Если соблюдать современные технологии строительства,
экологические стандарты, то строительство газопровода из Западной
Сибири в Китай через территорию Горного Алтая, то опасаться за
экологическую ситуацию на Алтае не следует. Об этом 20 апреля на
пресс-конференции заявил председатель комитета по экономической
политике, предпринимательству и туризму Госсобрания РА Виктор
Безрученков, комментируя опасения экологов насчет нарушения
экологического баланса при строительстве газопровода в Китай (в
прессе РА также обсуждается возможность параллельного
строительства через горы нефтепровода в Китай).
"На сегодняшний день существуют хорошо зарекомендовавшие себя
технологии строительства - трубопроводы проходят по дну океана,
по сложным рельефам, - сказал Безрученков. - Конечно,
общественность в нашем случае должна очень внимательно подойти к
обсуждению проекта - необходимо не только предусмотреть все
риски, в том числе, связанные с сейсмичностью, но и добиться
того, чтобы население и экономика республики получили максимум
выгоды от прокладки и работы газопровода. Именно на этом этапе
экологические организации могут принести очень большую пользу", -
заявил Виктор Безрученков. "Если все требования экологического
законодательства будут соблюдены, если при строительстве будут
использованы современные технологии, то опасаться за природу
Горного Алтая не нужно", - заключил депутат.
Присутствующий на пресс-конференции председатель комитета по
аграрной политике, природопользованию и проблемам села Николай
Тайтаков сказал: "Газопровод, конечно, нужен. Но опасность таится
не в самом газопроводе, а в дороге, которая будет строиться
параллельно, и которая свяжет Россию с Китаем. Вот где
опасность", - отметил депутат, имея ввиду проблемы миграции
китайцев в Россию по вновь построенной дороге.
Уже на протяжении ряда лет обсуждается возможность строительства
прямого транспортного коридора из России в Китай по территории
Горного Алтая, который граничит на юге с Синьцзян-Уйгурским
автономным районом Китая, отмечает сайт
"Новости Горного Алтая".
Протяженность российско-китайской границы здесь составляет 54 км.
Предполагается, что дорога пройдет через плато Укок и пересечет
границу на перевале Канас. По этому же маршруту, возможно,
пройдет и газопровод "Алтай". Однако эта идея неоднозначно
воспринимается местным населением. Во-первых, противники
строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в
Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой
"зоной покоя". Во-вторых, на плато располагается большое
количество археологических памятников, и именно здесь археолог
Наталья Полосьмак обнаружила мумию "алтайской принцессы". Многие
алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени
2003 года связывают с тем, что люди потревожили "дух принцессы
Кадын", выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрении в
Институте истории и археологии СО РАН. Плюс к этому, местное
население опасается экспансии китайцев. Именно опасность
экспансии является главным мотивом, из-за которого местные жители
- и русские, и алтайцы - выступают против строительства
транспортного коридора. Об этом свидетельствуют результаты
опросов общественного мнения.
Представители "Газпрома" заявили, что маршрут газопровода в Китай
только разрабатывается, поэтому конкретно о территории
прохождения газопровода говорить рано. "Пока можно только
успокоить алтайскую общественность: газопровод пройдет не через
заповедник", - заявил анонимный представитель "Газпрома" 5 апреля.
24.04.2006 19:49