Весьма интересный прогноз высокопоставленного руководителя ОАО
"Барнаульская горэлектросеть" последствий введения с 1 января 2005
г. 100-процентной оплаты услуг ЖКХ населением опубликовала газета
"Континент-Сибирь". В ситуации, когда
последствия этого шага практически не освещены, мнение
специалиста, работающго "на земле", представляется весьма
любопытным, тем более, что его прогноз, не выходя в целом за
технологические рамки, носит катастрофический характер.
Дмитрий ХЕЙФМАН, заместитель гендиректора ОАО "Барнаульская
горэлектросеть": "Если большой бизнес исключает социальную
ответственность своих затрат, это приводит к революциям".
- В настоящее время в Барнауле тариф на электроэнергию для
населения не содержит в себе доли бюджета. То есть население
платит за электроэнергию 100% от утвержденного тарифа. Но
все-таки косвенно населению его затраты частично компенсируются
за счет искусственного перекрестного субсидирования внутри
"тарифного меню" региона, и соответственно, промышленные
потребители несут на себе часть финансовой нагрузки. Действующим
законодательством подобная схема запрещена, однако на практике
это наблюдается практически повсеместно, поскольку единовременный
отказ от перекрестного субсидирования приведет к многократному
росту тарифа для населения и негативным социальным последствиям.
Поэтому тот ракурс, в котором в последнее время обсуждается в
обществе проблема перехода на 100-процентную оплату
жилищно-коммунальных услуг, на мой взгляд, неверен, поскольку
подразумевает отсутствие электроэнергии в понятии ЖКХ.
Переход на бездотационную схему финансирования предприятий ЖКХ на
них всех скажется отрицательно, и "Барнаульская горэлектросеть" в
этом ряду исключением не станет. Озвученная "реформа"
подразумевает исключительно рост, и весьма значительный, общей
суммы платежей населения. И эта сумма существенно превысит
предельный порог платежеспособности основной массы потребителей
рассматриваемых услуг. Причем положение дел в сфере ЖКХ
ухудшится, поскольку в сложившейся ситуации рядовой потребитель
вынужден будет принять единственно возможное для себя решение и
полностью отказаться от оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку реформа не была до конца продумана, то ее проведение
негативно скажется и на бюджетах. Введение 100-процентной оплаты
жилищно-коммунальных услуг приведет к массовым обращениям за
субсидиями, объем которых никто основательно не просчитывал. К
тому же за субсидиями в этой ситуации пойдут даже те, кто до
определенного момента не принимал такого решения.
Ситуация вокруг реформы ЖКХ в целом имеет в своей основе общую
для всей российской экономики проблему - отсутствие какого-либо
экономического обоснования принимаемых решений. Кроме утверждений
о неизбежности такого пути и необходимости построения "рыночных"
отношений в отрасли, а также ожиданий прихода какого-то
мифического частного инвестора, никаких аргументов и
подтвержденных экономически расчетами обоснований не приводится.
Поэтому одно противоречие порождает другое. Например, в принципе
неверно утверждение о том, что везде оптимальным является
"рыночный" подход. Ошибочно и мнение, что монополия в данном
секторе неэффективна. Но надеяться и уповать на "невидимую руку
рынка" - это все равно, что верить в "доброго царя". Это не что
иное как один из способов оправдать собственную неэффективность.
О каких рыночных отношениях в сфере ЖКХ можно говорить, если один
из принципов рынка как раз и состоит в согласовании интересов
производителей и потребителей, и в первую очередь по цене. И было
бы неверно утверждать, что рыночное ценообразование все
урегулирует. Как раз в данном случае это задача государства, если
говорить о его роли и ответственности в процессе построения
рыночной экономики. Рыночное ценообразование не везде эффективно,
и реформа ЖКХ как раз тот случай. Рынок будет расти на
благодатной почве, а для этого надо ее создать. Перешагнуть этот
этап означает загубить "полезное растение" на корню и
окончательно дискредитировать остатки того благого, что,
возможно, население еще видит в проводимых преобразованиях.
Рыночное ценообразование действительно все поставит на свои
места, но пока "невидимая рука рынка" оттает, выйдет из
оцепенения, в наших сибирских условиях пройдет не один десяток
лет. Государство об этом умалчивает, а ведь речь идет о жизни
нескольких поколений. На мой взгляд, это путь к катастрофе.
Мое глубокое убеждение - подобные реформы следует начинать с
выстраивания договорных отношений с потребителями, чтобы каждый
четко понимал, за что он платит, какими правами обладает и какую
ответственность несет. Предвидя вероятные возражения, что и
сейчас такой договор потребителям могут предложить, замечу:
прочитайте его и попробуйте там найти внятное описание
ответственности и тем более механизм ее реализации. Этого нет. Но
почему это замалчивается? Наверное, потому что цепочка
последовательных рассуждений приведет в итоге к тому, с чего и
должна была начинаться подобная реформа, - с ответов на неудобные
вопросы. Например, за что, собственно, потребители платят сейчас?
Какой должна быть эта сумма? Как вообще складывается
ценообразование в ЖКХ? Ведь проблема состоит в том, что зачастую
потребители оплачивают воздух в трубах.
Соответствующей информацией должны обладать специалисты,
принимающие решения. Но судя по тем действиям, которые вынуждены
предпринимать муниципалитеты, такой информации нет. Простой,
понятный рядовому гражданину пример. Потребитель должен выяснить
в своем ЖЭУ, какие работы входят в понятие "обслуживание ЖЭУ",
как это записано в квитанции, и потом предложить, чтобы все это
оплачивалось по факту выполненных работ. Это означает, что затем
ЖЭУ и потребитель услуг вместе будут подписывать акт выполненных
работ. Это как раз и будет путь к договору, то, с чего следует
начинать реформу, а уже потом говорить про 100-процентную оплату.
Что же касается тарифов на тепло и -электроэнергию, то лично меня
очень удивляют те инициативы, с которыми в последнее время
выступает РАО "ЕЭС России" по покупке весьма значимых активов за
рубежом. Подобные действия объясняются чуть ли не исторической
миссией, хотя все эти приобретения, которые в итоге отойдут в
частные руки, оплачены рядовыми потребителями, причем в рамках
энергореформы. О какой экономической обоснованности тарифов в
данном случае может идти речь? И это далеко не единственный
пример того, что рассматриваемая проблема настолько сложна, что
может найти решение только на государственном уровне, и никакая
"невидимая рука" не осилит ее. При этом "локомотивы" реформ,
видимо, осознавая себя мессиями, настолько увлеклись
"бизнес-процессами", что забыли непреложную аксиому: если большой
бизнес исключает социальную ответственность своих затрат, это
приводит к революциям.
25.10.2004 06:46
26.10.2004 08:07
и вообще, что-нибудь более внятное, кроме как "сам дурак", сказать-то можете?
26.10.2004 09:16