Предлагаем вам ознакомиться с текстом программы,
разработанной в АСП совместно с комитетом по поддержке
предпринимательства администрации Алтайского края.
ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Обоснование Программы
1.1. Положение в сфере малого предпринимательства
Анализ ситуации в стране свидетельствует о том, что малое
предпринимательство начинает играть все более весомую роль в
развитии национальной экономики, становится важным фактором
социальной и политической стабильности в обществе. Оно вбирает в
себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из
других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.
В малый бизнес вовлекается все большее количество граждан.
Занятие собственным делом как естественная форма проявления
способностей человека и реализация его гражданских прав,
закрепленные в ст. 34 Конституции РФ, формируют условия создания
и самоорганизации самостоятельного слоя предпринимателей.
Малое предпринимательство уже сегодня играет заметную роль в
экономике. Вклад малого бизнеса в ВВП страны составляет около
20%. В настоящее время в малом предпринимательстве работает около
12 млн. человек, а это около 19% всех занятых в экономике. Но не
менее важны и социальные аспекты.
Расширение этого сектора является основным фактором снижения
уровня безработицы и социальной напряженности, особенно в
регионах с неудовлетворительной хозяйственной инфраструктурой,
выполняя стабилизирующую социальноэкономическую роль, обеспечивая
постоянной работой и заработком множество людей. Развитие сферы
малого предпринимательства способствует достижению целей, имеющих
большое социально-экономическое значение. Это обусловлено тем,
что развитие сферы малого предпринимательства:
- является основой развития рыночных отношений;
- обеспечивает создание новых рабочих мест;
- повышает эффективность общественного производства;
- обеспечивает пополнение бюджетов всех уровней;
- повышает жизненный уровень населения;
- повышает уровень обеспечения населения товарами и услугами;
- способствует созданию широкого слоя собственников.
Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций и
гарантирует быстрый оборот ресурсов, оперативно решая проблемы
реструктуризации экономики. Создав для малого предпринимательства
благоприятные условия, можно ожидать значительного эффекта уже в
краткосрочной перспективе. При этом решается целый спектр
социально-экономических задач: увеличение занятости и сокращение
безработицы, повышение общего уровня доходов населения края,
улучшение обеспечения населения товарами и услугами, пополнение
бюджетов всех уровней.
На 1 января 2004 года в Алтайском крае было зарегистрировано 13,2
тыс. малых предприятий (по сравнению с 2002 годом рост составил
2,8%). И это, не считая числа лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица, которые тоже относятся к сфере малого предпринимательства
(около 108 тыс. человек). Кроме этого, в крае имеют большие
масштабы еще два вида предпринимательской деятельности,
являющихся по сути малым бизнесом - это крестьянские(фермерские)
и личные подсобные хозяйства. По итогам 2003 года по количеству
малых предприятий в стране Алтайский край занимает 17 место, а по
Сибирскому Федеральному округу - 3.
Существующая дифференциация территориального размещения малых
предприятий по краю в 2003 году выглядела следующим образом:
основное количество малых предприятий (60,8% от общего числа)
сосредоточено в г. Барнауле, в гг. Бийске - 8,3%, Рубцовске -
4,5%, Новоалтайске - 1,6% и Заринске - 1,5%. В районах края
функционировала лишь седьмая часть малых предприятий. В 2003 году
на 1000 человек постоянного населения края приходилось в среднем
по 5 малых предприятий, в том числе в городах Алтайского края по
8 предприятий, в большинстве сельских районов - по два.
Распределение малых предприятий по видам деятельности на
протяжении ряда лет остается без изменений. Лидирующее положение
занимает сфера торговли и общественного питания. На 1 января 2004
года число малых предприятий здесь составило 6814 единиц. За
период с 1999 по 2003 годы доля малых предприятий этой сферы
ежегодно составляла более 50% от общего количества малых
предприятий, а удельный вес занятых в общей численности
работников малых предприятий увеличился с 29,1% в 1999 году до
33,7% в 2003 году.
В краевом обороте розничной торговли в целом малые предприятия в
2003 году обеспечивали 12,7%. В сфере промышленного производства
функционировали 15,6% предприятий, на них трудился каждый третий
из общего числа работающих на малых предприятиях. В объеме
промышленного производства по краю их доля в 2003 году составила
8,9%, в то же время в отдельных отраслях доля малых предприятий
была существенно выше (легкой-32,3%, лесной и
деревообрабатывающей - 61,5%).
Значительный рост числа малых предприятий за последние годы
наблюдается в таких отраслях как геология, разведка недр,
геодезическая и гидрометеорологическая службы (на 88,9% в 2003
году по сравнению с 2002 годом), сельское хозяйство (на 52,4%),
культура и искусство (на 35,8%), связь (на 29,6%).
На оплату труда малыми предприятиями в 2003 году было направлено
2266,4 млн. рублей, что составляет 7,3% от фонда заработной
платы, начисленного работникам предприятий и организаций всех
отраслей экономики края. Среднемесячная начисленная заработная
плата занятых в малом предпринимательстве составила 2026 рублей,
что на 35,4% ниже, чем в среднем по краю. Среди городов и районов
края самая высокая заработная плата на малых предприятиях
сложилась в Змеиногорском районе - 3524 рубля, г. Белокурихе -
2949 рублей, самая низкая - в Романовском районе - 838 рублей,
Третьяковском - 866 рублей, Шипуновском - 899 рублей.
В 2003 году выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг
по всем видам деятельности составила 59824,9 млн. рублей.
Наибольшая выручка была получена на предприятиях,
зарегистрированных в сфере торговли и общественного питания -
68,6% от общей суммы и 12,6% - на промышленных предприятиях. По
сравнению с 2002 годом выручка малых предприятий увеличилась в
2,1 раза. Розничный товарооборот малых предприятий за 2003 год
составил 12,7% от розничного товарооборота по краю.
1.2. Проблемы развития малого предпринимательства
Среди комплекса проблем, негативно влияющих на развитие сферы
малого предпринимательства, в первую очередь нужно отметить
следующие:
- несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей
предпринимательскую деятельность, в том числе и
неоптимизированная налоговая нагрузка;
- недостроенная и неэффективная инфраструктура поддержки малого
предпринимательства, в том числе и на муниципальном уровне;
- административные барьеры;
- отсутствие простых и доступных механизмов финансово-кредитной
поддержки малого предпринимательства;
- низкая социальная активность предпринимателей.
Перспективы развития малого предпринимательства напрямую зависят
от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми
факторами формирования условий, в которых сфера малого
предпринимательства может успешно развиваться.
Новый этап развития предпринимательства в крае подразумевает, что
все проблемы этой сферы в полной мере осознаются всеми
участниками Программы и решаются на основе долгосрочного
партнерства.
1.3. Основные цели и задачи Программы
Генеральной целью Программы является повышение эффективности и
социальной направленности экономики Алтайского края путем
развития сферы малого предпринимательства. Развитие этого сектора
экономики призвано способствовать достижению целей, имеющих
важное социально-экономическое значение. Такими целями,
заложенными в Программу, являются:
- увеличение количества малых предприятий, частных
предпринимателей и создание новых рабочих мест. Доля населения,
работающего в малом и среднем бизнесе, должна увеличиться до 30%
от общего числа занятых в экономике края;
- рост жизненного уровня и зарплаты населения, занятого в этой
сфере, доведение уровня оплаты труда до среднекраевых показателей;
- увеличение доли малого бизнеса в наполняемости бюджетов городов
и районов края;
- повышение конкурентоспособности производимых в этом секторе
товаров и услуг. Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
- завершить формирование благоприятных нормативно-правовых
условий для развития предпринимательства на уровне края с
использованием права законодательной инициативы, выдвинуть
законодательные инициативы, направленные на улучшение
предпринимательского климата в России, и обеспечить их
продвижение в Государственной Думе и Совете Федерации РФ.;
- создать на краевом уровне и поддерживать эффективную систему
налогообложения малого предпринимательства, стимулирующую
развитие бизнеса и рост поступлений от его деятельности в бюджет;
- разработать и внедрить эффективные механизмы устранения
административных барьеров;
- обеспечить комплекс финансово-организационных мероприятий по
дальнейшему институциональному развитию предпринимательского
сообщества, развитию инфраструктуры услуг, предоставляемых
субъектам малого предпринимательства, их правовой защиты;
- отработать и развивать эффективные способы финансово-кредитной
поддержки, увеличить объем кредитования инвестиционных проектов в
сфере малого предпринимательства;
- расширить возможность участия малого бизнеса в государственных
и муниципальных программах;
- создать условия, обеспечивающие преимущественное развитие
малого бизнеса на селе, в других приоритетных областях экономики
региона;
- пропагандировать роль предпринимателей в развитии экономики
Алтайского края.
Раздел 2. Улучшение условий для развития малого
предпринимательства в Алтайском крае
2.1. Основные направления развития и формы поддержки
предпринимательства. Программные мероприятия определены на основе
анализа текущего состояния и тенденций развития малого
предпринимательства Алтайского края и сформированы, исходя из
принципа преемственности по отношению к предыдущим краевым
программам государственной поддержки предпринимательства.
Мероприятия по реализации Программы систематизируются по
следующим направлениям:
1) Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере
регулирования регулирования малого предпринимательства.
Задачи по этому направлению связаны с созданием благоприятных
условий для развития предпринимательской деятельности и включают
в себя совершенствование, во-первых, общих условий ведения
предпринимательской деятельности, включая упорядочение контроля
хозяйственной деятельности, и, во-вторых, налогообложения в
рамках компетенции органов государственной власти и местного
самоуправления Алтайского края.
Реализация указанных задач возможна на основе мониторинга
действующих нормативно-правовых актов Алтайского края, как
непосредственно, так и опосредованно связанных со сферой малого и
среднего предпринимательства, проводимого в целях выяснения
эффективности их действия в механизме правового регулирования
указанных общественных отношений. Мониторинг законодательства
необходимо соотнести с мониторингом его исполнения, для чего
следует выявить причины и условия неисполнения или ненадлежащего
исполнения нормативных актов.
Важной задачей является анализ федерального законодательства с
целью поиска оптимальных механизмов на региональном уровне,
направленных на более эффективное применение норм права,
регулирующих отношения в сфере малого и среднего
предпринимательства. Качественному выполнению мероприятий по
данному направлению будет способствовать наделение Алтайского
Союза предпринимателей правом законодательной инициативы в
соответствии с Уставом (основным законом) Алтайского края.
2) Правовая и организационная работа по устранению
административных барьеров.
В основу этого направления лег опыт работы Межведомственной
комиссии по устранению административных барьеров в развитии
предпринимательства. Задача нового периода работы этой комиссии,
как органа, позволяющего не просто решать частные вопросы, но
находить пути снятия системных ключевых проблем, мешающих
развитию бизнеса. Важным моментом является также создание равных
условий для ведения бизнеса, ликвидация необоснованных
преференций и льгот.
3) Институциональное развитие предпринимательства и
инфраструктуры его поддержки.
Институциональное развитие - один из ключевых вопросов Программы.
Вовлечение большего числа предпринимателей в общественную
деятельность, проявление ими гражданской позиции, осознание себя
корпорацией, которая с позиции социальной ответственности
выстраивает диалог с властью, позволит выстроить отношения власти
и бизнеса в Алтайском крае на новом качественном уровне.
Для этого необходимо продолжить формирование представительств
Алтайского союза предпринимателей как наиболее эффективной и
массовой организации в каждом районе края. Для отработки вопросов
отраслевой специфики необходимо продолжить инициирование создания
отраслевых союзов и объединений предпринимателей.
Отдельное место в программе отводится обучению начинающих
предпринимателей, знакомству с опытом успешно действующих
профессиональных и функциональных объединений, опытом
конструктивного взаимодействия бизнеса и власти.
Другим актуальным направлением институционального развития
предпринимательства является формирование функциональных
профильных ассоциаций по типу образованной ассоциации "Качество",
которые со временем должны стать центром саморегулирования.
Сегодня на территории Алтайского края действует более тридцати
государственных и негосударственных организаций, чья деятельность
направлена на предоставление услуг в области финансов,
маркетинга, консалтинга, бухгалтерского учета, юридических и
других услуг. Развитие системы поддержки малого
предпринимательства включает в себя широкий спектр мероприятий,
направленных:
- на частичную оплату информационных, юридических и др. услуг
субъектам малого предпринимательства;
- на проведение курсов подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников малых предприятий и предпринимателей;
- на создание и поддержку центров правовой защиты предпринимателей.
Решением задачи дальнейшего развития государственной поддержки
малого предпринимательства должно стать создание на базе
действующих в Алтайском крае организаций, занимающихся поддержкой
малого бизнеса, краевого Центра поддержки малого
предпринимательства. Центр поддержки предпринимательства должен
взять на себя весь комплекс функций, выполняемых в настоящее
время действующей в крае системой государственной поддержки.
Наличие Центра позволит проводить работу по поддержке
предпринимательства на базе единого подхода.
4) Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.
Особое место в государственной поддержке малого бизнеса занимают
финансовокредитные механизмы поддержки малого
предпринимательства. Коммерческим банкам невыгодно работать с
субъектами малого предпринимательства вследствие повышенного
риска, незначительных по масштабам этих организаций запрашиваемых
сумм и проблем залогового обеспечения.
В связи с этим необходимо проводить с банками работу по
разделению возникающих при кредитовании предпринимателей рисков,
направленную на стимулирование кредитования ими сферы малого
предпринимательства, и обеспечивающую доступность инвестиционных
ресурсов для субъектов малого предпринимательства. Важнейшая роль
в решении этих задач отводится Алтайскому Фонду поддержки малого
предпринимательства. В связи с этим настоящей Программой
планируется расширение спектра возможных схем доступа к
кредитнофинансовым ресурсам субъектов малого предпринимательства.
5) Взаимодействие с объединениями предпринимателей и
информационное обеспечение предпринимательской деятельности.
Одной из важных задач является ведение диалога с объединениями
предпринимателей. В настоящее время на краевом уровне этот диалог
имеет различные формы. Это и давно работающий Общественный совет
при главе администрации Алтайского края и взаимодействие
исполнительных и законодательных органов власти Алтайского края с
Союзом предпринимателей. Это краевые предпринимательские съезды,
конференции, круглые столы.
Отдельно необходимо отметить диалог, который происходит в рамках
межведомственной комиссии по устранению административных барьеров
в развитии предпринимательства. Практика показывает, что сейчас
это самый эффективный механизм наведения порядка в осуществлении
проверок. Результативно проходят выездные заседания
межведомственной комиссии по устранению административных
барьеров. В планируемом периоде предусматривается продолжение и
усиление этой работы.
Важным направлением является проведение всесторонней пропаганды
предпринимательской деятельности. Большое значение имеет
проведение конкурсов среди субъектов малого предпринимательства
Алтайского края, привлечение лучших из них к участию в выставках
и ярмарках. Представляется также актуальным проведение среди
журналистов конкурсов по результатам освещения
предпринимательской тематики, а также конкурсов на получение
грантов под новые проекты, направленных на всестороннюю
пропаганду в средствах массовой информации предпринимательской
деятельности как общественно полезной и значимой для общества.
Должно быть продолжено сотрудничество с изданиями,
телерадиокомпаниями, освещающими мероприятия, проводимые органами
власти и Алтайского края совместно с предпринимательскими
объединениями.
Раздел 3. Поддержка инвестиционных проектов в сфере малого
предпринимательства
3.1. Принципы отбора инвестиционных проектов
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ
"О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации" программа предусматривает предоставление на
конкурсной основе займов и кредитов субъектам малого
предпринимательства.
Указанная поддержка предусматривается для субъектов малого
предпринимательства, занимающихся приоритетными направлениями
деятельности. Причем поддержка оказывается в первую очередь тем
инвестиционным проектам, которые предполагают:
- создание новых рабочих мест;
- переработку сырьевых ресурсов Алтайского края;
- пополнение товарных рынков Алтайского края конкурентоспособными
товарами;
- решение социальных и трудовых проблем.
Важная роль в реализации инвестиционных проектов отводится
принципу долевого участия в их осуществлении самих субъектов
малого предпринимательства.
3.2. Приоритетные направления предпринимательской деятельности.
Главным критерием при отборе инвестиционных проектов для
предоставления займов и кредитов должно быть их соответствие
актуальным задачам, стоящим перед экономикой Алтайского края.
Настоящая Программа предусматривает следующие приоритетные
направления в сфере малого предпринимательства:
- реализацию инновационных проектов;
- организацию центров научно-технической, правовой, деловой и
другой информации, улучшение телекоммуникаций внутри Алтайского
края, а также с регионами в стране и за рубежом;
- формирование инфраструктуры, обеспечивающей функционирование
предпринимательских формирований;
- развитие туризма;
- развитие организаций, обслуживающих крестьянские (фермерские) и
личные подсобные хозяйства;
- создание новых производств по переработке сельхозпродукции;
- производство сельскохозяйственной продукции субъектами малого
предпринимательства;
- предпринимательская деятельность в жилищно-коммунальной сфере;
- совершенствование старых и создание новых производств,
приводящих к принципиальному улучшению экологической обстановки в
Алтайском крае;
- создание новых и развитие имеющихся пунктов бытового
обслуживания населения;
- производство медицинской техники и оборудования для
реабилитации инвалидов;
- оказание населению медицинских услуг;
- производство товаров, относящихся к категории продукции ремесел
и народных промыслов.
Раздел 4. Обеспечение реализации Программы
4.1. Ресурсное обеспечение Программы.
На реализацию мероприятий Программы потребуются ассигнования в
следующем размере: 41 млн. рублей на 2005 год.
1. Прямое финансирование мероприятий программы - 1 500 тыс. руб.
2. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства - 28
500 тыс. руб.
3. Финансирование краевого Центра поддержки малого
предпринимательства - 11 000 тыс. руб.
Всего - 41 000 тыс. руб.
Финансирование Программы на каждый последующий финансовый год
будет рассматриваться ежегодно.
4.2. Организация управления Программой
Заказчиком Программы является администрация края. Руководство и
методическое обеспечение выполнения Программы возлагается на
комитет администрации края по поддержке предпринимательства.
Выполнение Программы предполагает сотрудничество органов власти,
звеньев инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и
общественных объединений предпринимателей в крае.
Финансовое обеспечение выполнения мероприятий Программы
возлагается на Алтайский Фонд поддержки малого
предпринимательства, который определяется в соответствии с
законом Алтайского края "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Алтайском крае" в качестве фонда-агента.
4.3. Механизм реализации Программы
После принятия и утверждения Программы краевым Советом народных
депутатов заказчик обеспечивает организационное и финансовое
обеспечение выполнения Программы. Финансовые ресурсы утверждаются
в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на
соответствующий год и выделяются в бюджете Алтайского края
отдельной строкой. Функции исполнительного органа,
координирующего выполнение Программы, возлагаются на комитет
администрации края по поддержке предпринимательства.
4.4. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы предполагается улучшить условия
для деятельности субъектов малого предпринимательства. В
результате выполнения мероприятий Программы должны увеличиться
как темпы роста числа занятых в сфере малого предпринимательства,
так и доля сферы малого предпринимательства в общем объеме
налоговых поступлений.
4.5. Механизм общественного контроля за реализацией Программы
Контроль за реализаций данной Программы осуществляет Общественный
совет по малому и среднему предпринимательству при главе
администрации Алтайского края, а также Алтайский Союз
предпринимателей. Отчет об исполнении мероприятий Программы
заслушивается на заседании Общественного совета и Правлении Союза
один раз в шесть месяцев и по итогам года.
ЧАСТЬ 2. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Список мероприятий программы и ответственные за них ведомства
можно посмотреть
здесь.