21 января в красноярском Аграрном университете прошел межвузовский методологический семинар, в ходе которого перед научной общественностью выступила руководитель агентства профессионального образования и науки администрации Красноярского края Ольга Никитина с концепцией создания в Красноярске национального университета.
В течение сорока минут докладчик рисовал перед собравшимися амбициозную картину превращения Красноярска в интеллектуальную столицу Сибири, России и всего Азиатско-тихоокеанского региона. О привлечении в регион иностранный студентов и преподавателей, о создании частно-государственного партнерства в сфере образования для реализации новой индустриализации Красноярского края, о выстраивании новых инновационных технологий в образовательном пространстве, работающих в интересах будущего. Последующее обсуждение доклада показало, что за амбициозными лозунгами и идеями нет практически никакого содержания.
Большинство выступающих сошлись на мнении, что создание национального университета, как создание инновационного образовательного комплекса, без определения краткосрочной и долгосрочной стратегии развития сибирского региона и всей страны просто бессмысленно, потому что не понятно - кого и для чего в этом университете необходимо обучать, в какие сферы необходимо вкладывать средства налогоплатильщиков. Докладчик был вынужден признать этот факт, оправдываясь, что созданный нацуниверситет и должен стать этим инкубатором прорывных идей. Как будто если повозку поставить впереди лошади, она станет двигаться быстрее и в правильном направлении. Эта логика изрядно "порадовала" научную общественность.
Выяснилось, что и создание частно-государственного партнерства при финансировании нацуниверситета практически невозможно. Транснациональные корпорации не спешат вкладывать средства в фундаментальные исследования. А на вопрос, с какими корпорациями ведутся переговоры, и каковы их результаты докладчик так и не смог дать четкого ответа. Похоже, что 1 млрд. рублей из федерального бюджета, это и есть вся сумма, которую будет осваивать региональная бюрократия для реализации своего проекта. На что резонно стали роптать, почему это мы должны на деньги российских налогоплательщиков ковать инженерно-технические кадры для частных транснациональных корпораций.
Была раскритикована и внедряемая система - один преподаватель на четыре студента. Выступающие доказывали о нереальности такой постановки вопроса: ни в Красноярском крае, ни во всем Сибирском регионе не возможно найти столько высококвалифицированных преподавательских кадров. Выступающих успокоили: такое количество (10 тысяч) преподавателей искать не будут, будут сокращать количество студентов, обучающихся на бесплатной основе во всех вузах края. По многим, прежде всего гуманитарным, специальностям такое сокращение уже идет.
Отсутствие элементарной логики в проекте было замечено и в дальнейшем обсуждении. Почему заявляется правильная ориентация нацуниверситета на страны АТР, а стандарты образования и контроля за его качеством ориентируется на Запад, почему говорится о инновационном характере нового вуза, а предлагается использовать доказавшие свою неэффективность образовательные технологии и еще много вопросов.
В сухом остатке от этой встречи осталась информация, что создание нацуниверситета коснется КГУ, КГТУ, КрасГАСА и КГАЦМЗ, да разговоры преподавателей за чашкой чая, что это очередной прожект, против которого уже ни чего сделать нельзя, так как чиновника "ретиво землю роют", а надо мешать и поворачивать процесс в нужную сторону.
В этой ситуации можно только печально констатировать, что пока российская бюрократия будет играть в свои опасные игры в системе образования ни чего не изменится к лучшему. И в отличие от этих прожектеров мы должны поставить перед собой задачу предложить решение главного вызова современности: создать такую школу, которая бы ковала бы из подрастающего поколения человека творца.
24.01.2006 07:32
24.01.2006 07:42
24.01.2006 08:43
До Хрущева обязательным предметом средней школы была Конституция СССР и логика. В то время государство хотело, чтобы его граждане знали свои права и были способны самостоятельно мыслить. С приходом к власти «хрущевцев» эти предметы были изъяты из школьной программы, образованным стал считаться тот, кто мог вспомнить на экзамене достаточное количество слов, а то, что он был не способен связать эти слова мыслью, как москвичи оказались не способны связать мыслью слова «бюджет, СССР и личный доход», школу перестало волновать. Учителей перестала волновать способность учеников образно и чувственно представлять получаемые знания.
А поскольку с тех пор прошло несколько поколений, то теперь уже ни учителя, ни преподаватели педагогических ВУЗов и факультетов даже сами уже не способны это сделать. Давайте отметим это прямо: у нас сегодня уже нет учителей (единицы-энтузиасты, типа С.Н. Лысенковой, доктора Базарного, не в счет), способных обучить детей думать.
24.01.2006 11:18
24.01.2006 16:15
24.01.2006 18:13