Top.Mail.Ru
18+

Обещанный михаилом евдокимовым жителям алтайского края 50-процентный рост зарплаты в 2005 г. может быть осуществлен лишь на треть.

В последние дни большую важность приобрело озвученное 9 ноября при непосредственном участии Михаила Евдокимова заявление о намерении администрации Алтайского края добиться в 2005 г. повышения уровня средней зарплаты населения региона примерно на 50% (с 4 до 6 тысяч рублей). "Тогда мне не стыдно будет смотреть в глаза моим землякам," - заявил губернатор. Реализация данной инициативы связывается с заложенными в законопроект о краевом бюджете-2005 некими таинственными "механизмами" бюджетного стимулирования (или компенсации) части расходов алтайских предприятий. В "Голубом доме" ожидают, что в ответ на это получившие льготы владельцы предприятий нарастят зарплату своим сотрудникам.

Столь неопределенно об упомянутых "механизмах" приходится говорить потому, что команда Евдокимова в присущей ей манере разработала их в полной тайне - даже ее пресс-ведомство не имеет никакой конкретной информации о чудодейственных рецептах. Впрочем, тайна просуществует недолго - вечером 10 ноября краевой бюджет, по сообщению бдившего до победного конца на рабочем месте представителя пресс-службы Евдокимова, все-таки был передан в крайсовет, что позволило не нарушить сроки сдачи его законодателям. Теперь их задача - оценить творение бывшего бизнесмена вице-губернатора Сергея Тена, и посмотреть, столь ли блестяще проявились его таланты на почве бюджетного планирования, как в области игорного и рыночного бизнеса.

Мы ознакомим наших читателей с тем, куда предложила администрация потратить бюджетные деньги для того, чтобы увеличить нашу и вашу зарплату.

Тем не менее, даже не видя бюджета, можно сказать, что план увеличения средней зарплаты населения края на 50% вызывает серьезнейшие сомнения. Более того, другие, пусть не столь пафосно представленные, но весьма серьезные официальные документы позволяют говорить о реальной возможности увеличение зарплаты в крае примерно лишь на треть этой цифры - где-то на 17% (конечно, при сохранении доминирующих сегодня тенденций в мировой и национальной экономиках).

Первым таким документом является подготовленный краевым комитетом по финансам пакет, обсуждавшийся на состоявшемся 4 ноября заседании рабочей группы по разработке методики формирования краевого бюджета. В нем специалистами крайфинкомитета недвусмысленно утверждается, что бюджет-2005 разработан исходя из однократного 20-процентного повышения заплаты бюджетникам. Хотя в правительстве до сих пор вспоминают туманные планы увеличить к лету эту зарплату еще на 10%, с каждой неделей становится все яснее - такие инициативы окончательно приобретают рекомендательный характер и дальнейшие увеличения зарплат окончательно становится делом самих регионов при наличии у них свободных бюджетных денег. А их в крае не просто нет, их НЕТ - что и зафиксировано в заявлениях авторов бюджета. Неофициально в комитете по финансам комментируют возможность даже 20-процентного повышению заплат как своего рода бюджетное чудо, совершенное, впрочем, преимущественно за счет безжалостного ограбления статей на компенсацию старикам, получивших лишь крохи от "монетизируемых" льгот (планируемая суммарная компенсация в 150-200 рублей в месяц покроет в среднем лишь 10-15% отменяемых льгот, экспертно оцениваемых в 1200-1800 рублей). 20% повышения заплаты для бюджетников - это все. Больше чудес не будет. Во всяком случае, не в 2005 году. И может быть - не в этой жизни.

Что же мы можем прогнозировать в сфере роста зарплат в негосударственном секторе, где работает большинство трудящихся по найму? Вновь обратимся к официальному источнику, исходящему из той же администрации Михаила Евдокимова. 10 ноября, на следующий день после его громкого заявления о росте заработной платы, весьма тихо, без приглашения прессы в крайадминистрации прошло заседание краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Работу комиссии координирует вице-губернатор Святослав Григорьев - человек маловлиятельный, далекий от доверенной группы сотрудников Евдокимова и мало посвященный в пиар-планы губернаторского окружения. Комиссионеры обсуждали проект двухгодичного соглашения между краевым Советом профсоюзов, объединениями работодателей и администрацией.

Как сообщила пресс-служба крайадминистрации: "Ключевая задача соглашения - повышение заработной платы и увеличение доходов населения. Так, работодатели обязуются обеспечить рост зарплаты своих работников на 30 процентов и устранить до 1 июля 2005 года долги по зарплате". Вот тут и вылезли реальные параметры роста зарплаты в негосударственном секторе, на которые ориентируется крайадминистрация - 30% за два года.

В итоге - 20% для бюджетников и 15% для негосударственного сектора и позволяют нам предположить, что рост зарплаты в 2005 г. не может составить существенно больше 17% (исходя из численности занятых в этих секторах). Реально, он наверное, будет все-таки несколько больше - ибо есть основания ожидать, что расчетная инфляция в 8,5% будет перекрыта в будущем году в 1,5-2 раза, что вызовет инфляционное повышение зарплат.

Теперь давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Допустим, что есть некие чудодейственные механизмы бюджетных льгот, которые стимулируют работодателей увеличить в будущем году зарплату в полтора раза. Прикинем физический объем такого увеличения.

Подоходный налог в бюджете будущего года запланирован в размере 5,2 млрд рублей, что соответствует примерному объему годовой зарплаты в регионе в 40 мдрд рублей. Вопрос: сколько денег и как надо потратить из нищего 23-миллиардного бюджета, чтобы убедить работодателей повысить заплату с 40 млрд до 60 млрд? Пожалуй, эта задача решаема, если на ее выполнение кинуть весь бюджет, но проблема в том, что большая часть денег в нем жестко связана расходными программами, и собрать по копеечке хотя бы один свободный процент - нечто, напоминающее подвиг. А вложив 0,2 млрд в льготы (это кстати, не так мало - почти половина средств на "монетизацию" старикам) надеяться убедить предпринимателей потратить на зарплату дополнительно 20 млрд - да, тут, пожалуй, опыт в игорном деле у евдокимовских экономических генералов как раз может пригодиться.

Впрочем, хватит гадать - параметры провозглашенного губернатором экономического чуда станут известны очень скоро и мы еще вернемся к этой теме.

Валерий Савинков
Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 6
The Яна

11.11.2004 06:24

"Может быть осуществлен лишь на треть... " . А посевная сорвана, как сорван и отопительный сезон, да и весь урожай ушел под снег. Ребята, не будьте наивными, сколько в Москве решили отвалить нам, столько и отвалят. А если плюс к этому ещё и не воровать как раньше, то и рост может оказаться в 150%.
Горман

11.11.2004 06:50

Я думаю, Сергей Тэн предлагает сыграть на бюджетные деньги в казино и выиграть не только 20%, но и 50% прибавки к зарплате и, конечно же, удвоение МСЕ(денежного содержание), и повышение компенсации льготникам. Видимо, поэтому губернатор так спешно улетел в Москву, изучать, в каком казино лучше выигрывать. Думаю, скоро группа чиновников Евдокимова отправится в рабочую поездку в Лас Вегас, там денег, как известно, больше водится.
Бюджетник

11.11.2004 07:31

Валерий В.! как всегда, отличный анализ.
Олег

11.11.2004 11:23

Одна из ключевых идей - это обязательство работодателей повысить заработную плату. Гм, а отказ о повышении зарплат рядовым сотрудникам администрации АК - это идет вразрез этой идее?
ВаБанк

11.11.2004 13:29

Попробовать выиграть в казино, не такая уж и плохая идея. Главное, что мы будем знать куда пошли деньги, и в случай чего ... ну... не повезло на этот раз. Гораздо хуже как раньше, миллионы исчезали не выходя за пределы МКАД, а мы спали спокойно, так как не знали об этом.
Берсенев Евгений

11.11.2004 20:49

Кстати, фамилия Тен пишется через "е". Впрочем, был такой философ Ипполит Тэн, говоривший: "Знание умножает скорбь". Особенно знание о финансовом положении тех, кому будут увеличивать зарплату. Так что, скорбим вместе с ними, а также с Тэном и с Теном.
Календарь
/ /
26.07.2024