Top.Mail.Ru
18+

Путь михаила лапшина: аналитический материал о положении в республике алтай.

Как мы уже писали, 12 мая в Горно-Алтайске глава Республики Алтай МИХАИЛ ЛАПШИН выступил с ежегодным докладом о социально-экономическом положении в регионе в 2003 году. Наш корреспондент в Горно-Алтайске ДМИТРИЙ КОБЗЕВ попытался проанализировать этот документ. На наш взгляд, анализ получился весьма интересным, тем более, что многие ошибки и провалы Михаила Лапшина уже заложены в первых шагах повторяющего их нового губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова.

Выступление главы Республики Алтай с ежегодным докладом на сессии Государственного Собрания - Эл Курултай является конституционной нормой. По традиции данный доклад не обсуждается на сессии, а принимается депутатами к сведению. Как и послание президента Федеральному Собранию, этот доклад должен представлять собой не столько отчет о работе, сколько видение проблем, с которыми пришлось столкнуться в процессе работы и обозначением перспектив, стоящих перед властями субъекта федерации.

Немного статистики. В нынешнем докладе содержалось 6573 слова, его чтение заняло 1 час 6 минут. Чаще всего в нем встречаются слова "республика" (102), по 32 раза звучат слова "правительство" и "работа". 23 раза вспоминаем о "прошлом", 20 раз встречается слово "развитие", 18 раз слово "рубли". Слово "народ" встречается 7 раз, а вот "население" - 15.

В прошлом году в ежегодном докладе было 6198 слов, и слово "республика" в нем также было самым употребляемым (57). Слово "работа" прозвучало в прошлогоднем докладе 19 раз, "правительство" - 17. О "населении" глава говорил 17 раз, а о "народе" - всего три. Слово "развитие" в докладе о положении в 2002 году прозвучало всего три раза, о "рублях" речь шла 8 раз, и столько же - о "миллионах".

Автор этих строк решил сопоставить содержание двух докладов. В результате сопоставления удалось проследить определенные тенденции в подходах к управлению республикой. Более того, при сравнении этих двух документов удалось понять, в каких сферах общественно-политической жизни произошел подъем, а в каких, напротив, просто-напросто наблюдается провал.

В прошлом году глава выступал с посланием впервые, поэтому позволил себе заклеймить предшественников не только на республиканском уровне. Остракизму был подвергнут и первый президент России Борис Ельцин. Судя по докладу 2003-го года, правительству Лапшина досталось тяжелейшее наследство в виде системного кризиса в экономике и социальной сфере из-за "неумения прежнего руководства определять главные задачи, невнимания к острейшим проблемам села, экономической и политической изоляции, неумения сосредоточиться на решении неотложных задач".

Предполагалось, что правительство самого Михаила Лапшина все исправит, и в республике наступит эпоха "созидания и социальной стабильности", а "день занесения на Доску почета будет одним из самых торжественных дней в нашей республике". Для достижения этого глава поставил задачу "консолидации усилий общества на основе взаимодействия всех ветвей власти, партий, профсоюзов, общественно-политических объединений и движений".

Эта консолидация обеспечила "оживление экономики", политическую стабильность и создала условия для роста "социального оптимизма". О том, что консолидация в прошлом году обеспечивалась неприкрытым давлением на депутатов различных уровней (противостояние с Майминским райсоветом - яркий тому пример) глава скромно умолчал. Потому что его способы установления общественного согласия напоминают политику оккупационных войск на захваченных территориях. О каком согласии может идти речь, когда, встречаясь с несимпатичной ему точкой зрения, Михаил Лапшин начинает обзывать оппонентов ("баре из Госсобрания"), угрожать уголовным преследованием (случай с оппонентом по Аграрной партии А.Чепой) или прекращением политической карьеры (попытка инициировать отзыв депутатов Госсобрания от Улаганского района).

В 2003 году, еще будучи лидером Аграрной партии России, Михаил Лапшин главным приоритетом в государственной политике обозначил поддержку села и агропромышленного комплекса, тем более что "мы живем в аграрной республике, где 70 процентов населения заняты в аграрном секторе". Одной из главных задач руководитель республики назвал лизинг сельхозтехники и систему дотаций. Выплата дотаций, по мнению Лапшина, задача не столько тактическая, сколько стратегическая. Полемизируя со сторонниками иного подхода, Михаил Иванович убеждал население, что нужно сначала отладить производство продукции, а затем ее переработку. Он убежден, что средства, вложенные в сельское хозяйство, окупились сторицей. "За политику активной финансовой поддержки села мы взялись всерьез и надолго", - пригрозил глава республики в 2003 году.

Выступая на XX сессии Госсобрания, Лапшин вновь говорил о сельском хозяйстве. По объему в этом году об этой отрасли народного хозяйства он сказал даже чуть больше, чем в прошлом. Это понятно - ведь помимо провозглашения заманчивых приоритетов нужно сообщить и о достигнутом. "Два года назад Правительство республики обозначило в качестве одного из приоритетных направлений возрождение села, развитие сельского хозяйства, - сказал он. - Для региона, где 75% (в прошлом году было только 70 - Д.К.) населения проживает в сельской местности, это очень важная задача". Далее Михаил Иванович занялся перечислением того, как прошлогодняя угроза была выполнена: "были приняты два основных закона Республики Алтай по развитию сельского хозяйства: "О государственной поддержке агропромышленного комплекса Республики Алтай" и "О государственной поддержке финансовой аренды (лизинга) в Республике Алтай". Эти законы были подкреплены несколькими постановлениями Правительства". Дотации и механизация агропромышленного комплекса позволили, по мнению докладчика, увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с 2001 годом на 50%. Почему для сравнения был взят именно 2001 год, непонятно. Согласно справке Минэкономики об основных показателях экономического развития республики, темпы роста в аграрном секторе не столь уж велики, тем более с учетом объемов бюджетных средств, потраченных на сельское хозяйство.

В последнее время для многих стало очевидным, что в 2003 году у Михаила Лапшина появилось новое увлечение, которое сказалось на государственной политике. Злые языки поговаривают, что новое увлечение не совсем бескорыстно. Кто-то подсказал руководителю республики, что, кроме лизинга сельхозтехники по завышенным ценам, существует еще и капитальное строительство с подготовкой проектно-сметной документации, Катунским водозабором и прочими радостями. И если в 2002 году освоение новой отрасли только начиналось, то в прошлом все ее прелести действующим лицам стали очевидны. Под новое хобби был возведен политический фундамент в виде утверждений с высоких трибун о том, что в строительном комплексе взят курс на решительное повышение качества вводимых объектов: и тех, что реконструируются, и тех, что строятся вновь. "Мы намерены внедрять высокий архитектурный стиль с элементами национального колорита. Принято решение значительно обновить облик города, и практические шаги в этом направлении уже делаются", - сообщил глава в прошлогоднем докладе. В этом году в "послании" о строительстве сказано намного больше, чем в прошлом. Более того, о строительстве сказано даже больше, чем о сельском хозяйстве. Если в прошлом году Михаил Лапшин о сельском хозяйстве сказал 216 слов, а о строительстве - 128, то в этом - соответственно 609 и 868. Статистика свидетельствует о резком повышении интереса к строительной отрасли. Если динамика сохранится, то из доклада следующего года мы, пожалуй, узнаем, что главной отраслью Горного Алтая является строительство, и что в республике проживает 70% населения, занятых этим благородным делом. Самому Лапшину впору будет возглавить Строительную партию России (СПР), тем более что с замом руководителя Госстроя Николаем Масловым у него налажены замечательные отношения. Господин Маслов в начале года даже вступил в АПР и принял активное участие в борьбе с Алексеем Чепой и министром сельского хозяйства России Гордеевым. Но и Лапшин, и Маслов были посрамлены на апрельском съезде "аграриев". Так что политическое слияние наиболее коррумпированных отраслей России уже произошло (как здесь не вспомнить один из плакатов предвыборной кампании самого Лапшина: "Где хлеб, там и мыши"). Любопытно, что и в республике главную роль среди министров играет теперь не руководитель минсельхоза Кулагин, а министр строительства, тезка Маслова Москалев. То, что строительству теперь отводится главная роль, видно и по бюджету республики. Если на агропромышленный комплекс заложено 10% бюджета, то на строительство - 12,9%.

В общем, такие резкие колебания в экономической политике связаны, как неоднократно отмечали местные экономисты, с отсутствием программы социально-экономического развития региона. Уже на протяжении многих лет общественность требует от правительства разработки и принятия такого документа. Раньше считалось, что его нет из-за некомпетентности бывшего руководства, теперь, похоже, придется отнести это же утверждение к руководству нынешнему. В прошлогоднем докладе Михаил Лапшин признавал, что без этой программы "сложно выстроить цельную, научно обоснованную экономическую политику", и именно поэтому "говорить о росте собственных доходов и повышении благосостояния не приходится". В выступлении 12 мая по поводу данного документа было сказано следующее: "В прошлом году была поставлена задача разработать программу, которая содержала бы научно обоснованный подход к экономической политике и социальным процессам в республике. В качестве генерального документа на долгосрочную перспективу разработана Стратегия развития Республики Алтай до 2010 года. Она предполагает реализацию экономической политики на основе собственных ресурсов и системы жизнеобеспечения. Тщательно разрабатывается Программа социально-экономического развития республики. Сейчас идет процесс ее согласования и доработки". И ни слова о параметрах...

Развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса справедливо считается необходимым условием для роста экономики и пресловутого "удвоения ВВП". На словах согласен с этим и глава республики. Этих слов довольно много - 402 в докладе о положении в 2002 году и 305 в докладе, зачитанном в прошлую среду. Одним из главных достижений своего правительства в сфере поддержки малого бизнеса глава республики считает разработку "механизма государственной регистрации юридических лиц по принципу "одного окна". Деятельность центра "Одно окно" позволяет в одном месте и в конкретные сроки принять заявление, подготовить и выдать в установленные законодательством сроки необходимый пакет документов". Однако где находится этот центр или когда состоится его презентация, сообщено не было.

В прошлом году по инициативе фракции СПС в Госсобрании рассматривался проект программы развития малого бизнеса, согласно которой на эти цели планировалось направлять до 3% доходной части бюджета (около 100 млн рублей). По замыслу депутатов, эти средства в основном должны были направляться на кредитование предприятий, обеспечение их оборотными средствами. Однако правительство при подготовке проекта бюджета не учло принятый закон. Но, по мнению Лапшина, большой трагедии в этом нет, так как "в этом году Правительство планирует направить 5 млн рублей в виде субсидий на возмещение части процентной ставки по привлеченным кредитам и более 40 млн рублей в виде бюджетных кредитов по льготной процентной ставке. Кроме того, в бюджете предусмотрено 55 млн рублей на предоставление юридическим лицам государственных гарантий республики для расширения и модернизации производства".

Одной из наиболее динамично развивающихся сфер предпринимательской деятельности в Республике Алтай является, безусловно, туризм. Само собой, вопросы этой отрасли Михаил Лапшин не мог обойти вниманием. Однако особых подвижек в поставленных в прошлогоднем докладе задач нет. Например, не возвращена "укокская принцесса", не решен вопрос модернизации старой горно-алтайской гостиницы и достройки новой, который следовало решить в "ближайшее время". В этом году поставлена задача "обратить пристальное внимание на развитие деятельности региональных природных парков", так как "возрастает их роль и роль других учреждений в защите окружающей среды. Защита экологии, сохранение первозданной природы республики - очень важная задача, решению которой Правительство придает большое значение. Но следует сказать, что это та сфера, которую необходимо до конца исследовать". В решении данного вопроса Лапшин надеется на активную позицию общественности. Впрочем, на сегодняшний день сложилась ситуация, когда природные парки во многом препятствуют развитию туризма, а активная общественность скорее выступает в роли сторожевого пса, являясь оплотом изоляционизма в Горном Алтае. В большинстве своем национальная и экологическая общественность озабочена не тем, как лучше принять туристов, а тем, как их отсюда побыстрее и пожестче спровадить.

Неважно, судя по докладам главы, обстоят дела в промышленности. Как в прошлогоднем, так и в нынешнем докладе констатировалось, что положение дел в промышленном производстве пока еще оставляет желать лучшего. Снижаются объемы производства некоторых видов промышленной продукции, в частности, в цветной металлургии, легкой, пищевой, мукомольно-крупяной промышленности. В 2004 году глава пообещал практиковать льготное кредитование промышленности. В 2004 же году в республиканском бюджете на предоставление бюджетных гарантий промышленным предприятиям предусмотрено 70 млн рублей.

Очень важным для развития экономики является создание благоприятного инвестиционного климата. Сразу после прихода Лапшина к власти обещания и рассуждения о привлечении огромных инвестиций раздавались, как сказал юморист, "из всех будильников и холодильников". Глава республики утверждал, что к его кабинету выстроится очередь из инвесторов, а республиканское радио вещало о "начале озеленения республики в преддверии огромного потока инвестиций". В прошлогоднем докладе Михаил Лапшин сообщал, что "слово "инвестиции" стало все чаще упоминаться российскими рейтинговыми агентствами. В феврале текущего года был опубликован рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности, где нашей республике отведено 23 место. Эта оценка дает нам уверенность, что потери, связанные с ликвидацией экологоэкономического региона "Алтай", могут быть компенсированы".

Как многие помнят, в республике вместо ЭЭР был создан институт так называемых "социальных инвесторов". Однако на поверку выяснилось, что экономическая природа этих инвесторов не позволяет говорить об их особой роли в развитии республики. Деньги, полученные в виде налоговых поступлений от социнвесторов, направлялись в основном не на развитие экономического потенциала, а на "проедание".

Примечательно, что в этом году глава республики в своем послании ни слова не сказал об инвестиционной политике правительства. Тем самым он косвенно подтвердил провал работы в данном направлении.

В настоящее время социальные инвесторы активно прекращают свою работу с республикой, в результате чего доходная часть бюджета текущего года недосчитается пары сотен миллионов рублей.

Из неофициальных источников известно, что сейчас Михаил Лапшин пытается привлечь инвесторов для строительства "Куршевеля". Но его инвестиционные предложения якобы сильно связаны с политическими проектами, поэтому экономический эффект они вряд ли принесут.

Аналогичная ситуация сложилась и в сфере межрегиональных отношений. С большой помпой были обставлены визиты руководителя республики в другие субъекты федерации. В 2002 году в Горный Алтай приезжали довольно влиятельные губернаторы, о чем глава республики в прошлом году не без удовольствия рассказывал: "Экономический рост, нормализация общественно-политической ситуации в республике усилили внимание к ней со стороны многих руководителей субъектов Российской Федерации, видных политиков, инвесторов. В течение года у нас побывали мэр Москвы Ю.М. Лужков, губернатор Санкт-Петербурга В.А Яковлев, Председатель Совета Федерации С.М. Миронов. В прошедшем году правительство заключило с мэрией Москвы соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение у нас с администрацией Санкт-Петербурга. Есть протоколы намерений с монгольской стороной, в стадии подготовки - соглашения с Кемеровской областью и другими регионами России. Мы постараемся решительно изжить практику прежнего руководства, когда из 18 соглашений, подписанных в период с 1998 по 2002 год, ни одно не было выполнено". У Михаила Лапшина в первые два года его правления действительно был серьезный потенциал по привлечению российских губернаторов к сотрудничеству с республикой. Как-никак, сказывался его статус "федерального политика". Однако уже в начале 2003 года, начав предвыборную непримиримую борьбу с российским правительством, Лапшин продемонстрировал, что этот пресловутый "федеральный статус" - палка о двух концах. Разозлив министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, "научив жизни" тогдашнего премьера Михаила Касьянова, глава республики добился, что в регион не приехал не только президент Путин, но и ни один из десятка обещанных весной 2003 года губернаторов. Республика фактически оказалась в политической изоляции из-за деятельности главы на ниве якобы защиты крестьянства.

Такое положение дел нашло отражение и в докладе, с которым глава выступил перед депутатами 12 мая. Вместо победных реляций он скромно отметил, что республика находится на стыке границ четырех стран и стремится развивать внешнеэкономические связи с западными аймаками Монголии, Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китайской Народной Республики, Казахстаном, Республикой Корея. Отметил, что осуществляется межрегиональное сотрудничество с Республикой Тыва, Челябинской, Новосибирской, Белгородской областями, Правительством Москвы. Похвастать визитами высоких гостей в 2003 году, в отличие от года 2002-го, главе не удалось. Судя по докладу, в республике не осталось проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве, которые в прошлом году были обозначены как одни из самых сложных. Главной целью реформы ЖКХ было объявлено улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Жители Горно-Алтайска могут утверждать, что качество услуг осталось практически прежним, а вот тарифы в очередной раз выросли. Значит, органы власти где-то неверно подошли к осуществлению реформы, раз она свелась к "голому повышению тарифов", чего на словах Лапшин очень опасался.

Получается, что власти не добились "рационального использования средств, которые расходуются, как правило, на поддержание изношенных коммунальных систем" и не обеспечили стремление к более эффективной работе по ведению учета потребления услуг и применения энергосберегающих технологий. Ну что ж, не добились - и ладно, говорить об этом не будем вообще.

Судя по всему, в 2002 году глава республики еще не мог определиться с приоритетами в области энергетики. Поэтому, касаясь вопросов энергетики в 2003 году, скромно отметил лишь, что в первый год правления удалось завершить строительство ГЭС на реке Кайру, начатое в начале девяностых годов. Сейчас глава республики уже смело заявляет о необходимости строительства Катунской ГЭС, реализация которого позволит открыть совершенно новые горизонты и резко увеличить экономическую мощь республики. Не обошел вниманием глава и малую энергетику, сообщив о строительстве ГЭС на Джазаторе. "Сейчас перед нами стоит крайне важная задача - не откладывая, решать вопросы энергетической безопасности республики", - совершенно верно заметил Лапшин. Будем надеяться, что за словами последуют конкретные дела, и вопрос развития энергетики не будет так же заболтан, как вопрос инвестиционной политики. Большое внимание в докладе о социально-экономическом положении Республики Алтай в 2003 году было уделено вопросам жилищного строительства. Проблема жилья в республике стоит очень остро, цены на квартиры в Горно-Алтайске просто заоблачны. При этом, по признанию самого Лапшина, в среднем на одного жителя республики приходится 14,5 квадратных метров общей жилой площади. По России этот показатель составляет 19,4 квадратных метров. Таким образом, по обеспеченности населения жилой площадью Республика Алтай находится на одном из самых последних мест в Российской Федерации. Одним из эффективных способов решения жилищной проблемы в правительстве считается реализация программы "Красивый сельский дом". "Сегодня можно уверенно говорить о том, что эта программа является одним из наиболее реальных путей обеспечения жильем специалистов, молодых семей, различных категорий граждан в сельской местности", - считает бывший лидер АПР. Хотя, если быть до конца честным, то нужно признать, что эта программа была скорее неким политическим проектом, и кардинально на решение вопросов обеспечения крестьян жильем не повлияла. В этом смысле ипотечные механизмы, проверенные чуть ли не на вековом западном опыте, более действенны. В прошлом году было создано Агентство по ипотечному кредитованию, проводились парламентские слушания по вопросу жилищного строительства. Несмотря на существование агентства, практика ипотечного кредитования до сих пор пока не получила отклика в сердцах людей, и сказать, что она стала массовой, нельзя. О напряженности в этой сфере свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что в столице республики создалась прямо-таки неприличная очередь на получение участков под индивидуальное строительство. Напомним, что в городской администрации находится более 4 тыс. заявлений на предоставление земли под застройку. "Уровень благоустройства жилищного фонда до сих пор остается крайне низким, особенно в сельской местности, - говорит М.Лапшин. - Если городской жилищный фонд, включая частный сектор, оборудован центральным водопроводом на 60%, канализацией на 60%, центральным отоплением на 78%, горячим водоснабжением на 34%, то в сельской местности жилищный фонд оборудован водопроводом на 10 %, канализацией на 8%, центральным отоплением на 26%, горячим водоснабжением на 1,2%. Отсюда можно сделать вывод об условиях жизни жителей республики в целом". Об уровне жизни населения республики в нынешнем послании сказано немало. По данным главы республики, "в прошлом году среднедушевые денежные доходы выросли по сравнению с предыдущим годом почти на 25%. В то же время прожиточный минимум населения возрос более чем на 20%. За прошедший год реальная среднемесячная заработная плата возросла на 9%. Сокращена задолженность по выплате заработной платы с 21 млн рублей на конец 2003 года до 4,6 млн рублей на 1 января 2004 года. Следует назвать и средний размер назначенной месячной пенсии в республике с учетом компенсационных выплат. Он стал немного выше, на конец года составил 1454 рубля, или 97,3% от величины прожиточного минимума".

Любопытно, что в этом году глава ни слова не сказал о том, какую функцию должны выполнять средства массовой информации. Если в прошлогоднем докладе он говорил о том, что "мы намерены действовать в режиме информационной открытости, понимая, что информация в современном мире является очень важным экономическим и политическим ресурсом", в этом году данная тема была деликатно обойдена вниманием. Нужно сказать, что информационная составляющая деятельности правительства республики ни в коей мере не отвечает требованиям развития информационного общества, провозглашенной в Доктрине информационной безопасности РФ.

В 2003 году Михаил Лапшин поставил перед государственными СМИ задачу "ориентироваться исключительно на социальные функции, стать в авангарде возрождения патриотизма, гордости за свой народ и свою малую родину. Нужно создавать в обществе атмосферу созидания и гражданского согласия... Именно государственные СМИ должны заполнить идеологический вакуум позитивной информацией". Но на деле получилось так, что малейшее несогласие с политикой правительства встречалось в штыки, а несогласные подвергались линчеванию. Таким образом, столь светлая идея оказалась полностью перекрашенной в темные краски подозрительности и информационного насилия. Во многом ответственность за это лежит, на наш взгляд, на бывшем вице-премьере республиканского правительства Владимире Торбокове. Именно он курировал информационную и национальную политику исполнительной власти республики. По иронии судьбы господин Торбоков был уволен за опубликованную в "Постскриптуме" статью "Нам нечего скрывать". Русский народ жалеет обиженного, и вот сейчас Владимир Торбоков стал чуть ли не героем борьбы с сионистами. А ведь уволить его действительно следовало, поскольку он провалил свой участок работы в правительстве: информационное поле республики в массе своей неблагожелательно к политике правительства, в межнациональных и межрелигиозных вопросах наблюдается нездоровое и небывалое обострение. Обращаем внимание читателей, что в прошлом году Лапшин утверждал: "национальные и религиозные отношения у нас характеризуются стабильностью. Исторически сложилось так, что в Республике Алтай проживают люди множества национальностей и вероисповеданий. Сохранение и упрочение мира, стремление к добру и согласию, доброжелательности во взаимоотношениях между всеми народами республики, всемерная поддержка их культуры, обычаев, языков, вероисповеданий лежит в основе политики, проводимой Правительством Республики Алтай". На XX сессии Госсобрания максимум, что он мог сказать по этому поводу, заключался в том, что создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Главе республики, Совет по религиоведческой экспертизе, "проводилась целенаправленная работа по укреплению дружбы и согласия в обществе, между общинами различных народов". Эта "целенаправленная работа" привела к тому, что в Кош-Агачском районе алтайцы подозревают казахов в укрывательстве чеченских террористов, а представители Ак-Jан и бурханисты находятся в состоянии необъявленной войны.

Нужно отметить, что в свое время господин Торбоков занимался и проведением административной реформы. Ход событий показал, что к осуществлению этой реформы, от реализации которой во многом зависит судьба республики как субъекта федерации, толком так и не приступили. В своем докладе Михаил Лапшин подчеркнул, что "власть у нас все еще остается недостаточно эффективной", и у чиновников "слишком мало оснований для того, чтобы находиться в благодушном настроении". Собственно о проведении реформы госаппарата глава так ничего и не сказал. Не секрет, что чиновники являются базой его социальной поддержки, и обижать их путем сокращения кадров или зарплат политически невыгодно. То, что бывшему губернатору Алтайского края Александру Сурикову административный ресурс не помог на последних выборах, в расчет, к сожалению, не берется.

Нужно отметить, что в своем выступлении в минувшую среду глава много говорил о проблемах, связанных с ликвидацией последствий землетрясений. Однако мы упустим анализ этого фрагмента его выступления. Об этом уже сказано немало, и проблема эта пока очень далека от разрешения.

В заключение позволю себе высказать ряд суждений, основанных на сопоставлении двух "посланий" главы и анализа положения в республики. В общем можно сказать, что правительство ведет активную и бурную деятельность. Однако деятельность эта не основана на долгосрочной программе социально-экономического развития региона. Отсюда - авантюрная бюджетная политика, служащая, в основном, инструментом политического манипулирования.

Экономическое развитие республики стало заложником политической конъюнктуры и коррупционных процессов. Налицо - крен приоритетов от сельского хозяйства к капитальному строительству. Туризм, как отрасль, в которой работает много сторонних бизнесменов, развивается почти независимо от усилий региональных властей и во многом именно поэтому демонстрирует неплохие темпы роста. Тяжелая ситуация сложилась в промышленности и инвестиционной политике. Чуда, как говорится, не произошло, как не произошло и "грандиозного экономического скачка". Республика по уровню развития находится далеко не в первой десятке российских регионов. Надежды жителей региона на то, что Лапшин с его "федеральным статусом" и "крепкой рукой" сделает республику процветающей, не оправдались.

По этому поводу не нужно рвать на себе волосы - медленно и верно мы все же развиваемся, и катаклизм вряд ли случится. Просто нужно открыть глаза на следующее обстоятельство: господин Лапшин не состоялся как управленец. Ему к лицу быть думским политиком, которому не приходится подкреплять риторику конкретными государственными делами. Вместо кропотливой работы в республиканском правительстве преобладает любовь к круглым датам, сопровождающаяся словами о "консолидации", "мощнейшем развитии", "миллионах долларов" и пр.

По большому счету, и в прошлогоднем, и в нынешнем послании есть много рационального. Суть в том, что выполнять намеченные цели некому, ведь "власть у нас все еще остается недостаточно эффективной".

Дмитрий Кобзев

PS: с таблицей сопоставления докладов главы республики можно ознакомиться на портале "Новости Горного Алтая"


Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 0
Календарь
/ /
26.07.2024