Предлагаем вам ознакомитья с полным текстом проекта документа,
опубликованным 16 мая на
официальном сайте
администрации Алтайского края. О происхождении документа и его
авторах известно немногое - он не сопровождается какими-либо
пояснениями, никак не комментирует его передачу Общественной
палате и пресс-служба губернатора. В ОП неофициально пояснили, что
документ попал в их распоряжение после встречи председателя
палаты Владимира Песоцкого с губернатором Александром Карлиным -
бумага была передана Песоцкому для обсуждения общественностью.
Автором текста проекта Концепции в ОП считают специалистов
Главного правового управления крайадминистрации, а идеологии
документа - чиновников ведомства Уполномоченного по правам
человека.
Введение
Концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека и
гражданина в Алтайском крае на 2006-2009 годы (далее -
"Концепция") - документ политического характера, разработанный в
соответствии с полномочиями, предоставленными Алтайскому краю как
субъекту Российской Федерации пунктом "б" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации. Концепция отражает совокупность
официально принятых взглядов на цели и стратегию действия органов
государственной власти, органов местного самоуправления в сфере
защиты конституционных прав и свобод граждан в Алтайском крае.
В основу Концепции положены принципы взаимоотношений человека и
государства, признанные международным сообществом и закрепленные
в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Уставе
(Основном Законе) Алтайского края, законах и иных нормативных
правовых актах Алтайского краевого Совета народных депутатов и
Администрации Алтайского края. В Концепции дается оценка
состояния правозащитной ситуации в Алтайском крае, называются
причины, порождающие нарушения конституционных прав и свобод
граждан, формулируются основные направления деятельности и задачи
органов государственной власти Алтайского края, органов местного
самоуправления по соблюдению и предупреждению нарушений прав и
свобод граждан. Предлагаемая система взглядов призвана
способствовать выработке единой стратегии и тактики в реализации
конституционных прав и свобод граждан во всех муниципальных
образованиях края.
Действие Концепции рассчитано на краткосрочный период, поскольку
направления и задачи деятельности во многом определяются и
корректируются темпами экономического развития Алтайского края.
1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в Алтайском
крае
Анализ практики соблюдения прав и свобод человека и
гражданина в Алтайском крае за 2002-2005 годы свидетельствует как
об определенных позитивных сдвигах в этой области, так и об
имеющихся случаях нарушения конституционных прав граждан в
различных сферах их жизнедеятельности.
Неполная реализация гражданами своих конституционных прав и
свобод попрежнему в определенной степени обусловлена объективной
ограниченностью финансовых возможностей края, который, как
субъект Российской Федерации (согласно статье 72 Конституции
Российской Федерации), наряду с Российской Федерацией призван
обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.
Достигнутый за последние годы экономический рост пока не привел к
повышению жизненного уровня подавляющего большинства населения
края. Достаточно большой разрыв в уровнях доходов между богатыми
и бедными представляет серьезную угрозу формированию и укреплению
демократических институтов в Алтайском крае. Пока не накоплен
опыт их долгосрочного эффективного функционирования.
Определенный отпечаток на положение дел в области соблюдения прав
и свобод человека накладывают также неразвитость гражданского
общества, невысокая правовая культура населения. Незнание закона,
неуважение к нему, пренебрежение к правам и законным интересам
граждан, в том числе и со стороны самих граждан, порождают
политическую апатию, неудовлетворенность. Проблематика прав и
свобод человека редко находит свое отражение в избирательных
программах кандидатов на выборные должности, оставаясь в основном
второстепенной в ходе избирательных кампаний.
Характерной чертой не только жителей Алтайского края, но и
современного российского общества в целом является неготовность
многих граждан рассматривать судебную систему как действенное
средство защиты своих прав. Граждане в случае нарушения их прав
зачастую избегают обращения в суд (хотя в последние годы число
гражданских исков возросло). Серьезной проблемой является также
невыполнение судебных решений, большие нарекания вызывает работа
судебных приставов.
Анализом подтверждается слабая защищенность в своих правах
граждан, относящихся к категории нетрудоспособных (многодетные
матери, дети, инвалиды, ветераны, граждане без определенного
места жительства и рода занятий, лица, изолированные от общества
и не имеющие, как правило, возможности самостоятельно отстаивать
свои права).
Снижение внимания к этой категории граждан может негативно
отразиться на экономическом, демографическом потенциале края,
достижении и поддержании общественного согласия, оздоровлении
населения, обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия.
Защита прав и свобод человека является приоритетным направлением
деятельности органов государственной власти и органов местного
самоуправления. Для реализации данной цели главные усилия органов
государственной власти Алтайского края должны быть направлены на
достижение следующих задач:
- выработка стратегии и тактики краевой политики реального
обеспечения прав и свобод человека, защиты личности от любого
произвола и беззакония;
- привлечение внимания общества к нерешенным проблемам в области
прав человека;
- определение основных направлений развития законодательной
практики в области прав человека;
- создание комплексной системы защиты прав человека;
- развитие правовой культуры и правовое воспитание с целью
овладения каждым гражданином знаниями о правах и свободах;
- развитие гласности и свободы слова, поддержка независимых
общественных организаций и средств массовой информации,
укрепление такого важнейшего института демократии, как выборы.
2. Основные направления деятельности органов государственной
власти Алтайского края и органов местного самоуправления по
обеспечению и защите прав и свобод человека
Обеспечение и защита прав и свобод человека требуют
скоординированных усилий всех органов государственной власти
Алтайского края и органов местного самоуправления по следующим
основным направлениям:
1. Формирование законодательства, направленного на осуществление
прав граждан, декларируемых Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами.
На первый план выдвигается задача выработки правовых механизмов
реализации прав граждан, устранение законодательных пробелов,
противоречий, препятствующих установлению и действию единых
нормативных стандартов, создание эффективного механизма контроля
за соблюдением законодательства в области защиты прав граждан.
Решение этих задач определяется взаимодействием Алтайского
краевого Совета народных депутатов, обладающего правом
законодательной инициативы, с органами государственной власти
Российской Федерации. Восполнение пробелов в законодательстве, в
том числе федеральном, и приведение его в соответствие с
конституционными требованиями обеспечит устранение противоречий в
нормативных правовых актах, касающихся защиты прав человека и
гражданина.
2. Совершенствование краевого законодательства в сфере защиты
прав и свобод человека и гражданина.
Указанная деятельность предполагает разработку перспективного
плана законопроектных работ, с выделением первоочередных законов
и определением времени принятия других законов по мере
возникновения политических, экономических и социальных условий,
появления возможностей финансового обеспечения принимаемых
законов.
3. Обязательность разъяснения всех нормативных правовых актов,
связанных с правами граждан.
Приоритет единых стандартов гарантируется не только судебной
защитой, но и эффективной деятельностью институтов внесудебной
защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе
Алтайского краевого Совета народных депутатов, Администрации
Алтайского края, Уполномоченного по правам человека в Алтайском
крае, других органов исполнительной власти края и органов
местного самоуправления.
3. Повышение ответственности органов государственной власти
Алтайского края и органов местного самоуправления, их должностных
лиц за соблюдение прав человека и гражданина Главная цель этого
направления - обеспечение государственными и муниципальными
органами реального приоритета прав и свобод человека. Для
достижения указанной цели важнейшими являются следующие задачи:
- правовая подготовка должностных лиц органов государственной
власти по вопросам прав и свобод граждан;
- регламентация порядка рассмотрения обращений граждан;
- устранение ограничений в информировании граждан о деятельности
государственных и муниципальных органов;
- повышение контроля за исполнением должностными лицами
обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан.
На первый план среди указанных задач выдвигается правовая
подготовка как необходимое условие овладения должностными лицами
органов государственной власти правовыми знаниями, акцентирования
внимания должностных лиц на базовых приоритетах их деятельности.
Цель правовой подготовки - получение соответствующих правовых
знаний. Это предполагает оказание органами государственной
власти, органами местного самоуправления содействия любым формам
и методам правового обучения (подготовки) государственных и
муниципальных служащих.
Использование полномочий, предоставленных Алтайскому краю как
субъекту Российской Федерации, дает возможность обновить на
краевом уровне правовые акты, регламентирующие порядок
рассмотрения обращений граждан. Решение указанных выше задач
зависит от состояния правовой информированности граждан,
правотворческой деятельности органов государственной власти,
органов местного самоуправления. Необходимо строгое соблюдение
требований действующего законодательства по своевременному
официальному опубликованию принимаемых нормативных актов,
затрагивающих права, свободы и интересы граждан.
Эффективность достижения поставленной цели определяется
постоянным контролем органов государственной власти, органов
местного самоуправления за соблюдением государственными
гражданскими и муниципальными служащими прав и законных интересов
граждан и их защитой.
В общей работе по защите прав и свобод граждан, проживающих либо
временно находящихся на территории края, довольно велика роль
Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае. Именно
Уполномоченный по правам человека призван обеспечивать гарантии
государственной защиты прав и свобод человека и гражданина,
содействовать совершенствованию законодательства о правах
человека и гражданина и приведению его в соответствие с
общепризнанными принципами и нормами международного права,
способствовать реализации законов в сфере защиты прав и свобод
человека и гражданина, дополнять существующую систему защиты этих
прав и свобод, выступать в качестве важного связующего звена
между обществом и государственной властью.
4. Повышение роли общественности в области защиты прав и свобод
человека и гражданина в Алтайском крае
Основная цель повышения роли общественности в области защиты прав
и свобод человека и гражданина в Алтайском крае заключается в
усилении значимости общественных организаций как самодеятельных
структур гражданского общества в области защиты прав и свобод
человека и гражданина, в противодействии нарушениям указанных
прав. Это обязательное и непременное условие совместной
деятельности общественных организаций и органов государственной
власти в сфере обеспечения конституционных прав граждан.
Важное значение имеет создание Общественной палаты Алтайского
края, являющейся независимым органом, обеспечивающим
взаимодействие населения с органами государственной власти
Алтайского края и органами местного самоуправления в целях защиты
прав и свобод граждан.
Базовая основа информирования общественности о деятельности
органов государственной власти и органов местного самоуправления
определяется созданием на уровне городов и районов отделений
общественных организаций, чем обеспечивается реальное упреждение
нарушений прав и свобод человека. Повышение роли граждан и их
объединений в решении важнейших вопросов краевого и местного
значения требует обеспечения открытости, "прозрачности" и
подконтрольности органов государственной власти и органов
местного самоуправления гражданам, увеличения степени
информированности общественности о работе указанных органов.
5. Образование и просвещение населения в области обеспечения и
защиты прав человека Обязанность государства распространять
знания о правах человека, проводить обучение различных групп
населения обусловлена многими международными актами и договорами,
членством России в ООН и в других международных организациях.
Для дальнейшего совершенствования образования населения в области
прав человека необходимо активизировать правовое просвещение
населения, акцентировав внимание на проблемах прав, свобод и
обязанностей человека, т.к. в данной сфере сохраняется низкий
уровень правовой подготовки граждан. Отмечается неполный охват
правозащитной подготовкой учащихся общеобразовательных школ,
молодежи, обучающейся в учреждениях начального профессионального
образования, средних и высших профессиональных образовательных
учреждениях неюридического профиля.
Обеспечение соответствующего уровня знаний предполагает
активность граждан в отстаивании прав и свобод, в противодействии
беззаконию. Главной целью образования и просвещения личности в
данном случае является поддержание такого уровня правовых знаний
граждан, который создавал бы благоприятные условия для реализации
и защиты ими конституционных прав и свобод и исключал возможность
их нарушения. В достижении указанной цели важнейшими являются
следующие задачи:
- создание в Алтайском крае системы правового просвещения
граждан, обеспечивающей регулярность и оперативность
распространения знаний о правах и свободах человека;
- правовое обучение учащихся общеобразовательных школ, учреждений
начального профессионального образования, средних и высших
профессиональных образовательных учреждений неюридического
профиля;
- организация оперативного информирования граждан о принятых
нормативных актах, затрагивающих права, свободы и обязанности
человека.
6. Группы населения, особо нуждающегося в защите прав
Отдельные группы населения в Алтайском крае, как и в Российской
Федерации в целом, находятся в крайне неблагоприятном положении.
Это беженцы и вынужденные переселенцы, представители национальных
меньшинств и коренных малочисленных народов, дети, женщины,
граждане пожилого возраста, инвалиды и пенсионеры.
Защита и обеспечение прав этих групп населения должны
производиться с учетом особенностей их социального положения,
возможностей краевого и муниципальных бюджетов, интересов и
безопасности личности и общества. Выбор форм социальной
реабилитации и защиты прав указанных групп населения должен
обеспечивать удовлетворение их потребностей в образовании,
профессиональной подготовке, труде:
1. Дети.
Алтайский край, как и Россия в целом, переживает демографический
кризис. Эта ситуация усугубляется такими явлениями, социальное
сиротство, угроза вовлечения детей в антиобщественные действия,
опасность наркомании среди детей и молодежи, ухудшение состояния
их здоровья.
Улучшение этой ситуации невозможно без укрепления фундаментальной
ячейки общества - семьи, заботы о подрастающем поколении.
Важнейшими задачами обеспечения интересов семьи, прав детей,
молодежи являются:
- подъем и устойчивое развитие экономики края;
- усиление координирующей роли соответствующего органа
исполнительной власти края в решении проблем материнства и
детства;
- организация системы устройства в приемные семьи детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также укрепление
сети интернатных учреждений;
- совершенствование краевого законодательства, ориентированного
на трудовую адаптацию обучавшейся молодежи и лиц молодого
возраста, освободившихся из мест лишения свободы;
- обеспечение эффективности медико-социальных, профилактических и
реабилитационных мероприятий, проводимых среди детей, молодежи.
Эффективное решение указанных задач предполагает разработку
системных программ и прогнозных документов, их оперативную
корректировку, повышение координирующей роли Администрации
Алтайского края как высшего органа исполнительной власти края в
консолидации усилий иных органов исполнительной власти края,
муниципальных органов, занимающихся проблемами защиты прав семьи,
детей и молодежи.
Важнейшим фактором, обеспечивающим соблюдение прав детей,
является профилактика безнадзорности и беспризорности,
предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
Устойчивое внимание к правам детей и результативность в
достижении поставленных целей определяются эффективностью
действий органов опеки и попечительства по устройству детей,
оставшихся без попечения родителей, развитием и
совершенствованием сети соответствующих социальных учреждений.
Оптимизация демографической ситуации, эффективность использования
трудового потенциала молодежи предполагает повышение внимания
Алтайского краевого Совета народных депутатов и Администрации
края к вопросам рождаемости, обеспечения эффективного контроля за
соблюдением программ занятости выпускников школ, учреждений
профессионального образования, молодежи, освободившейся из мест
лишения свободы.
Преодоление тенденции к снижению физического здоровья детей и
молодежи, в том числе связанной с возрастающим потреблением в
этой среде алкоголя и наркотических веществ, требует
приоритетного финансирования здравоохранения и краевых программ в
сфере профилактики и охраны здоровья детей и молодежи.
2. Инвалиды.
На первый план выдвигаются такие задачи, как введение в крае
системы реабилитационных и адаптационных мероприятий, контроль за
соблюдением законодательных требований в сфере трудоустройства
инвалидов, создание условий, содействующих становлению и развитию
у инвалидов стремления к самообеспечению.
3. Ветераны, пенсионеры.
Первоочередными становятся следующие задачи:
- обеспечение подъема экономики Алтайского края как одно из
важнейших условий повышения уровня жизни ветеранов и пенсионеров,
с учетом развития локальных систем их социальной защиты;
- укрепление и совершенствование механизма контроля за
соблюдением законодательства в сфере предоставления льгот и
компенсаций ветеранам.
4. Граждане без определенного места жительства и определенного
рода занятий. В целях обеспечения конституционных прав граждан
без определенного места жительства и определенных занятий,
исполнения обязанности по защите государством их прав и свобод
целесообразно ввести систему учета этой категории граждан, с
организацией медико-социальных центров оказания необходимой
помощи.
5. Лица, лишенные свободы.
Важной задачей в сфере обеспечения прав этой категории граждан
является соблюдение норм санитарно-гигиенического и бытового
содержания лиц, находящихся в изоляторах временного содержания
системы органов внутренних дел, следственных изоляторах;
разработка и реализация мероприятий адаптационного характера
после освобождения указанных лиц из мест содержания под стражей.
В целях защиты прав указанных групп населения необходимо:
- соблюдать открытость деятельности государственных органов,
обеспечивающих защиту прав человека;
- выработать новые правовые механизмы, обеспечивающие
рациональное использование финансовых и материальных ресурсов, с
учетом потребностей населения;
- упорядочить действующую систему льгот и компенсаций, обеспечить
их адресный характер и повысить обоснованность предоставления.
Концепция определяет пути решения важнейших проблем защиты прав и
свобод граждан, проживающих в Алтайском крае. Она является
документом, формулирующим первоочередные предложения по
совершенствованию механизмов и процедур на территории края в
сфере защиты прав человека и гражданина. Утверждение Концепции,
разработка на ее основе программ, планов и мероприятий,
направленных на обеспечение прав граждан, их реализация в период
2006-2009 годов окажут позитивное воздействие на ситуацию,
связанную с обеспечением и защитой прав человека и гражданина на
территории Алтайского края.
17.05.2006 07:40
О новом памятнике журналистам рассказал его автор, скульптор Ганс Купельвейзер, работающий в стиле пост-модерн. Согласно плану Ганса, монумент "жертвам Холокоста" будет представлять собой внушительных размеров мелкий каменный бассейн, наполненный водой розового цвета. Он будет построен в Вене на площади Морцинплац, где до 1945 года располагалась штаб-квартира гестапо в Австрии. Скульптор надеется, что этот проект стоимостью в 310 тысяч евро он сможет осуществить к 2007 году.
Организации, отстаивающие права сексуальных меньшинств, поддержали эту идею. Согласно их данным, одновременно с Холокостом также осуществлялись серьезные репрессии в отношении геев и лесбиянок. По некоторым сведениям, число погибших от нацистских пыток среди них достигает нескольких тысяч.
17.05.2006 08:02
17.05.2006 08:27
Если бы у нашей исполнительной и законодательной власти голова болела бы: как вновь рождаемый закон направить на благо человеку, то и не появлялись бы Постановления №34 от 2.02.06г, ограничивающие права человека со ссылкой на защиту памятников, которых в юридическом плане нет. Все судебное разбирательство направлено на выявление границ площади, наличие памятников и определение грани: где есть нарушение прав человека, а где защита памятников. На самом же деле при создании Постановления было сильное желание не видеть из окон протестующий народ(без всякой заботы о Ленине). Тем самым убрать обратную связь между властью и народом(заменив суррогатной ОП), затем неожиданно получить по Пушкину: «Русский бунт - бессмысленный и беспощадный». С сожалением приходится констатировать: народ имеет такую власть, которой он достоин.
17.05.2006 08:45
вообще возникает необходимость в такой защите? Причина – несовершенная законодательная база или Сицилия по сравнению с Алтайским краем отдыхает? Тот, кто допускает произвол и беззаконие – люди, облеченные властью, представляющие государство. Как же надо прогнить, чтобы обществу придумывать дополнительные меры по защите от государства! Да и будет ли результат?
17.05.2006 09:10
17.05.2006 09:14
17.05.2006 10:13
17.05.2006 11:52
17.05.2006 12:10
17.05.2006 12:59
17.05.2006 13:10
17.05.2006 13:10
18.05.2006 13:19