Как сообщает
Казинформ,, старики-староверы -
потомки переселенцев с Алтая, проживающие ныне в Жамбылской
области Казахстана, наотрез отказываются получать пенсии по
возрасту.
В поселках, расположенных возле озера Биликуль Жуалынского района
Жамбылской области, проживает община староверов.
Это потомки тех раскольников, которые в XVII-XVIII веках бежали
от никоновских реформ в православной церкви, переселились в
Сибирь, на Алтай, а позже, в начале XX века, оказались в
казахской степи, на живописных берегах богатого рыбой озера
Биликуль.
По словам одной из старейшин нынешних староверов, Натальи
Канцевой, буквально до конца XX века биликульские староверы
строго соблюдали все обычаи и установления своей веры,
заповеданной предками - следование букве Евангелия, непризнание
существующей православной церкви, отвержение достижений
цивилизации, соблюдение строгих бытовых правил. Староверы, не
имея своей церкви, собираются на утренние и вечерние молитвы по
старинным христианским книгам у избранного общиной "дедушки",
который, кроме того, проводит все обряды (венчание, отпевание и
пр.).
По обычаям староверов замужние женщины в обязательном порядке
носят платки, а женатые мужчины отпускают бороды. В доме
не должно быть ни радио, ни телевидения, ни газет. Посторонние в
дома староверов не допускаются, а дети не должны посещать школу.
Даже воду из водопроводного крана нельзя пить, так как это
связано с техникой - можно только из природного источника. Браки
с "мирскими" для староверов недопустимы.
Однако со временем даже трехсотлетние устои раскольников ныне
претерпевают некоторые изменения. Сегодняшние несколько десятков
семей биликульских староверов - это крепкие крестьянские
хозяйства, многодетные семьи, в домах которых есть и телевизоры,
и радио, и автотранспорт, дети ходят в школы, учатся в вузах,
юноши служат в армии, а молодежь не торопится отпускать бороды и
покрываться платками.
Хранителями старинных устоев продолжают оставаться старики. Как
сообщили Казинформу в Биликульском сельском акимате,
старики-староверы, являющиеся ветеранами труда, участниками
Великой Отечественной войны, наотрез отказываются получать пенсии
по возрасту.
Мотив отказа таков, что жить можно только на заработанные деньги,
а не взятые в долг. Пенсия, по их понятиям, это деньги, даваемые
государством в долг, выходит получать ее - грех. Старики-староверы
работают, пока есть силы, а после надеются только на Бога и
помощь своих детей.
07.12.2004 05:32
04.03.2016 10:02