вызывают серьезного гражданского возмущения. За взятки сейчас продается все: обвинительные и оправдательные приговоры, должности, государственные и муниципальные заказы. И многие думают, что эту систему изменить невозможно. Это ошибочное мнение. Одна из главных задач нашего движения - разъяснить людям, что только объединившись можно победить эту гидру.
Я думаю, мы сможем инициировать общенациональную антикоррупционную кампанию, иначе бы за этого дело и не взялись. Надеюсь, нас поддержат не только рядовые граждане, но и большинство политических партий (для которых борьба с коррупцией не лозунг, а серьезная задача), общественных движений, организаций ветеранов правоохранительных органов. Мы планируем провести по городам и весям нашей страны сбор подписей под заявлением главе нашего государства о необходимости принятия решительных мер по борьбе с коррупцией. Полагаю, что под таким заявлением подпишется большинство наших сограждан, все честные люди, ведь дальше так жить невозможно. Планируем открыть телефоны доверия и общественные приемные, куда можно будет обратиться по факту коррупции. После сбора подписей в регионах, мы, инициаторы создания движения, планируем добиться встречи с Президентом, представить ему подписи граждан, убедить его принять неотложные антикоррупционные меры, указанные в нашем заявлении. Я считаю, что такие действия будут иметь серьезное практическое значение.
Поверьте, за свой многолетний опыт работы в милиции я повидал немало мерзких, отвратительных преступлений, но нет ничего омерзительнее, чем обкрадывать свой народ, свою страну.